Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


Тризны ВКЛ и РП (герба Газдава, продолжение).

- В 1595 г. игуменья Варваринского православного монастыря в Пинском повете, Ефросинья (Григорьевна) Тризнянка, сестра Гедеона - Михаила (binominis), Павла и Николая Тризн9, оформила купчую на два села Завидчицы10 и соседнее село Житновичи.
- В начале 17 в. Петр Тризна, бобруйский староста11, вместе со своей женой Анной Моссальской, внес выкуп королевской казне и получил право пожизненно владеть староством.
Пётр и Анна Тризны внесли не равные суммы за владение волостью, и - соответственно - владели не одинаковым числом дворов и деревень.
Совместно они владели так называемым Брожским двором с рядом сёл и главной усадьбой в Броже.
Другой двор, Ольса, в 1622 г. после смерти Николая Заршенского указом земского подскарбия Кшиштофа Нарушевича перешло Петру Тризне и его жене за определенную сумму.
Анна Тризна (Моссальская) имела права только на деревни Ольса, Бёрда, Илейчицы, Волосовичи, Польковичи.
Самому Петру Тризне в Виленской половине староства принадлежали деревни Демидковичи и Кольчицы, а в Трокской половине - двор яснопольский с деревнями Мышковичи, Тейковичи, Комичи, Глубоковичи, Павловичи, Дворониновичи, Михалево, Плесы (одни и вторые), Ковалево, Овсимовичи, Воротынь, Витлин, Качеричи.
Л. Гунин, Бобруйск. Город и староство.
Их дочери, жене Самуила Паца, Петронелле (Тризневой Самуэлевой Пацевой), принадлежал Двор Паричский с деревнями Паричи, Кнышевичи, Секеричи, Чернин, Лошевичи, Паганцы, Здудичи, Чырковичи, Шатиловичи, а после смерти её мужа Самюэля Паца ей достались и его любоничские села - Козуличи, Подречье, Сергеевичи, Морховичи, Власовичи, Белевичи, Кострище.
В 1611-1613 гг. в Бобруйске и вокруг него происходили волнения. Предполагается, что они были вызваны политикой Бобруйского старосты Петра Тризны. Другое мнение: они явились реакцией на поборы и, главное, повинности, которые предшественник Петра Тризны возложил на горожан и крестьян.
Нет прямых доказательств того, что Петр Тризна был ярым приверженцем силового насаждения католицизма. Будучи сторонником православно-католической унии Петр Тризна проводил политику окатоличивания. Взращенный на религиозных традициях, получивший католическое воспитание, он воспринимал иезуитское присутствие в Бобруйске спокойно, как само собой разумеющееся явление. Сам Петр Тризна и его семья были связаны с ними (иезуитами
).
БОБРУЙСК КАК ЗЕРКАЛО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
- Акты издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Т. XXIY (акты о боярах) Вильна. 1897.
- № 27 от 1524 марта 3 Подтверждение королевой Боною прав боярина Михни Волосовича - в небытности на тот час в Вильне я.в. его милости пана Николая Тризны, подскарбия ВКЛ.
- № 39 – 1529 января 18 – Грамота Сигизмунда I боярам Дровдикам на землю в кн. Жмудском, подпись Андрея Тризны и Горностая – писаря.
- № 84 от 1541 март - разбор по спору о земле между боярами Пунштайтями и кн. Симеоном Глинским: "..я Стецкий Петрович – служебник его милости пана Григорья Исидоровича Тризны, подстаросты земли Жомоитской, тивуна Видуклевского……… были есмо на той справе, а в тот час с нами были бояре господарские земли Жомоитское, волости Видуклевской Гриц Товкевич а зять его Ян Бартошевич, намесник Росенский пана Павла Нарушевича, а…...."
- № 72 от 1548 декабря 25 (индикт 4) - Заявление перед возным боярина Володки о распределении его имущества на мапети мне Бартошу Яновичу Коргозу, иж яко ме брала вижом земянка господарская земли Жомоитской Петровая Володкевич пани Зофия з уреду его милости пана моего, пана Григория Есифовича Тризны – подстаростего земли Жомоитской, тивуна Видуклевского, а при мне на тот час были люди добрые, бояре господарские пан Матей Якубович, Ленарт Римкович…, иж пани Зофия, видучи свекра своего Володка вельми хворого и лежачого на смертельной постели…
- Акты издаваемые Виленской археографической комиссией т. XIY. Инвентари имений XYI-го столетия. Вильна 1888
- № 105 1665 ноября 9 - Елизавета Потоцкая ур. Раецкая (замужем за Криштофом с Потока Потоцким) подчашая ВКЛ, по первому браку Тризниная (Гедеоновая Михайловая Тризнина подскарбиновая ВКЛ) взяла в долг у Пинского варваринского монастыря 812, злотых под залог имения Здитовцы12 в Брестском воеводстве.
В назначенный срок она денег не отдала и не позволила монастырю вступить во владение имением.
Криштоф Потоцкий (подчаший ВКЛ) на суд не явился, а представил «экземпт» от короля Яна Казимира.
- № 278 – 1683 июня 12 – Декрет, присуждающий настоятеля Виленского св.Духовского монастыря, нареченного белорусского епископа Клементия Тризну (номината епископии Белорусской) и Фому Красинского к уплате каждым из них по 32000 злотых полских за невозвращение Анне Звертовской находившегося в заставном владении имения Лебеды, Хоцяновичи и Козляны.
Из Могилевской Хроники Т.Р. Сурты и Ю. Трубницкого
Хранится в Рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в СПб (Польск. F. IV, 273). Она составляет часть рукописного сборника, содержащего, кроме хроники, разного рода материалы по истории Польши, Дании и Швеции. Датируется 1764 г.
- Roku 1686. W Mohylowie, w miescie samym moc wielka byla rysiow, ze ich z kilkanascie zabito na przedmiesciu, nawet y w samym srzednim wale kilka zabito, a to boday nie dla sniego[w] zbyt wielkich (bo tey zimy sniegi zbytnie y mrozy gwaltowne panowaly), ze nie mogli myszkowac, czyli tez; z iakiey ynney przyczyny. Tegoz roku oycowie nominaci Tryzna y Wolczanski zmarli.(помета для Тризны: монах)
- Акты издаваемые виленской археографической комиссией Т. XYI Декреты Главного Трибунала. Вильна 1888.
Книга № 150 за 1775 г. (1609-1613)
- № 71 Декрет главного Литовского трибунала по делу ВКЛ Осипа Юдицкого с Бытенским базилианским монастырем относительно права владения имением Бытен.
Наследники бывшего подскарбия ВКЛ Феофила Тризны – Юдицкие вчинили против Бытенского монастыря13 иск с целью отнять у монастыря имение, когда-то завещанное покойными предками подскарбия монастырю.
Юдицкие основывали свои претензии на том, что фундаторы не имели права завещать это имение монастырю по точному смыслу некоторых сеймовых конституций об имениях земских; что некоторые из ближайших наследников этих фундаторов не только оспаривали это право судебным порядком, но и владели известное время этим имением, пока оно не было уступлено монастырю.
Юдицкие приводят в доказательство своих претензий длинную родословную фамилии Тризн и их ближайших наследников, указывают также и на процессы, веденые между собой наследниками. Базилиане также имели фундушовые записи на право владения имением.

____________________


9 - Акты издаваемые виленской археографической комиссией Т. XYI. Декреты Главного Трибунала. Вильна 1888. Из книги № 151 за 1775-76 гг. (1609-1613) №76 Конституционный декрет главного Литовского Трибунала по делу обозного ВКЛ Юдицкого и Стеткевичей (наследников Тризн)с Бытненскими базилианами относительно владения имением Бытень и фольварком Деткевичами. Бытенский монастырь в разное время и под разными благовидными, хотя и противозаконными предлогами завладел всем имением Бытенем в то время когда по конституциям это имение должно было по наследству перейти от Тризны к Юдицкому и Стеткевичам. В документе между прочим довольно подробно излагается родословная Тризн.
10 - Завидчицы - деревня в Плещицком с\с. Известна с конца XV века. В 1495 г. В 1595 г. Завидчицы вместе с соседними Житновичами относятся к Пинскому православному Варваринскому монастырю. Купчая оформлена на игуменью Ефросинью Тризнянку. Позже обитель стала греко-католической. В 1795 г. при местной Троицкой церкви из унии в православие перешли 243 мужчины и 234 женщины. Священником прихода был Григорий Акоронко.
11 - г. Бобруйск был в ВКЛ центром волости (староства), относился к Минскому воеводству. Большое влияние на дела Бобруйского староства имело Трокское воеводство (Троки, г. Речица, гг. Слуцк и Несвиж) - крупные центры ВКЛ. Значение Бобруйска усиливало существование в городе укрепленного замка со рвом и крепости, православных, униатских и католических соборов и церквей, небольшого монастыря, иезуитских учреждений (миссия, школа, и др.), школ при церквях, торговых "крам", речного порта, таможни, арсенала, почтовой службы, кузниц, мельницы, и др. важных объектов. И исторически для старобелорусского Бобруйска существенное значение имел период, когда Бобруйским старостой был пан Пётр Тризна; это была эпоха развития городского хозяйства, о чем свидетельствуют как требования городских мещан, так и известные грамоты.
12 - РГАДА. Ф. 12. Оп. 1. - дела о Польше и Литве - разряд XII. дело № 26 - грамота короля польского Владислава IV на пожалование Ждитовского(Здитовцы, Берестейский повет) имения стольнику литовскому Гедеону - Михаилу Тризне - 1634 год. Настоятельницей Пинского Варваринского женского монастыря была Ефросинья Тризнянка,дочь Григория Тризны и Регины z Sapiehow (маршалковые слонимские) с Заполья, сестрой Гедеона-Михаила.
13 - Григорий Тризна просил Рутского (в 1614 г. митрополит) принять в попечение монастырь в Бытени, в Новгородковском воеводстве. Монастырь построил Тризна и подарил его василианам. Монастырь очень быстро и хорошо развивался под непосредственным руководством и под опекой Иосафата, и в 17 в. стал первым монастырем виленской Унии, предназначенным для воспитания новициев - послушников. Так как новициат, как отдельное место приготовления, воспитания и формирования будущих иноков, до сих пор был неизвестен в Восточной Церкви, Рутский пошел здесь по пути, проложенному Западной Церковью, используя вместе с тем и восточный монашеский опыт, а Иосафат был покровителем воспитанников.

ВКЛ. Тризны



- ЛГИА (Литовский Государственный исторический архив), фонд № 1280 - "Радзивиллы, князья",
ЧАСТЬ 2. 1529-1622 гг.:
- Марцианус Тризна, настоятель трокский, писарь ВКЛ в 1630 г.в том же году - настоятель геранонский и трокский, писарь ВКЛ. - и он же в 1633 г. - референт и публичный писарь ВКЛ.
- Привилей и универсалы польского короля Владислава IV на денежный доход с Могилевской, Олыкской, Гродненской, Шавельской, Брестской экономии в пользу подскарбия и писаря ВКЛ Николая Кишки.
Подлинники, королевская печать. Упоминаются Николай, Гедеон, Михаил Тризны, Александр Людвик Радзивилл, Криштоф Корвин-Госевский (имеется грамота Сапеги на передачу Вилкомирского стар. Николаю Кишке в 1621 г.). 1633-1645 гг., польский и старобелорусский яз., дело № 184.
Коллекция докуменов. TRUMPIEJI APRASAI (rusiskai)
- В 4-м томе "Витебской старины"14 опубликована "Сметная книга" г. Витебска 1655 г.: 163-го (1655 г.) генваря в 30 день таковы книги прислал из Витепска боярин и воевода Василей Петрович Шереметев."Книги переписные города Витебска шляхте, бурмистром, райцом, ....... которые остались в Витепске и государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, крест целовали 15.
В этих, т.н. крестоприводных книгах, есть:
Тризна Станислав, Тризна Ян Ондреев сын и Тризна Зурский Станислав Иванов сын.
- В 1648-1652 гг. великими подскарбими литовскими был Гедеон - Михал Тризна, чьим гербом был герб "Годзава", известный с начала 14 в., он проставлялся и на монетах: на шелягах, грошах, полтораках, третьяках и шостаках.
- В 1667 г. Фома-Юрий Секлюцкий, бывший до 1620 г. подстолием Дорогицкой земли в Подляшском воеводстве, а затем, переселившись в Лидский у. и став подчашием Лидским, выкупил здесь у дворянина Тризны имение Бржозовец.
- В 1680 г. "...по-видимому, после Феодосия (Василевича) 1669 - 11/21.03 1678 гг., был избран на Могилевскую кафедру (Могилевская епархия учреждена в 1632 г.), игумен Виленского Свято-Духовского монастыря Климент Тризна, но не допущен до хиротонии королем Яном III Собесским, как виднейший борец с униатством". (Богословская Энциклопедия, том 11, с. 207/208).
Епархии
Примечательно, что из рода Тризн по женской линии происходит предполагаемый переводчик "Повести о Тристане" Григорий Павлович Унеховский
Как считает исследователь В. Коялович, род Унеховских, герба "Астоя" - выходцы из Радомской земли, радогощане, осевшие на Северщине. Один из них, Григорий, получил привилей на Унеховск в Новогрудском повете [Kojalowicz W. W., ks. Herbarz rycerstwa W. X. Litewskiego// Wyd. F. Piekosinski, "Herold Polski". Krakow. 1897. S. 205; Teodoras Jevlasauskis. Atsiminimai// Parenge ir paaiskinimus parase D. Vilimas. Vilnius, 1998. P. 58, 196 {"Grigorijus Unichovskis buvo Naugarduko pav. bajoras. 1589 m. rinko mokescius Naugarduko vaiv. Jo gimine yra kilusi is Unechavas dv. Naugarduko pav... Si gimine LDK zinoma dar is Zygimanto Kestutaicio valdymo laiku (1432-1440)}].
В 1528 г. Яков Радогошчанин выставлял в войско ВКЛ одного коня. [НИАБ. Ф. 18. Метрика ВКЛ. Оп. 1. Кн. 523. С. 38; Перепись войска Великого княжества Литовского 1528 г. Кн. 523. Кн. Публичных справ 1].
Внуком Якова Радогощанина был пан Григорий Павлович Унеховский (Uniechowski, Unichowski Hrehorej, Ryhor Uniechowski), земянин новогородский, старший сын Павла Яковлевича (Якубавіча) Унеховского (15.I.1515 - 26.XII.1593, 23.I.1594) и Катерины Тризнянки, дочери Захария Карповича Тризны (р. около 1532).
Родился Григорий Унеховский в 1549 г.
В 1571 г. женился на Софье Михайловне Улатовской, ее первым мужем был Карп Цишкович. [Ptaszycki S. Dzieje rodow litewskich, jako materjal do archeologii historycznej // Ateneum. Pismo naukowe i literackie. 1888. T. III, z. 3 (Ogolnego zbioru tom L). S. 537)].
Григорий Унеховский был послом на элекционном сейме 1587 года и на Варшавском сейме 1589 г. (Codex diplomaticus Regni Poloniae et Magni Ducatus Lituaniae... T. I / Ed. M. Dogiel. Vilnae, 1758. P. 239, 242).
Упоминается в :
- 17.IV.1590 г. - "Выпис Есифу Дахновичу Севруковича с Григорем Унеховским о нагане шляхетства за отосланьем от суду головного и от суду земского новгородского" [Archiwum Panstwowe w Krakowie (APKr.) Oddzial I na Wawelu. Archiwum Sanguszkow (ASang.) С. 71-72)];
- 28.IV.1590 г. в связи с получением привелегии на освобождение его дома в Новгородке от земских повинностей (Метрыка ВКЛ 76. №165; Ptaszycki S. Op. cit. S. 537).
- На сеймике 1592 г. выступал против кандидатуры Федора Евлашевского на место судьи трибунального ВКЛ (Еўлашэўскi Ф. Гiстарычныя запiскi // Свяжынскi У. М. "Гiстарычныя запiскi" Ф. Еўлашэўскага. Мінск, 1990. С. 113).
- 11.III.1595 г. татарская царевна (?) Астрынская (Ostrynska) отписала ему м. Кохилчевск (Kochylczewsk) - [ЛМ. Кн. 76. № 629; Ptaszycki S. Op. cit. S. 537].
- в феврале 1596 г. выставил со своих поместьев против казаков С. Наливайки 14 всадников и возглавил вторую сотню (из 6 сформированных) воска посполитого рушения Новогрудского повета. [Spisanie szlachty powiatu nowogrodzkiego, ktorzy sie do Kopyla ziachali na expeditia przeciw kozakom w roku 1596, na dzien od Iego Mosci pana hetmana zlozony 12 februarii. Biblioteka Czartoryskich (BCz.) Rkps. 2243. S. 331-339; Жерела до історіі України-Руси. Т. 8. Матеріали до исторіі Української козаччини / Видані під загальною редакцією М. Грушевського. Т. I. Документи по рік 1631 / Зібрав і видав Іван Крипякевич. Львів, 1908. № 57. Спис новгородської шляхти, що ставила ся против козаків. Копиль, 12 лютого 1596 р. С. 80].
- в 1596 г. он - депутат Трибунала ВКЛ от Новгородского воеводства [Lietuvos Vyriausiojo Tribunolo sprendimai (1583-1655)/Parenge V.Raudeliunas, A.Baliulis. Vilnius, 1988/ P. 144; НГАБ. Ф. 694. Воп. 4. Спр. 1336. Арк. 600].
Имел 4-х сыновей: Павла, Яна, Петра и Григория (Рыгора). Умер - 1.IV.1606 г.
Климент Тризна — епископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский (Белорусский) (нареченный). Упоминается епископом Белорусским (нареченным) с 1680 по 1685 годы. Был игуменом монастыря Святого Духа в Вильне.
В 1680 г. избран на могилевскую епископскую кафедру архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря Климент (Тризна).
Польский король Ян Собесский не утвердил его на епископии.
Король вел тайные переговоры с администратором Киевской митрополии епископом Львовским Иосифом (Шумлянским, † 1708) и епископом Перемышльским Иннокентием (Винницким) о присоединении православных к Римской Церкви.
Эти епископа дали свое согласие на унию и тайно присягнули ей перед получением своих епископских кафедр.
Официально же они выступали как православные епископы.
"Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, — пишет И. Чистович, — казалось возможным возобновить попытку соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь".
Король Ян Собесский надеялся на осуществление униатской идеи и созвал в Люблине съезд православных и униатов.
О созыве съезда он объявил своим универсалом от 19 октября 1679 г. под видом решения споров между православными и униатами, но на самом деле "по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати".
Съезд в Люблине открылся 14 января 1680 года. Православные остались твердыми и непоколебимыми исповедниками своей веры, а от унии отказались.
Архимандрит Климент (Тризна), не получив королевской привилегии на Могилевско-Белорусскую епископию, управлял ею со званием "нареченного епископа" до своей кончины.
- 1683 г. июня 12. № 278 - Декрет присуждающий настоятеля Виленского св. Духовского монастыря, нареченного Белорусского епископа Клементия Тризну и Фому Красинского к уплате каждым из них по 32 000 зол. польских за невозвращение Анне Звертовской находившегося у них в заставном владении имения ее Лебеды (27 т.)
Источники: Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. СПб. Т. 2. С.1362—1363. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск. 2000. С. 226, 227.

Продолжение далее

____________________



14 - Литовская Метрика ВКЛ. Книги публичных дел. Кн. 523.
15 - "......Тыи книги початы писати лета божего 1528 инд. первого мца апреля 10 дня, коли господар король его милость Жикгимонътъ был у великом князстве литовском у Вильни, з росказанья короля Е.М. князь Онъдрей Михайлович Сенькгушъковича Коширский маршалок господара а короля Е.М., Матей Войтехович Яновича маршалок господара короля Е.М. державца волъковыйский, а Богдан Довкгирдович, а Шымко Мацкович подконюший виленьский господара короля Е.М. судили и который суд осудили, тот тут казали записати; хто ж записное дьяку дал, то того суд тут записано". Л. 319.

<<< - 192-1 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -