Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


Вечер четвертый

"Все остальное - не искусство"
Мне приснилось, в каком-то зале было большое собрание.
Я разглядывал массу незнакомых лиц в надежде отыскать хоть одно, кого бы я знал.
Но все были чужие, хмурые, сидели группами, изредка перекидываясь словами. На всех лицах была неприязнь.
В конце большого стола сидел кудрявый человек с серыми глазами и рядом с ним тонкогубая и мужеподобная женщина.
Посмотрев по направлению взгляда светлоглазого, я увидел в противоположном конце своего нового друга.
Он был один, лицо его было странно оживлено, глаза сияли. Я понял: все ждут, что он ответит.
Он встал и увеличился в росте.
Его худые и длинные руки очертили непринужденный жест.
Насмешливая улыбка, которую я так любил у него, играла на губах.
Он указал на странную картину, которая появилась вдруг неизвестно откуда, и все взоры устремились к ней.
На картине была изображена умирающая девушка в кресле, над ней склонилась старуха, а за ними пейзаж горячий и солнечный.
Мой друг говорил негромко, но внятно и спокойно. Его слушали тихо и внимательно.
Он смотрел куда-то мимо своих судей. Вначале я не мог понять ни слова, и временами казалось, что он просто говорит как будто сам с собой или с отсутствующими.
Потом я расслышал слова и пришел в восторг.
"Не думаете ли вы, - тут он наклонился к некоторым из них, - что мы делаем свое дело для вас? Не думаете ли вы, что, являясь несправедливыми судьями, вы можете хоть немного поколебать будущее, которое не для вас? Знаете ли вы, что человечество сметет, как негодный сор, все ничтожные понятия и установит молодой кодекс неизмеримо более живых, величественных, трогательных и глубоких понятий, чем ваша этика и эстетика, полная ипохондрии? Что вы забыли день...".
Но тут поднялся невообразимый шум, все пришло в движение, а сероглазый залез под стол и смеялся визгливым, женским смехом.
Мой друг иронически повел плечом, сел, сложив небрежно ногу на ногу, положил голову на худые ладони и как бы задумался, глядя в окно.
В окне пламенел закат. Я видел, что ему грозит опасность, хотел быстро подойти к нему, но не мог, ноги не двигались.
Я смотрел, как послушные намерению мужеподобной женщины, судьи устремились к нему с ненавистью на лицах, и вся толпа в борьбе и шуме медленно потекла к ступенькам, его совестили и кто-то надел на него фуражку…
Я проснулся. Через полотняные занавески брезжил утренний свет. Мой друг спокойно спал рядом, положив лохматую голову на худую руку. Я вытер холодный пот со лба.
……………………………………………………………………….

Вечер пятый
Мой друг тоскует и уединяется. Я нашел его в пустом холле под пальмой.
Разговор не клеился. Он на все отвечает рассеяно и ничего не понимает.
Быстро вошла сияющая Настя с огромными ветками мимозы. Мимозы сверкали каплями дождя.
В открытой записке крупным ярким почерком было написано: "Не надо болеть, дорогой друг. Я всей душой желаю Вам скорого выздоровления".
Галина Спильванек
Марина Спутанек

Мимозы и записка были переданы художнику.
Он кинулся к двери, но там никого уже не было. Я ни о чем не спрашивал друга, но когда я остаюсь без него, меня одолевают вопросы.
Сколько у него жен? И другие вопросы в том же роде. Я чувствую, что в этом месте мой друг очень уязвим.
А я подробно рассказал ему чуть ли не всю мою жизнь, полную верной любви между мной и Наденькой.
Я был настолько откровенен, что рассказал ему и посвятил его в историю моего знакомства с Наденькой.
Я даже прочитал ему несколько строк из той давнишней весны, когда я вернулся с Румынского фронта и, ковыляя на обе ноги, увидел его впервые:
"Маленькой надеждой на большое счастье,
В сумерки апрельские, я ее назвал".

Он же всякий раз ускользает и отворачивается, как только чувствует, что наш разговор переходит на эту тему.
Он вызывает сильную симпатию некоторых, но еще больше недовольство тех, на кого он смотрит сверху вниз, не скрывая этого. А таких - большинство.
Старшая сестра Софья Нестеровна не чает в нем души.
В то утро, когда он, впервые успокоенный, заснул безмятежным сном, она будила его, чтобы дать лекарство.
Художник не просыпался и на все ее слова отвечал улыбкой во сне, которая относилась к чему-то оставленному за пределами больницы.
Однажды ночью, когда все думали, что я спал, сестра вошла в нашу комнату и склонилась к изголовью моего друга.
Но он бормотал какое-то имя, она покачала головой, и вышла.
Нет сомнения, что она его мало знает.
Но она его как-то чувствует, и однажды оборонила при мне знаменательную фразу: "Для таких, как этот, еще стоит жить".
У них большая дружба, иногда по ночам он уходит из палаты и просиживает с ней до рассвета.
Он показывает ей свои наброски, читает свои сонеты.
Софья самоотверженна необычайно. Все минуты ее жизни отданы людям щедро, до безрассудства.
Я видел несколько раз, как в одном платье она перебегала по весеннему снегу, не различая дороги в сумерках, попадая худыми ногами в проталины и, как ни чем не бывало, возвращалась к нам.
Никто не слышал от нее жалоб.
Я пытался несколько раз угадать эту жизнь, полную героизма, по ее тонким подвижным рукам, прочитать прошлое в живых глазах.
У нее быстрые движения и добрая лукавая улыбка, когда она смотрит как-то сбоку, чуть наклонив голову с полудетским кокетством.
О, чистота! О, бесконечная радость добра! О, святость! О, неистребимая вера в подвиг!


Л.Н. Хорошкевич. Проза.




В зале, где колонны украшены орнаментом змеи и чаши, символов мудрой медицины, нянька громкими криком загоняла парализованного старика в палату.
Старик, не глядя на нее, ускорял шаги.
Она следовала за ним по пятам, размахивая подкладным судном, остатки воды брызгали на пол. Безбровое лицо было воодушевлено озорной злостью, из-под белой косынки выбивались рыжие волосы - претензия на моду и красоту.
Женщины нашего времени завивают волосы мелкой барашковой завивкой и красят их хной.
……………………………………………………………………

Вечер седьмой
"Борис, я слышала от Валерии, что ты познакомился и, хуже того, подружился с Абрамом. Не мое это дело, но все же разреши предостеречь тебя. Случайно я узнала о нем целый ряд фактов, в которых он показал себя, как гадкий, очень гадкий человек.
Будь с ним как можно осторожней, о нем ходят самые дурные слухи. Это неустойчивая личность, и я беспокоюсь за Валерию - мне кажется, что она увлечена им.
Его разрыв с семьей, где обаятельная жена и дети без всяких основательных поводов брошены - первое доказательство неустойчивого и развращенного ума.
Обманутые им девушки - доказательство того же самого.
Как художник он полное ничтожество и бездарность Его распутная жизнь мешает всякому его начинанию.
Но он необычайно изворотлив и ловок. Его прозвали "Бандит".
Он беспринципен и в общественных делах.
Короче говоря, от пороков "некуда яблоку упасть", как говорится, а ты проводишь время и откровенно разговариваешь с таким человеком, которого я не пустила бы к себе в дом.
Возвращайся скорее здоровым, я буду рада увидеть тебя".

Н

Вот какие мысли и какое событие вторглось и прервало день, который был так хорошо начат.
……………………………………………………………………

Вечер одиннадцатый
Апрельские проливные дожди моют город с верху до низу. Под окнами больницы растет зеленая трава.
"Презираю самодовольных" - сказал Давид и начал рассказ.
"Из людей, которых мне удалось видеть, я с огромным удовлетворением вспоминаю одного.
Как-то, приехав в Москву, я обошел многих художников, бывая, главным образом, у тех, которые славились.
Но случайно попал в маленькое общество, к художнику Ш. и застал веселую компанию.
Он праздновал окончание своей картины, над которой долго работал.
Картина была отвергнута художественным советом выставки за силу мрачной мысли, но теперь она стояла на мольберте огромная, квадратная, темная.
На ней были изображены три грифа на вершине горы. Голые шеи изгибались, растопыренные крылья хлопали по камням.
Друзья приветствовали мощный труд художника. Один из гостей продекламировал стихотворение, посвященное ему.
Другие желали дальнейших успехов. Было шумно и весело. Один из гостей прекрасно исполнил несколько романсов на гитаре.
Между гостей был подвижной человек с лысым черепом, с мягкими одутыми чертами лица.
Он развлекал всех остроумными репликами, попадавшими в цель, доставалось всем, хотя в очень учтивой форме.
По всему была видна громадная начитанность этого человека.
Когда кончился вечер, и гости начали расходиться мы вышли на улицу.
Проливной и теплый, пахучий дождь заливал улицу водой.
На перекрестке, где на углу дом, украшенный завитками в ложно венецианском стиле, я увидел трех мужчин в косых линиях дождя.
Сквозь стук капель и шум ручьев доносился чуть надтреснутый, шепелявый голос. Подойдя ближе, я узнал моего нового знакомого.
Обнажив лысину, жестикулируя правой рукой, приподнимаясь на цыпочки, он возбужденно декламировал.
Слово в слово я запомнил строфы, так сочетались они с каплями дождя.

"Я рад всему: что город вымок,
Что крыши, пыльные вчера,
Сегодня мокрым шелком
Свергают струи серебра.
Я рад, что ты меня забыла,
Что ты мне все-таки видна,
Что так прекрасно и невинно
Проходит страстная весна".


Он кончил, грациозно поклонился слушателям и предложил зайти к себе.
Мы прошли два квартала, вдыхая запах весенней воды и распускающихся тополей, свернули во двор, и при свете слабого фонаря ногами нащупали деревянные ступени крыльца, покосившиеся и гнилые.
Еще какие-то каморки, еще дверь, еще коридор, и мы вошли в комнату, всю завешанную от потолка до полу работами забавного хозяина.
Он атаковал нас сразу потоком восхищений по поводу своих работ:
"О, Божественный Боттичелли и ты, Дега! И вам бы не удалось сделать лучше!".
Его удовольствие показалось мне искренним.
"Что вы делаете, господа профессионалы? Почему ваше искусство такое нестерпимо скучное, что я даже не решаюсь назвать его искусством".
"Это как понимать?"
"Ну, неужели вы думаете, что знание анатомии и умение ровно накладывать скучное месиво красок на холсты, повышает интерес к жизни?



<<< - 156 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz