Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи




Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


И хотя в 1801 году полк вновь стал называться Черниговским, его военнослужащие продолжали воздавать почести своему покровителю*.
В том же 1708 году, в ноябре, приемнику Феодосия Углицкого по Черниговской кафедре, архиепископу Иоанну Максимовичу, пришлось участвовать в душевно-тягостном мероприятии. После перехода Ивана Мазепы на сторону шведов, царь Петр I приказал немедленно провести выборы нового гетмана Украины. Выборы происходили в Глухове. Гетманом стал Стародубский полковник Иван Скоропадский. Тогда же и там же, по приказанию Петра, были преданы проклятию Мазепа и все последовавшие за ним. В этом действии принимал участие архиепископ Иоанн Максимович, а среди проклинаемых находился его родной брат**.
Тем временем, война вскоре закончилась, постепенно налаживалась мирная жизнь. Память о святителе Феодосии Углицком хранилась в Чернигове постоянно. По меньшей мере, в конце 18 века было общеизвестно, что его тело в пещере Борисоглебского собора почивает нетленным.
В 1786 году врач и историк Афанасий Шафонский, президент уголовной палаты Черниговского наместничества, согласно государственным программам историко-географического обозрения Российской империи составил "Черниговского наместничества топографическое описание, с кратким географическим и историческим описанием Малыя России".
Эта работа составлялась из самых различных источников. В ней мы находим такие сведения о святителе Феодосии: "По смерти архиепископа Лазаря Барановича, посвящен в Московском Успенском большом соборе Патриархом Московским 1693 года Черниговским Архиепископом Черниговского Успенского Елецкого монастыря Архимандрит Феодосий Углицкий, за которого, монаршим повелением, протопопии - Глуховская, Конотопская и Борзенская из епархии Черниговской митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому паки возвращены. Сей архиепископ умер 1695 года(!?) и погребен в Борисоглебской церкви, которого мощи и поныне нетленные"159.
Так же и в составленному в начале 19 века "разговоре о начале города Чернигова и о учреждении семинарии приезжего и семинариста" черниговский семинарист на вопрос, был ли Иоанн Максимович первым черниговским епископом, отвечал: "Прежде сего были многие, как-то: блаженной памяти святой Феодосий Углицкий, которого мощи даже до сего дня у нас нетленные почивают"160.
Еще в 1772 году, по благословению Черниговского епископа Феофила Игнатовича (1770-1788), нетленное тело святителя Феодосия переложили в новую деревянную раку. В 1781 году владыка Феофил сообщил в Св. Синод, что "в кафедральном Борисоглебском монастыре, в большой церкви, имеются под спудом в раке деревянной нетленные мощи преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, до коих мощей имеется ход и благодатным предстательством блаженного Феодосия исцеляются одержимые беснованием и телесными недугами многие люди различного возраста, пола и сословия".
В последней четверти 18 века произошли большие изменения в жизни Украинской гетманской державы. Кирилло Розумовский, избранный на гетманство в 1750 году, под давлением императрицы Екатерины II, в 1764 году сложил с себя полномочия гетманства.
Вскоре для управления Украиной была основана Малороссийская коллегия (вторая). В 1781 году российское правительство упразднило сотенно-полковое административно-территориальное деление Украины и основало наместничества. В 1796 году произошла губернская реформа. Окончательно губернское деление территории Российской империи установилось в начале 19 века. Таким образом, Украинское козацкое автономное государство прекратило свое существование. Украинские земли стали обычной провинцией Российской империи.
Изменения происходили и в церковном управлении. В 1785 году Черниговская и Новгород-Северская епархия была переименована в Черниговскую и Нежинскую. В тоже время, с основанием Новгород-Северского наместничества открылась Новгород-Северская епархия. И наместничество и епархия существовали до упразднения в 1796 году. Приходы и монастыри были возвращены в ведение Черниговского архиерея, который некоторое время носил титул Малороссийский и Черниговский. С 1803 года епархия и, соответственно, архиереи называются Черниговскими и Нежинскими. Начиналась новая эпоха в жизни украинского народа.
Именно в эту эпоху судил Господь Бог прославить во святых своих святителя Феодосия Углицкого.
Случаи исцеления и другие чудеса, происходившие у мощей святителя Феодосия в 18 веке, вероятно, специально не фиксировались, то есть, не записывались. По крайней мере, нам об этом ничего не известно, хотя о нетленности мощей Феодосия Углицкого было хорошо известно в Чернигове и за его пределами. Но с начала 19 века известны случаи записи чудес у раки Феодосия Углицкого. Так, протоиерей Петр Шишов, служивший при Борисоглебском соборе с 1812 года по 1852 год, делал короткие заметки, как ему казалась, наиболее примечательных случаев исцеления людей у мощей святителя Феодосия. Эти записи были найдены после смерти протоиерея среди его бумаг.
Например, он записал такой случай из рассказа очевидцев. Около 1808 года крестьянка Смоленской губернии от испуга стала немой. Вместе со своими земляками-паломниками она отправилась в Киев. Их путь проходил через Чернигов. Здесь больная поклонилась и приклалась к мощам святителя Феодосия. Тотчас к ней вернулся дар речи.
В нетленности тела святителя Феодосия были уверены не только церковнослужители, а и вполне светские люди. Вот письмо черниговского прокурора Георгия Бажанова, адресованное им 1818 году Малороссийскому генерал-губернатору князю Николаю Григорьевичу Репнину (1816-1834)161. Письмо интересно и тем, что в нем идет речь о родственниках Феодосия Углицкого, поэтому его стоит привести дословно: "Бедная вдова, надворная советница Василевская на восьмом десятке лет своих, борясь с немощами и нищетой, прибегает к Вашему сиятельству с нижайшей просьбой об исходотайствии ей от щедрот монарших маленького подаяния за долговременную службу мужа ея. Будучи здешним уроженцем, я помню еще в малолетстве, что дом Василевских был некогда из лучших, и добрые хозяева в нем отличались ласками и гостеприимностью. Но, по времени, игра судьбы разными несчастными стечениями и пожарами все в нем истребила и оставила хозяйку в глубокой старости, на болезненном одре умирать с голоду. Смерть ей тем страннее, что она имеет маленькие долги и боится умереть с непокойной совестью, ибо она совершенная христианка, а сверх того и ближайшая родственница покойному Черниговскому Архиерею Феодосию Углицкому, коего мощи здесь в Борисоглебской церкви почивают"162.
Не известно, как звали эту надворную советницу, и была ли она действительно родственницей святителя Феодосия. Если это так, то, вероятнее всего, она принадлежала к потомкам Василия Полоницкого163***, племянника Феодосия Углицкого.
Но в данном случае, важнее сам факт упоминание в письме его имени.****
Таким образом, черниговский прокурор усиливал свою просьбу к высокопоставленному лицу.
Отсюда можно сделать вывод, что прижизненный духовный авторитет святителя Феодосия после смерти не угас, его имя приобретало уже сакральное значение. Оно все чаще упоминается в контексте обращения к святому заступнику и предстоятелю у престола Божия. Об этом свидетельствует, в частности, письмо протоиерея Киево-Софийского собора к настоятелю кафедрального собора в Чернигове с просьбой знаменитого государственного деятеля:
"Jllustrissime! Паки отправляю вам денег 20 руб. от того самого подателя г. военно-Киевского губернатора, Михаила Ларионовича Кутузова, на такия же две панихиды у святителя Феодосия, какие и прежде. По-моему не худо бы прибавить и молебен о путешествии сего нарочитого путешественника. Он теперь на пути в армию нашу до Дуная, по Высочайшей воле. Прот. Леванда, 16 апреля 1808 г. Киев"164.
Как видно из письма, Кутузов неоднократно обращался в молитве к святителю Феодосию Углицкому. Это является неопровержимым фактом известности и почитания угодника Божия, как в среде простого народа, так и высших светских кругах, задолго до его канонизации. Не оставим без внимания и то, что к заступничеству святителя Феодосия обращался военноначальник. В дальнейшем увидим, какое место занимал образ Феодосия Углицкого во время "нашествия иноплеменник", в частности, в годы Великой Отечественной войны.
В 1813 году жена губернского предводителя дворянства Анна Васильевна Лизогуб рассказала протоиерею Петру Шишову о своих молитвах к святителю Феодосию с просьбой исцелить своего сына от болезни, которую врачи признали неизлечимой. Господь Иисус Христос совершил чудо по ее молитвам. Сын стал совершенно здоровым. В благодарность за великую милость к семейству Лизогубов, Анна Васильевна на свои средства обновила портрет святителя Феодосия, находящийся в соборе*****.
Известие о черниговском чудотворце распространялось достаточно быстро. Единичные молитвенные обращения к нему сменились паломничеством к его святым мощам. Именно это послужило причиной расширения и обустройства пещеры, где они почивали.
13 августа 1824 года братия Черниговского кафедрального Борисоглебского собора, в лице ключаря протоиерея Адриана Павлова, протоиерея Петра Шишова, священно-наместника Григория Аренского и священника Иоанна Сультицкого, обратилась к Черниговскому архиепископу Лаврентию (Бакшевскому) (1820-1831) с просьбой о расширении пещеры святителя Феодосия. Архиепископ наложил такую резолюцию: "В отвращение неудовольствий и роптаний по тесноте пещеры дозволяю под смотрением соборного ключаря распространить оную в ширину не более как на полтора аршина или менее, а в длину на пять четвертей, каковое пространство для приходящих признается не стеснительным"165.
После перестройки пещеры гроб с мощами поместили в медную, посеребренную, а местами позолоченную, раку. Она была сделана по заказу и на средства черниговского купца-старообрядца Горбунова, который получил исцеления у гроба святителя Феодосия.
В 1825 году, в десятую пятницу по Пасхе, во время службы и при великом стечении народа, в присутствии протоиерея Шишова, жительница посада Радуль, Городнянского уезда, Черниговской губернии, хотела войти в пещеру с мощами святителя Феодосия. Вдруг перед входом в пещеру она испустила сильный крик и упала в конвульсиях на пол. Попутчики подняли ее и ввели во внутрь пещеры. При этом она ужасно кричала и кривлялась. Но, когда ее подвели ко гробу святителя Феодосия, она перестала кричать, некоторое время дрожала, потом ослабла, вновь очнулась и начала креститься. Из пещеры, ранее бесноватая женщина, вышла со слезами на глазах, здоровая и в совершенной памяти. Этот случай, как следует из записей протоиерея Петра Шишова, произвел глубокое впечатление на присутствующих в храме, а затем и на черниговцев вообще.
С начала 19 века начали записывать чудесные исцеления у гробницы святителя Феодосия или после обращения к нему за помощью в молитве.
Так в 1834 году протоиерей кафедрального собора Петр Шишов в своей записке сообщал: "Всем, особливо же священству собора известно, сколь частые и многоразличные проистекали исцеления и чудеса от нетленных мощей в Бозе почившего преосвященнейшего Феодосия Углицкого, в соборе погребенного, о которых некоторого времени самими Черниговскими архипастырями приказано было собирать сведения и хранить в соборной ризнице, каковых уже и соборного от самих исцелившихся или их родственников не мало".
Уже с 1835 года в кафедральном соборе стали записывать случаи исцеления людей у мощей святителя Феодосия. В 1838 году жена директора Черниговского училища Анна Григорьевна Фишер письменно заявила, что, приехав со своим мужем в Чернигов, она не знала о существовании Борисоглебского храма и о мощах святителя Феодосия. Семья была лютеранского вероисповедания. Но вскоре после приезда сильно заболел их малолетний сын, и сама она страдала от болей в глазах. Однажды во сне госпожа Фишер увидела две рядом стоящие церкви. Из одной из них вышла женщина, в которой она узнала кормилицу своего сына. На вопрос, где она была, кормилица ответила: в церкви и показала на храм, в котором покоились мощи. Именно туда вошла Фишер, спустилась в склеп и увидела серебреный гроб с почивающими в нем мощами. Над гробом находился образ Пресвятой Богородицы. У гроба молилась незнакомая женщина. Все увиденное было незнакомо Фишер и она спросила женщину: что это значит. Незнакомка отвечала: "Это святый Феодосий Углицкий; молись ему! - ты и твое дитя будите здоровы!" Госпожа Фищер стала усердно молиться и наконец проснулась. Вскоре после этого сна сын ее и она сама выздоровели. Вспомнив о сне, Фишер стала расспрашивать местных своих знакомых и узнала, что виденное ею во сне действительно существует в Чернигове. Она отправилась в храм, просила отслужить панихиду у гроба святителя, и была чрезвычайно удивлена тем, что пещера выглядит так, как и в сонном ее видении. Через некоторое время семью Фишеров вновь постигла болезнь. На этот раз сильно заболел муж, Борис Иванович. Анна Григорьевна со слезами обратилась в молитве к святителю Феодосию и вскоре болезнь отступила. Все выше изложенное было написано самой госпожой Фишер. В конце стояла приписка: "Всеведущий и всевидящий Господь свидетель, что показание мое истинно"!
В 1840-е годы, в связи с новым назначением Бориса Ивановича, Фишеры переехали в Минск. Оттуда Фишер писал протоиерею Шишову: "Образ святителя Феодосия, находясь в комнате, где спит все семейство мое, сохранил нас всех от последней эпидемии (холеры), свирепствовавшей у нас ужасно. Под святым заступничеством угодника, я посещал пораженных и имел счастье помочь многим, и все семейство мое цело. Мы лютеране, но будем утром и вечером читать эктению, за благословением вашим". Протоиерею Шишову они присылали деньги с просьбой молиться за них у гроба святителя Феодосия.
18 июня 1839 года помещик Кролевецкого уезда, Черниговской губернии, капитан Лев Ильич Долинский письменно засвидетельствовал, что пятилетний сын его был сильно болен горячкой. В это время Долинскому нужно было ехать по делам в Чернигов. Мать его уговаривала остаться дома, рядом с больным сыном. Во время их разговора мальчик спал, но проснувшись, начал просить отца, чтобы он взял его с собой в Чернигов, так как ему, нужно ехать к Феодосию Углицкому. На замечание отца о его болезни, сын ответил, что совершенно здоров. Мальчик оказался действительно здоровым. На следующий день они вдвоем поехали в Чернигов, где и поклонились святителю Феодосию. В своем показании Долинский замечал, что сын не слыхал разговора о поездке в Чернигов, да и о святителе Феодосии, по малолетству своему, едва ли что-нибудь знал.
Через некоторое время сам Долинский сильно заболел. Помня чудесное выздоровление своего сына, он распорядился, чтобы везли его в Чернигов к святителю. И опять произошло чудо; больной выздоровел. О такой милости Божией к своему семейству Долинский не объявлял никому. Между тем, живущий за несколько километров в с. Райгородок, дворянин Семен Иванович Каменецкий, никогда ничего не слыхавший о вышеописанных чудесных исцелениях, видел во сне святителя Феодосия, который сказал: "Зачем он, Долинский, за исцеление от болезни себя и сына не хочет его прославить"? Каменецкий сообщил виденное во сне Долинскому и тот немедленно отправился в Чернигов и объявил о всем вышеизложенном.
В январе 1850 года в Нежинском Введенском монастыре произошло чрезвычайное происшествие. Послушница монастыря Евдокия Шатрова на рассвете пошла из келии на чердак, чтобы открыть трубу и затопить печь. Вдруг навстречу ей показался неизвестный человек. Мгновенный удар в лицо, и послушница кубарем полетела с лестницы вниз. Убегая, преступник наступил ей на грудь около горла. Шатрова впала в обморок, продолжавшийся три часа. Когда она пришла в себя, от боли в груди не могла ничего говорить. Медицинская помощь не помогала, ей становилось все хуже и хуже. В конце января игуменья Панкратия и казначея Смарагда были в Чернигове. В Борисоглебском соборе они отправили панихиду у гроба святителя Феодосия. С собой в Нежин они привезли елей от лампады черниговского чудотворца. Ложку этого елея удалось влить в рот послушнице. Агония стала прекращаться и вскоре она уснула. Наблюдавшие за больной вдруг увидели, что она стала улыбаться, как будто протягивать кому-то руки. Проснувшись, Шатрова села и начала к удивлению бывших при ней, свободно и легко говорить. При этом рассказала, что она видела во сне. Какой-то старец расспрашивал ее о болезни. Когда Евдокия сказала ему, что у нее сильно болит во рту, то старец потянул ее за язык, и она сделалась здоровой.
Исцеления у раки с мощами, укрепление веры черниговцев в заступничество небесного покровителя, пробудили интерес к личности святителя Феодосия в среде образованных, интересующихся местной стариной, людей.
В 1840-1850-е годы на страницах Черниговских губернских ведомостей были опубликованы десятки исторических источников, преимущественно из личных архивов потомственных украинских старшинских семей и монастырских архивов. Некоторые документы имели непосредственное отношение к личности святителя Феодосия Углицкого. Это были первые публикации материалов, которые легли в основу созидания нового образа черниговского чудотворца. Если раньше его образ существовал лишь в живой народной памяти, передающийся из поколения в поколение, через легенды, предания, устные свидетельства, то теперь к этому образу стали приращать новые штрихи, полученные исследователями из документальных свидетельств.
Первым составителем краткой биографии Феодосия Углицкого был преподаватель черниговской духовной семинарии иеромонах Никодим (Алешковский)166. В 1859 году Черниговскую епархию возглавил известный церковный иерарх и ученый Филарет (Гумилевский). Он составил историко-статистическое описание Черниговской епархии. В разделе о Черниговских иерархах находится очерк о деятельности Феодосия Углицкого167. Архиепископ Филарет прямо называет Феодосия подвижником и святителем.
Предшественник Филарета (Гумилевского), архиепископ Павел (Подлипский) доносил Св. Синоду о чудесах у мощей святителя Феодосия и о почитании его не только православными христианами Черниговщины, а и представителями других христианских вероисповеданий. В 1850 году Св. Синод распорядился провести расследование случаев исцеления по молитвам святителя Феодосия Углицкого. Расследование было проведено, а отчет направлен в Синод. О каких-либо резолюциях или решениях высшего духовного управления по поводу проведенного дознания нам не известно.
Вероятно, Св. Синод не успел ничего решить; в 1853 году разразилась Крымская война, которая приковала к себе внимание Российского правительства и всего общества. Через два с половиной года война закончилась. В марте 1856 года Россия, проигравшая войну коалиции Турции, Великобритании, Франции и Сардинии, заключила невыгодный для себя Парижский мирный договор. Но на это уже мало обращали внимание. Взор обращали в будущее с надеждой на грядущие реформы в государстве. Император Александр II, годом раньше занявший российский престол после скоропостижной смерти своего отца Николая I, не обманул ожиданий общества. Скоро повсеместно все зашевелилось, началась подготовка реформы и, наконец, 19 февраля 1861 году был подписан высочайший манифест об отмене крепостного права в России. Затем последовали и другие реформы, которые поставили империю на путь модернизации.
Еще в 1857 году император Александр II вместе с супругой Марией Александровной был проездом в Чернигове. Они посетили Борисоглебский собор и поклонились гробу святителя Феодосия Углицкого. Перед тем, в 1856 году, к передней части притвора с южной стороны Борисоглебского храма построили предел. Из него, через пробитую стену, сделали лестницу в пещеру святителя Феодосия. Таким образом, доступ к мощам святого был значительно облегчен. Пещера, где они находились, становилась желанным местом для посещения многих паломников.
В Православии существует традиция, когда верующие, обращаясь в молитвах своих к Богу с просьбой об излечении от той или иной болезни, о благословении того или иного богоугодного начинания, обращаются в молитве к определенному святому угоднику Божию. Многовековой духовный опыт подвижников, многих поколений верующих Православной Церкви подтверждает справедливость этого предания.
Если внимательно проанализировать известные случаи помощи по молитвам святителя Феодосия, то можно заметить, что черниговский чудотворец очень часто помогал людям в состоянии тяжелого, иногда, как кажется, неизлечимого заболевания. Зафиксировано много случаев излечения людей от душевного недуга. Например, козак****** с. Хрещатое, Козелецкого уезда, Черниговской губернии Игнатий Никифорович Кислый в 1845 году внезапно заболел падучей болезнью, которая жестоко мучила его на протяжении четырех лет. Припадки повторялись при каждом новолунии, длились несколько часов, а иногда и дней. Обращение к врачам не дало никаких результатов, что и не удивительно. И теперь, в начале 21 века, медицина бессильна перед эпилепсией.
По совету приходского священника Игнатий отправился в Чернигов просить помощи Божией у мощей святителя Феодосия и 5 ноября 1849 года, после отправления панихиды в Борисоглебском соборе, он совершенно выздоровел от болезни. В последствии приступы ее уже не повторялись. Опыт благодатного исцеления был засвидетельствован показанием односельчан Игнатия Кислого, а именно: отца его Никифора Кислого, козаков Дорофея Котляра, Саввы Котляра, Калинника Кислого, Трофима Боролька, Александра Колодезного, Николая Долинского, Романа Кошевого, Емелиана Козюба, Семена Бордачка, Нестора Коротухи, Стефана Филяревича и Никона Фесенко. Подтверждено это, как показанием приходского священника Феодора Крестинского, так и произведенным, по распоряжению Черниговского архиепископа Павла (Подлипского), дознанием.
19 августа 1857 года дворянка Кролевецкого уезда, жена губернского секретаря Татьяна Трофимович довела до сведения служителей Черниговского кафедрального собора, что у ее восьмилетнего сына Николая от испуга начались припадки конвульсий. Они повторялись через каждые четыре месяца в полнолуние. Чтобы успокоить больного, его силой удерживали и вливали в рот холодной воды, тогда только он засыпал. В конце концов, измученная мать просила отслужить панихиду у мощей угодника Божия Феодосия, моля о помощи своему сыну. После этого припадки прекратились и уже больше не повторялись.
Архиепископ Павел (Подлипский) в 1857 году вновь направил в Св. Синод отчет с описанием нескольких чудес у гроба святителя Феодосия, засвидетельствованных письменно несколькими очевидцами168. В 1858 году житель с. Собычева, Глуховского уезда, коллежский асессор Лаппа-Данилевский уведомлял черниговского протоиерея Александра Огиевского, что у него на правой стороне носа, уже более двенадцати лет, находится рана, подобная раку. Постепенно на месте раны образовалась большая шишка. Обращение к врачам не помогло. О его болезни хорошо было известно в Чернигове. Больной стал служить панихиды святителю Феодосию, часто бывать и молится в его пещере. Постепенно опухоль начала спадать, а затем рана полностью зажила. Это лишь не значительная часть записанных свидетельств выздоровления людей по молитвам угодника Христова Феодосия Углицкого. И хотя официального распоряжения не следовало из св. Синода, вера в непременное прославление черниговского чудотворца все более укреплялась. С 1870-х годов в Чернигове стали торжественно праздновать день преставления святителя Феодосия Углицкого. Пятого февраля в Борисоглебском соборе епископ служил заупокойную литургию, а потом панихиду. В конце панихиды владыка сходил в пещеру к мощам святителя Феодосия и тут совершал литию.
Таким образом, в 19 веке почитание Феодосия Углицкого, как святого заступника земли Черниговской, прочно укрепилось среди местной паствы. О народном почитании святителя Феодосия, о совершавшихся чудесах у его гробницы, докладывали Св. Синоду Черниговские архиереи. В свою очередь об этих фактах стали упоминать в своих отчетах местные губернаторы.
Так в 1888-1889 годах Черниговский губернатор А.К. Анастасьев в отчетах о состоянии губернии упоминал о почитании черниговцами святителя Феодосия, о твердой вере в его заступничество перед Богом. Правительство и самого императора Александра III заинтересовало это известие. Были даны распоряжения через Св. Синод изучить обстоятельства народного почитания черниговского чудотворца. В самом Чернигове все более внимательно относились к происходящим излечениям при раке святителя Феодосия и по его молитвам, записывая их в заведенные в храмах тетради. Каждый предмет церковной старины времен Феодосия Углицкого вызывал особенный интерес. В епархиальном журнале и других местных изданиях постоянно печатались документы, относящиеся к святителю Феодосию, изучались его жизнь и деятельность.
Черниговцы уже не сомневались, что приближается время официального прославления Феодосия Углицкого. В 1892 году Черниговский епископ Вениамин (Быковский) представил Св. Синоду более 60 случаев чедесных исцелений при гробе святителя Феодосия169.
В 1894 году началось правление последнего Российского императора Николая II Александровича, будущего царя-мученика. Оно ознаменовалось, в частности, прославлением в лике святых нескольких угодников Божиих, среди которых святители Иоасаф Горленко, Иоанн Максимович, выходцы с Украины и подвижники Черниговской земли*******. Первым же в царствование Николая II в лике святых был прославлен Черниговский архиепископ Феодосий Углицкий.
1 мая 1895 года последовал указ Св. Синода Киевскому митрополиту Иоанникию (Рудневу) посетить Чернигов "для исследования о чудотворениях, совершаемых при гробу Феодосия и для освидетельствования мощей его". Это задание было исполнено, и рапорт о его исполнении был отправлен в столицу. В конце мая того же года в Чернигов приехал товарищ (заместитель) обер-прокурора Синода Владимир Карлович Саблер, чтобы на месте ознакомится с делом предлагаемой канонизации святого. Как видно В. Саблер остался довольный посещением Чернигова. Началась подготовка документов в Св. Синоде для проведения официальной процедуры прославления святителя Феодосия. 27 апреля 1896 года В. Саблер письменно сообщил Черниговскому епископу Антонию (Соколову) о согласии императора Николая II с предложением Св. Синода канонизировать Феодосия Углицкого. Немедленно было собрано совещание в составе Черниговского губернатора Е.К.Андреевского, Черниговского епископа Антония и викарного Новгород-Северского епископа Питирима, и разработан план предстоящих празднеств.
26 июня 1896 года Св. Синод Русской православной Церкви издал определение о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. В нем коротко изложена история подготовки к прославлению черниговского чудотворца. Поэтому приведем это определение полностью.
"Память преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5 февраля 1696 г., благоговейно чтима была в православном народе русском, стекавшимся во множестве из разных местностей Российской империи в черниговский Борисоглебский собор, к могиле иерарха, для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от мощей святителя Феодосия Углицкого открылся исцеления от тяжкой болезни приемника его по Черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича, в последствии митрополита Тобольского. Благодарный за свое исцеление архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия похвалу, в которой называет его земным ангелом и святым, пребывающим в серафимской пастве.
По распоряжению же архиепископа Иоанна устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма, над гробом святителя Феодосия, каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия, с верой притекающим к его гробнице в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя, через совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления, в православном народе возрастала и утверждалась все более и более.
О такой уверенности народа засвидетельствовал, между прочим, черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете о состоянии Черниговской губернии за 1889 г., на каковое свидетельство благоугодно было обратить свое внимание в Бозе почившему государю императору Александру Александровичу. В виде сего Святейший Синод поручил преосвященному черниговскому собрать и доставить Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого. По получению означенных сведений, Святейший Синод, приняв во внимание, что известия о чудесах святителя Феодосия остаются не вполне дознанными, а между тем общая уверенность в святости сего святителя утверждается все более, нашел благовременным приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшие обследование сего дела Святейший Синод возложил на преосвященного Иоанникия, митрополита киевского, и местного епископа Антония, которые, присоединив к себе викария Черниговской епархии, епископа Питирима, ректора Черниговской семинарии, члена Киевской духовной консистории, протоиерея Преображенского и двух протоиереев из местного соборного причта, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора и, по совершению здесь панихиды по святителю Феодосию, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, при чем оказалось, что тело святителя Феодосия благодатиею Божиею сохранилось нетленным, несмотря на прибывание в течении 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся при том сухостью.
Не зависимо от сего, преосвященные Иоанникий и Антоний, вместе с другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя Феодосия, по молитвенном призвании благодатной его помощи, собрали от них под присягой, за рукоприкладством, показания о действительности совершившихся над ними чудотворений. Таких событий было обследовано ими 49, из числа коих двенадцать в свое время были занесены в книги кафедрального черниговского собора для записи сказаний о чудесах святителя.

Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием все вышеизложенные обстоятельства, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Феодосия и в достоверности чудес, через него совершающихся, и, воздав хвалу дивному во святых своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом православии российской державе, и ныне, в дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением иерарха Церкви российской новое и великое знамение Своих к ней благодеяний, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изъяснил следующее мнение:
1) Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатью Божиею прославленных, и нетленное тело его признать святыми мощами;
2) службу святителю Феодосию составить особую, а до времени составления таковой отправлять ему службу общую святителям; память святителя праздновать как в день преставления его, 5 февраля, так и в день Его Императорскому Величеству благоугодно будет назначить для открытия мощей святителя, и
3) объявить о сем во всенародное известие указами Cинода. При докладе сем представлены были на Монаршее усмотрение подлинный акт освидетельствования мощей святителя Феодосия, краткое описание случаев чудодейственной помощи прибегавшим в болезнях и несчастьях к его заступлению и краткие сведения о жизни и деятельности святителя Феодосия. На всеподданнейшей записке обер-прокурора, при коей был повергнут на Высочайшее Государя Императора благовоззрение вышеупомянутый всеподданнейший доклад Синода, Государь Император, в 13 день апреля сего года, соизволил собственноручно начертать: Согласен. Прочел с умилением
"170.
Это определение Синода прочли в ближайшее воскресенье и праздничный день во всех церквях и монастырях.
Для торжественного открытия мощей Феодосия Углицкого был назначен день 9 сентября 1896 года.
Возглавить торжество прославление святого поручили митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанникию.






____________________


* В 1801 году Черниговским был назван и 17-й гусарский полк, но вскоре это название сняли
**- Речь идет о Дмитрии Максимовиче, генеральном есауле. С Мазепой ушел и его племянник (соответственно - племянник архиепископа Иоанна) Иван Петрович, войсковой канцелярист в Генеральной канцелярии. Со временем оба Мазепинца вернулись в подданство России, где их ждал, естественно, не теплый прием.
159 - Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание, с кратким географическим и историческим описанием Малыя России. К., 1851. С.258. Несмотря на исторические неточности сведений столетней давности, вполне объяснимых спецификой методики составления данных описаний, не доверять упоминанию о нетленности мощей Феодосия, нет оснований. Шафонский довольно долго жил в Чернигове.
160 - Неопублікована пам'ятка регіональної історіографії початку ХІХ ст. / Підготовка до друку і передмова О. Коваленка // Сіверянський літопис. 1996. №4. С.124.
161 - Генерал-губернаторства в Российской империи являлись надгубернскими административно-территориальными образованиями. Они объединяли в себе несколько губерний. Создавались по периферии империи, а также в столичных губерниях - Московской и Санкт-Петербургской. Генерал-губернаторы представляли цивильную и военную власть в регионе и были подотчетны непосредственно императору. Малороссийское генерал-губернаторство, состоящее первоначально из Черниговской и Полтавской губерний, было основано в 1802 году. Резиденция генерал-губернатора находилась в Полтаве. Малороссийское генерал-губернаторство ликвидировано в 1856 году (Шандра В. Малоросійське генерал-губернаторство, 1802-1856: функції, структура, архів. К., 2001).
162 - Добровольский П. Родственники святителя Феодосия в Чернигове // Прибавление к ЧЕИ. 1904. №12. С.418-420.
163 - У Василия Полоницкого было, по меньшей мере, четверо детей: 1) Владимир, в 1741-1760 годах бунчуковый товарищ († до 1768); 2) Михаил, войсковой канцелярист, с 1741 года войсковой товарищ, с 1747 года бунчуковый товарищ († до 1760); 3) Василий, в 1757-1768 годах войсковой товарищ; 4) дочь, имя неизвестно (Модзалевский В. Малороссийский родославник. К., 1914. Т.4. С.172-178). {Дочь звали Иуильянией - Ульяной ЦГИАУ. Ф. 1859. Оп. 1. Д. 110. ЛЛ. 27-32, 35-38.}
***Надворную советницу звали Евдокия Андреевна Василевская - она была дочерью Ульяны Васильевны (Полоницкой) и Андрея Григорьевича Мильковича (Сибирского) и, соответственно, внучкой племянника Феодосия Углицкого, Василия Евстафьевича(см. выше - письма Феодосия Василию Полоницкому). ЦГИАУ. Ф. 1859. Оп. 1. Д. 110. ЛЛ. 27-32, 35-38. "Дело по иску со стороны Черниговского стряпчего Левицкого на удовствующую священническую жену Анну Хорошкевичеву (Анна Андреевна, в девичестве - Милькович), на ее сестер да прапорщика Затыркевича за неналежное владение свободною восковою деревнею Шуманами." 1785 г. ЛЛ. 1-65.
164 - Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. Кн.1. С.62-63
****- История и христианское благочестие рода Лизогубов требует отдельного рассмотрения. Это был известный (с 17 века) и заслуженный украинский козацко-старшинский род. Многое связывало Лизогубов с Феодосием Углицким и его памятью. В 1920-е годы в с. Седневе под Черниговом, в родовом поместии Лизогубов, обнаружили мощи нескольких представителей семейства Лизогубов (мумии, согласно официальным советским публикациям). Это явление представляли, как естественное, но, почему-то, не объяснимое, и противопоставляли его факту благодатного сохранения мощей святителя Феодосия. Советским идеологам не было дела, конечно, до канонических тонкостей прославления Церковью святых. Они преследовали иную цель. Но мы считаем, что факт сохранения останков семьи Лизогубов достоин внимания и дальнейшего компетентного, независимого изучения.
165 - Добровольский П. Пещера святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, и первое ея расширение // Прибавление к ЧЕИ. 1902. №21. С.707-710.
166 - Никодим (Алешковский), иером. Епископы Черниговские и Новгородка-Северского // ЧГВ 1855. №41. С.328-332; №42. С.334-338; №43. С.341-344; №44. С.349-353; №45. С.358-361. Его же. Замечание о месяце и дне кончины святого Феодосия Углицкого // ЧГВ. 1856. №50. С.387-388.
167 - Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. Кн.1. С.49-63.
*****- Козаки, как сословие, продолжали существовать на украинских землях (в границах бывшей Гетманщины и Слобожанщины) и после фактической ликвидации Украинской автономной державы в последней четверти 18 века, сохраняя за собой отдельный юридический статус и свои права, хоть и ограничены российским законодательством. После отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году все сельские сословия и станы получили равные гражданские права и в экономической деятельности ничем не отличались друг от друга. Но, козаки и после реформы продолжали именовать себя в документах козаками.
168 - Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ея истории. К., 1911. С.162.
169 - Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ея истории. К., 1911. С.162.
******- Иоасаф Горленко, как Белгородский святитель, был канонизирован в 1911 году, а Иоанн Максимович, митрополит Тобольский, прославлен в 1916 году.
*******-
170- Церковные ведомости. 1896. №30. С.305-308.





<<< 8 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz