Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи




Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


В данном случае, Лазарь Баранович был жив и оставался действующим архиереем. К тому же, в письме к патриарху он не четко изложил свою просьбу. Из Москвы в Украину срочно полетели запросы, к Барановичу и гетману. На Гетманщине с ответом не медлили, "и он гетман, со всем воинством Запорожским и духовного чина игумены, протопресвитеры же и иереи и с причетники церквей, и малороссийских городов все жители их царскому величеству и святейшему патриарху биша челом, с прошением, чтобы той их Черниговской церкви поставлен был пастырь и правитель архиерей.
Избраша же они, духовного чина и мирского жительства все люди тамо в таковое церкве Божия служение мужа благочестива и в духовном жительстве известна и суща им на пользу, Черниговского Пресвятыя Богородицы Елецкого монастыря архимандрита Феодосия Углицкого, иже в помощь бысть правительства Черниговския тоя епархии преосвященному Лазарю Барановичу, архиепископу Черниговскому и Новгородка, ради престарения и немощи его"109.

Лазарь Баранович лично написал к патриарху, "что он уже велиею старостию ныне содержится и в телесней крепости изнеможе, чесого ради посвятил бы великий господин святейший патриарх во архиереи в Чернигов архимандрита Феодосия"110.
После получения этих заверений, патриарх согласился рукоположить Феодосия Углицкого в архиепископа, но без выдачи ему ставленной грамоты. Хиротония состоялось в Успенском соборе московского кремля 11 сентября 1692 года (1693 - по московскому счету)111.
28 сентября царями Иоанном и Петром Алесеевичами были выданы грамоты гетману Ивану Мазепе и святителю Феодосию о подтверждении его прав на Черниговскую архиепископию112.
В ноябре того же года патриарх Адриан сообщил гетману Ивану Мазепе об исполнении его просьбы: "Писал еси к нашей Мерности, с прошением всея малороссийския страны жителей, якоже духовного чина, такожде и мирского общества людей, еже бы вами тамо избранного, Пресвятыя Богородицы Елецкого Черниговского монастыря, архимандрита Феодосия Углицкого, хиротонисати нам в Черниговскую епархию архиепископа, яко тая епархия в нынешнее время требует зело правления дел церковных и пастыря. И наша мерность с советом и волею благочестивейших наших великих Государей Царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великая и малая и белая России самодержцев, … такожде и с прочими присутствующими зде архиереи, по тому прошению и избранию вашему, архимандрит Феодосий Углицкий, в Черниговскую епархию во архиепископы посвятихом, нынешнего 7201 лета месяца сентемврия в 11 день"113.
Письмо о посвящении Феодосия в архиепископа патриарх написал и Лазарю Барановичу114.
Неканонические поставления в архиереи двух лиц в одну епархию разными митрополитами или патриархами известны. Таких случаев в истории и раньше и позже было не мало*. Дело с поставлением Феодосия Углицкого происходило в совершенно другой ситуации и с другим духовным смыслом. Он был посвящен не враждебным или оппозиционным к Украинской православной иерархии архиереем, а своим каноническим пастырем-патриархом. Посвящение совершилось вследствие единодушного желания действующего, но немощного, Черниговского архиерея Лазаря Барановича, гетмана и козацкой старшины, черниговского духовенства и паствы. Этот особенный, не иначе как по промыслу Божиему, случай посвящения Феодосия Углицкого можно считать началом традиции (твердо укоренившейся со второй половины 19 века) назначения викарных епископов в епархии.
Из-за больших, а иногда огромных, размеров епархий Русской Церкви, эта традиция полностью себя оправдала. Тем не менее, святитель Феодосий был хиротонисан без выдачи ставленной грамоты115. Ее он получил уже после смерти Лазаря Барановича.
После хиротонии Феодосий Углицкий продолжительное время оставался в Москве. Его вместе с сопровождавшими лицами не отпускали на Украину. Причины удержания черниговской делегации в Москве не известны. Но причины к беспокойству были, так как, Феодосий обращался к управителю Посольского приказа Емельяну Украинцеву116.
"Государь Емельян Игнатович, - писал святитель Феодосий, - великий мой благодетелю! Смиренный богомолец архиепископ Черниговский бьет челом со слезами благородию твоему: умилосердися, изволь о моем во страны наши отпущении. Благочестивым и державнейшим великим государям нашим царям и великим князьям, их царскому пресветлому величеству доложить. Довольно бо зде пожил недель болше двенадцати, а как из монастыря своего выехал я, есть уже недель з двадцать"117.
Святитель понимал бессмысленность дальнейшего пребывания в Москве и писал о вполне реальных причинах скорейшего возвращения в Чернигов. "Ныне без меня в монастыре моем ведомо, - сообщал он, - что неприбыток есть всего, в епархии без меня никакой нет требующим расправы, также и дому архиепископского досмотрети некому; во истину все аки овцы суть не имущи пастыря". К тому же, писал Феодосий, "наш путь далек и зело ныне тяжел, зима наступила, а людишка мои без шуб, а иные без сапог"118.
Вероятно, Украинцев ходатайствовал за Феодосия Углицкого и его причт, и в начале 1693 года они возвратились домой в Чернигов. Но перед тем владыка Феодосий заехал в гетманскую резиденцию-столицу Батурин, чтобы непосредственно известить гетмана Мазепу об окончании их совместного предприятия. Основное гетман уже знал. Святителю Феодосию оставалось лишь, вернувшись в Чернигов, послать опять же в Москву посыльных с благодарностью за монаршую милость. Этого требовал этикет отношений высокого государственного уровня. В апреле 1693 года от архиепископа Феодосия в Москву отправился архидиакон Феофил с несколькими служками и с благодарственным письмом и челобитной о помощи Черниговской епархии. Через него было передано святителю Феодосию соболей на 150 рублей и письмо от царей Иоанна и Петра с заверением, что они не оставят без милости черниговскую паству119.
Архидиякон Феофил и сопровождавшие его люди также получили щедрые подарки. Можно предположить, что задержка Феодосия Углицкого в Москве в конце 1692 года была вызвана невозможностью выплатить ему царское жалование, так как, тогда "тех соболей ему [Феодосию - А.Т.] из казенного Приказу не дано, потому что в казенном Приказе в ту цену соболей нет и в сибирском приказе не сказывают"120.
Феодосий Углицкий, приняв хиротонию и вернувшись в Чернигов, оставался проживать и управлять Черниговским Елецким монастырем. В то же время он был деятельным помощником больного Лазаря. Письма, грамоты, распоряжения подписывали оба архиереи или издавались Феодосием от имени Лазаря Барановича. Например, в марте 1692 года Феодосий Углицкий, тогда еще только помощник Барановича, выдал от его имени грамоту на устройство Каташинского Николаевского монастыря121. Когда же святитель Феодосий получил хиротонию, он подписывался: "Феодосий Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгородсеверской коадъютор, архимандрит Елецкий". Такая подпись стоит на грамоте, выданной на возобновление Любецкого Антониевского монастыря летом 1693 года122.
Трудолюбие Феодосия Углицкого было отмечено Лазарем Барановичем в письме к патриарху Адриану:
"Трость жития моего ветром старости колеблема, ко смерти приклоняется, и жизнь моя скончивается, обаче отеческим вашего святительства подвижен есмь презрением, когда во всегдашних моих немощах желанную святительство ваше даде ми помощь и, аки Петру, в мори седины моея утопающу, да во море не пожрет мя глубина смертная, подал ми еси руку помощи, Божиим и своим пастырским благословением рукоположив архиерея и наследника мне". В мае 1693 года цари Иван и Петр Алексеевичи грамотой утвердили за Черниговской архиепископией все ее вотчины. Грамота была выдана на имя Феодосия Углицкого123.
Последние месяцы перед кончиной владыка Лазарь сильно ослаб, епархиальными делами заниматься у него просто не было сил. Официальную переписку, как видно по сохранившимся документам, вел архиепископ Феодосий. Угасающий архиепископ Лазарь, "великий столп церковный", по замечанию святого Димитрия Туптала (Ростовского), скончался 3 сентября 1693 года (1694 - по московскому счету). Погребение великого черниговского владыки совершил архиепископ Феодосий. Лазарь был похоронен 1 октября на Покров Превсвятой Богородицы в Борисоглебском кафедральном соборе за левым клиросом.
С извещением о смерти архиепископа Лазаря Барановича в Москву были посланы некие иеромонах Пахомий, писарь Александр с товарищами. С собой они везли письма к царям Петру и Иоанну, а также к патриарху Адриану, от гетмана Ивана Мазепы и Феодосия Углицкого с просьбой о подтверждении прав последнего на управление Черниговской епархией.
Подтвердительная архиепископу Феодосию была выдана патриархом Адрианом 2 января 1694 года. В ней говорилось, что Феодосий "в дело служения архиепископ Черниговский хиротонисан еси. И уже свойствен еси епархии той Архиерей и пастырь избранный, учинен еси, отселе всесовершенно вся люди Божия управляй, и назирай и устрояй ко спасению и руководствуй ко благоугождению всетворца Бога, и архиепископии Престол благозаконне содержи за благотворение бо в должности чина и достоинства сего от Христа Господа зде временное, и вечное блаженство в небесех получиши. Ибо сего боголюбию твоему навсегда усердствуем"124.
Грамоту по поводу утверждения Феодосия Углицкого архиепископом Черниговским патриарх отправил и гетману Мазепе, прося его "Ему Преосвященному Феодосию спомоществуй, и во всем яко церковный и нашея мерности сын приятствуй"125.
5 января того же года милостивую грамоту Феодосию Углицкому выдали цари Иоанн и Петр Алексеевичи. В ней, в частности говорилось: "Позволяем тебя богомольца нашего преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского и Новгороцкого иметь в милости нашей Государской, в таковой, в каковой был и преставлшийся предок твой преосвященный Лазарь
Баранович"
126. Тем же числом датируется грамота царей гетману Мазепе. Ему, в частности, было сказано, "что о преставлении преосвященного Лазаря Барановича архиепископа Черниговского и Новгородцкого, имел ты подданной наш с старшиною, с полковниками сетование и печаль, а ныне имеешь утешение и отраду, что по кончине онаго в неотложном времени тот архиерейский престол восприял вышепомянутой богомолец наш преосвященный Феодосий Углицкий архиепископ Черниговский и Новгородцкий, который своими добротами может украсити церковь, и благоразсмотрением устроить дел правление"127. Все эти грамоты, вместе со ставленной архиерейской грамотой святителя Феодосия, архиепископа Черниговского128, были доставлены в Чернигов и Батурин в начале 1694 года посланцами во главе с иеромонахом Пахомием.
Святитель Феодосий
Преосвященный Феодосий Углицкий начал самостоятельное управление Черниговской епархией. Но лишь два года оставалось его земной жизни. Однако, за этот непродолжительный срок им было сделаны значительные усилия по улучшению благосостояния епархии. Особенное внимание святитель Феодосий обращал на поддержание духа истинного христианского благочестия среди пасомых. Он заботился о восстановлении прежних и устроении новых монастырей и храмов. Уже 11 октября 1693 года (1694 - по московскому счету) архиепископ Феодосий выдал Марии Сулимовой, вдове Стародубского полковника Семена Самойловича, грамоту, которой благословил ее построить женский монастырь на земле, купленной ею вместе с покойным мужем. Для обители был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященный святителем Феодосием. В 1694 году владыка Феодосий благословил основание Любецкого Антониевского скита. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и установил празднование чудотворной Домницкой иконы Божией Матери.
Как видим, святитель Феодосий всегда с особенным вниманием относился к монастырской жизни, к хозяйственным и управленческим проблемам иноческих обителей. А проблем, конечно, было много. 1690-х годы в Гетманщине отмечены активной хозяйственной деятельностью козацкой старшины всех уровней, отчего она значительно разбогатела. Эту тенденцию поддерживал гетман Мазепа. В тоже время, протекционизм по отношению к политической элите Украины гетман сочетал с действиями, направленными на сдерживание естественного желания старшины, прежде всего полковой, скорее обогатиться. Сохранились сотни охранительных или подтвердительных универсалов гетмана Мазепы на права, право владения землями, имениями, угодиями частным лицам, магистратам, братствам. Не обходил вниманием гетман и интересы Церкви. Он известен как ктитор, меценат и строитель многих церквей и монастырей. Многие благодеяния были сделаны им в пользу Черниговской епархии. Этому немало способствовали личные отношения его с архиепископом Феодосием Углицким, а затем с архиепископом Иоанном Максимовичем.
Осенью 1693 года и в течении 1694 года архиепископ Феодосий Углицкий, как свидетельствуют сохранившиеся документы, активно занимался хозяйственными делами огромной Черниговской епархии129. Благодаря личному авторитету, налаженным отношениям с козацкой старшиной и лично с гетманом Мазепой, Феодосию удалось уладить множество запутанных хозяйственных дел. При этом Черниговский святитель проявлял мудрость в житейских делах, соединяя экономическую целесообразность с христианской добродетелью. А многие дела были так запутаны, что ставили в тупик духовную и светскую власть Гетманщины. Это объясняется, прежде всего, несовершенством законодательства и правовых отношений в обществе.
В 1695 году возник конфликт между Черниговским Пятницким женским монастырем и козацкой администрацией Черниговского полка. Архиепископ Феодосий встал на защиту иноческой обители и просил гетмана Мазепу разобраться в возникшем конфликте, "жебы тяжести и долегливости, неслушне их подданим од старшини полку Черниговского дыючиеся, были улажены и яко неслушне отдалени". В чем же заключались "тяжести и долегливости"? Как видно из переписки гетмана, Черниговский полковник Яков Лизогуб приказывал подданным монастыря отстраивать греблю Рыжиковскую с мельницей, которая хоть и находилась на землях монастыря, но или принадлежала полковнику, или он был в ней заинтересован. Игуменья монастыря также жаловалась, что "под час походу военного от панов наказных полковников, яко от висланой вашой милости челеди незносние збытки, здырства, вимисли незвичайнии и невиказаные прикрости, а также и от Рыжаковских мелников шкоду поносят"130.
В письме от 21 декабря 1695 года гетман заверил святителя Феодосия, что справедливость будет восстановлена. Через несколько дней Мазепа направил письмо Якову Лизогубу, в котором писал, чтобы "поддании в маетностях помянутого монастыря будучии, универсальним наданем антецессоров наших и нашим гетманским ствержении, абы никому иншому не отдавали послушенства, толко и едино обители святой дивичой Свято-Пятницкой черниговской"131. Дело как будто уладилось, и впредь ни Яков Лизогуб, ни другие представители черниговской козацкой старшини не посягали на права обители. Но через год гетман вновь писал в Чернигов предупредительное письмо. На этот раз причины жалобы были следующие. На земле, принадлежащей Пятницкому монастырю, на речке Белоус находилась мельница, которой монастырь владел совместно с черниговской мещанкой, некой вдовой Янихой. Доход делился таким образом: две трети получал монастырь, одну треть - совладетельница. Но теперь, как жаловались монахини, "она, помянутая вдова, ни до чого не прикладается и ниякого на млын кошту и стараня не ложит, берет розмир по половици"132. Гетман приказал, чтобы доход от мельницы делился как и прежде.
Вторая причина жалобы монастыря, представленной архиепископу Феодосию и гетману Мазепе, также была связана с некой вдовой. Ее покойный муж, состоящий в подданстве монастыря, "в скрытом богатстви и господарско мешкаючи, много себи кгрунтов мужицких придбавши, з сего зийщол свита". Вдова вышла замуж "за челядника небожчика пана Полуботкового". Этот бывший слуга Черниговского полковника Леонтия Полуботка и новоявленный владелец зажиточного хозяйства обещал исполнять все должные повинности в пользу монастыря, как и его предшественник. Но потом он не только прекратил их исполнять, ссылаясь на желание нести козацкую службу, "але еще и людей тяглых помянутым небожчиком на тих кгрунтах осаженых, сторонит от тяглой повинности, побываючи законничих посланцов и преч оных фуриями изгоняючи"133. Мазепа рассудил так, что "пана Полуботка челядник, если хочет войсково служити", должен вместе со своей женой переселиться с монастырских земель, никому их не продавая, и поселиться в любом другом месте. А, оставаясь на прежнем хозяйстве, он должен полностью исполнять установленные повинности в пользу монастыря, как и крестьяне, проживающие на землях, приобретенных его предшественником.
Добросовестных и честных хозяйственников святитель Феодосий уважал и всячески поддерживал. Несколько грамот, сохранившихся и дошедших до нас, свидетельствуют о его благоразумной распорядительности. Например, 29 августа 1694 года архиепископ Феодосий выдал грамоту Прокопию Сенченко, атаману Шатринскому, в которой писал: "позволили в грунтах наших катедральных, в бору под селом Шатрищами, на речце Драче, греблю засыпати, млын при ней построити; з которого млына он и потомстве его третую часть мельницкую, ведлуг звычаю мельницкого, одбирати мают, а нам две части належати будут". Если же атаман Сенченко, говорилось далее в грамоте, будет придерживаться установленного правила владения мельницы, выстроенной на епархиальных землях, то ему и архиерейское благословение. В противном случае, "буди вовеки неблагословен и од млына оддален". Под грамотой следовала собственноручная приписка Феодосия Углицкого: "Для охотнейшого зас и поряднейшого того млына строения, тому ж Прокопию, атаману, по построению млына позволяем слободы на целый рок"134. Таким образом, хозяин мельницы, после ее построения, освобождался на год от уплаты части совладельцу - черниговской архиерейской кафедре.
Подобная жизненная рассудительность и природное благоразумие святителя Феодосия видна в его грамоте от 7 января 1694 года, данной протопопу Афанасию Зарудскому в связи приобретением им земельного участка в Новгороде-Северском. Грамота во многих отношениях интересна, поэтому ее стоит привести дословно:
"Феодосий Углицкий милостию Божиею православный Архиепископ Черниговский, Новгородсеверский и всего Севера, архимандрита Елецкий Черниговский.
Ведомо чиним каждому о том ведати належне потребуючему, иж пустилисмо пречестному отцу Афанасию Зарудскому протопопе нашему Новгородзкому за певную сумму пляц дворовый в месте Новгородку близко ратуша чолом до пробитой улицы, а тылом до малой улички от пана сотника лежачий з едной зась ку Якову Красовскому мещанину новгородскому, а з другой сторони ку улици прилеглий, которий пляц для приизду в пригороде блаженной памяти антецессорове нашему любимому своему пастыреве Преосвященному Лазару Барановичу дали их милости панове мещане Новгородские, же теды нам той пляц мало есть потребный, прето мы респектуючи на на иншие потребы церковные и на пилную потребу отца протопопа той пляц ему, жоне и потомком его пускаем и в зуполную подаем посессию волно будет ему и потомком его вишменованый пляц держати или кому хотети дати и продати, а для лепшой вери и в потомные часи твердости сей лист наш вишреченному отцу протопопе при печати катедральной и з подписом руки власной видати росказалисмо"
135.
Вероятно, появились какие-то препятствия к владению этой делянкой протопопом. В августе 1694 года архиепископ Феодосий выдал ему вторую грамоту в подтверждение его прав на землю, запретив под не благословением кому-либо покушаться на нее136. Охранительный универсал Афанасию Зарудскому 9 мая 1695 року выдал и гетман Иван Мазепа137.
Хозяйственная рассудительность и управленческий талант Феодосия Углицкого видны и в другом случае, засвидетельствованным документально его грамотой. В 1695 году он позволил некоему мельнику Пархому Ивановичу построить мельницу во владениях Елецкого монастыря между селами Надиновкой и Копочевым на р. Смолинке. Мельник оказался хозяйственником умелым. После построения мельницы он, с позволения святителя Феодосия, в течение шести недель весь доход с мельничного промысла оставлял за собой. Затем стал отдавать монастырю две третьих дохода, согласно "звычаю мелницкого", а себе забирать, соответственно, одну третью часть. Расходы на техническое содержание мельницы брали на себе обе стороны138.






____________________


109 - Там же. С.326.
110 - Там же. С.327
111 - В литературе существовало разногласие по поводу даты хиротонии Феодосия Углицкого. Одна дата 11 сентября 1692 года (подтвержденная документально), другая - 13 сентября 1692 года (указана в дневных записках Дмитрия Туптало). Первым на это разногласие обратил внимание архиепископ Филарет (Гумилевский). Он попытался примирить его, считая, что 11 сентября состоялось наречение, а 13 - посвящение: Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. Кн.1. С.54-55. За ним последовали другие биографы. Г. Бородулин считал эту попытку разрешить разногласие неудачной. В частности, он указал, что 11 сентября 1692 года припадало на воскресение, а 13, соответственно, на вторник. Если следовать логике о процедуре наречения-хиротонии, то последнее скорее должно было состояться 14 сентября (день Воздвижения Креста Господнего). Г. Бородулин соглашался с задокументированной датой, а 13 число святитель Дмитрий мог указать по слухам, или это была опечатка издателя его записок (Бородулин Г. О времени наречения и хиротонии св. Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1897. №7. С.264-270).
112 - Прибавление к ЧЕИ. 1900. №8-9. С.258-262; 1901. №9. С.296-298.
113 - АрЮЗР. Ч.1 Т.5. С.357; Прибавление к ЧЕИ. 1900. №4. С.139-140.
114 - АрЮЗР. Ч.1 Т.5. С.358.
*- Из ранней истории нет смысла указывать на подобные факты, они во множестве своем известны. Из подобных современных случаев укажем на историю с расколом в Российской и Украинских Церквях 20-го и нынешнего века, когда во многих епархиях, кроме законного (канонически признанного) архиерея, имеется его двойник из другой "православной деноминации".
115 - Письмо патриарха Адриана Феодосию Углицкому о том, что при жизни Лазаря Барановича нельзя ему, Углицкому, дать утвердительную грамоту на звание архиепископа Черниговского. 1693 г. // АрЮЗР. Ч.1. Т.5. С.384.
116 - Украинцев был знаком Феодосию по избранию гетмана Мазепы. Коломакские статьи 25 июля 1687 года с российской стороны подписал Украинцев (Універсали Івана Мазепи. 1687-1709. Київ-Львів, 2002. С.62).
117 - Дубровський В. Життя й діла Феодосія Углицького (Полоницького). Харків, 1930. С.172.
118 - Там же. С.172-173. Со святителем Феодосием в Москве находились, согласно документов, иеромонахи Пахомий и Феофан, иеродиаконы Герман, Корнилий, Николай (Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1. С.362).
119 - Прибавление к ЧЕИ. 1901. №5. С.164-165.
120 - Бобинин В., диак. Царские подарки святителю Феодосию Черниговскому в 1692 году и его посланцам в 1693 году // Прибавление к ЧЕИ. 1900. №20. С.571-573.
121 - Материалы для жизнеописания святителя Феодосия, черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.25-26.
122 - Там же. С.27-29.
123 - Добровольский П. Памятники времен святителя Феодосия Углицкого в Черниговском Елецком Успенском монастыре // Приложение к ЧЕИ. 1898. №23. С.936-937.
124 - Прибавление к ЧЕИ. 1900. №5. С.160.
125 - Прибавление к ЧЕИ. 1901. №6. С.199.
126 - Прибавление к ЧЕИ. 1900. №23. С.705.
127 - Прибавление к ЧЕИ. 1901. №10. С.332.
128 - Ставленная архиерейская грамота святителя Феодосия // Прибавление к ЧЕИ. 1900. №1. С.11-19.
129 - Несколько таких дел отобразилось в документах. См. напр.: Бородулин Г. Письменные памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в Черниговском Троицком монастыре // Прибавление к ЧЕИ. 1898. №15. С.596-600; №18. С.693-697; 1899. №6. С.211-213 и др.
130 - З документації гетьмана І.Мазепи / Підготовка до друку, передмова Ю.Мицика // Сіверянський літопис. 1998. №1. С.95.
131 - Там же. С.96
132 - Там же.
133 - Там же.
134 - Коваленко Гр. Грамота святителя Феодосия, архиепископа Черниговского // Киевская Старина. 1905. №10. С.158-159.
135 - Материалы для жизнеописания святителя Феодосия, черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.34.
136 - Там же. С. 38-39.
137 - Гетьманські універсали в колекції Чернігівського історичного музею ім. В.В.Тарновського / Підготовка до друку І.Ситого // Сіверянський літопис. 1998. №2. С.36; Універсали Івана Мазепи. 1687-1709. Київ-Львів, 2002. С.283-284.
138 - Добровольский П. Памятники времен святителя Феодосия Углицкого в Черниговском Елецком Успенском монастыре // Прибавление к ЧЕИ. 1898. №23. С.934-935.





<<< 6 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz