Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



Но разве молодая шушера понимает, о чем идет речь?
В нашей школе случайный ученик попадает случайному мастеру.
И, если его самолюбие задето, если учитель считает его недаровитым и только терпит его, поверьте, такому молодому человеку обеспечено молчание.
Учитель, если он еще нервен, будет обходить его, и молодежь, не имеющая пытливости, потянется к любому изготовителю рецептов, к любому шарлатану.
Есть люди, умеющие с большой торжественностью преподносить ничтожные мысли. Добавим к этому, что робкая мысль (?) профессора ведет на правительственном поводу свои взгляды.
На выступление Соловьева очень остроумно ответил некий:
У Пикассо ….. квадраты,
Из распоротого живота - жены.
Ренуар2 запрячет руки в брюки,
Или тень наведет на ясный день.
Вот Кардовский 3, да еще Мазаччо4 .
…………………………….
……………………………..
Гоголь, Гофман, Достоевский тут?
Как бы груз такой тяжелый
Поскорей спихнуть куда-нибудь под плуг,
Жить с искусством в наше время в ногу.
Только разницу заметили ли Вы?
Приспособиться - одно, творить -
другое.
Есть мышата, соловьи и львы.
Волка тоже увидать не трудно:
Шкура спрятана, а хвост торчит.


Разве Вы не понимаете, что состояние умов вполне безнадежно, если на дипломной выставке премировали такую бездарность, как острова.
Дальше речь зашла о том, что современность перешла пределы фантастики. Громадные технические сооружения, танки и города, перекрашенные в черное, зеленое и белое. Безобразные аэростаты, чудовища войны и цивилизации, пугающие Вас, содержат в себе мучительную прелесть. Природа радует наш глаз. Просто и красиво она рассыпала свои далекие формы облаков и деревьев.
Взгляните, как пластично одно переходит в другое, формы облаков и деревьев. Мешают на земной поверхности города, выкрашенные в яркие, грубые краски. Их цвет - не цвет природы. Их формы - не формы природы.
Одно красиво, другое некрасиво, сказал Хасанэ - "вот и все".
Но в понятии Вашем о красивом нет ли инерции, не есть ли Ваши определения результат привычного и боязнь исключительного и необычайного?
Люди часто боятся стать обычными и еще чаще боятся стать необычными, неприличными, непохожими на некий общий прообраз.
Вот почему робкие не могут выражать неправильные преувеличения природы. В этих преувеличениях всегда есть отклонения от нормы. А норма устанавливается человеком или по его масштабу, или по его мысли: или ему недоступно понимать грандиозное, или он любит хорошенькое.
Но даже если допустить, что красота города переходит в понятие чудовищного - все же, если бы хотеть взамен изображения много раз изображенного видеть сегодняшнее, хотя бы уродливое, мне бы хотелось видеть пейзаж городов, выкрашенных вдоль и поперек огромными пятнами неожиданных красок. Пусть коробки наклонятся, сломаются и города станут не старым ртом с зубами, которые хочется выплюнуть, а куском лавы, глины и магния.
Вы, шамкающая молодежь, жующая жвачку, Вы, у которых воробьиные чувства, взгляните яснее в сегодня.
Музыканты сыграйте на […] лязг войны.
Живописцы, нашарьте чудовищные его формы.

2-я беседа "О живописи"

Тон - соподчиненность отдельных пятен друг другу и общему по признаку светосилы. В процессе подчинения отдельных пятен роль рисунка очень важна.
Цветность, красочность - преобладание спектральных цветов, цветов солнечного луча, цветов радуги над мутными.
Отсюда выражение: мутный тон, приятный тон, верный, правдивый тон.
Сухо писать, сухо написано - вплетение деталей, сделанных неумело, резко, очерчено, с нарушением общего тона, не подчиненно общей форме, работа чересчур мелкими кистями там, где можно писать большими, неуменье видеть целое, пропуск колорита.
В недостатках сухой живописи большую роль играют недостатки рисунка.

____________________


2 - Ренуар Огюст (1841-1919) - французский художник - импрессионист.
3 - Кардовский Д.Н. (1866-1943) русский художник, график, театральный художник педагог, ученик И.Е.Репина и П.П. Чистякова.
4 - Мазаччо (Томмазо ди Тжованни ди Симоне Кассаи) итальянский живописец (1401-1428) флорентийской школы. Огромное влияние на Мазаччо оказало общение с Брунеллески и Донателло. Вершиной исусства Мазаччо считаются фрески в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.
Л.Н. Хорошкевич. Дневник художника




Колорит - достижение общего верного тона при помощи богатства красочных отношений, полное использование палитры для создания живописного эффекта.
Сырая живопись, сыро писать - применять цвета, лишь отдаленно напоминающие предмет, не подчинив цвета общему тону, пропустив характерные признаки предметов (фактуру).
Фактура предмета - его плотность, блеск или матовость его поверхности, пористость (пример: поверхность волос, кожи, поверхность различных материй).
Фактура живописи - найденные средства для выражения фактуры предметов.
Мазок, его направление, его выпуклость, его скольжение или задержки. В передаче материала-фактуры роль рисунка очень велика.
Объемность - впечатление выпуклого.
Пространственность - впечатление пространства и воздушности.
В рисунке достигается верной конструкцией, верным расположением и верной силой светотени.
Показаны: фотоснимки с портретов Рембрандта5, Веласкеса6, Гальса7.

Прочитано учащимся в студии ЦДСА, 1953 год.

3-я беседа "О живописи"

Искусство никогда не возникает от поверхности, но всегда возникает из глубин. Поэтому краски гармоничные и не гармоничные нужно рассматривать сообразно со смыслом изображенного.
В гармоничном произведении решена гармония не только красок, но содержания красками. Вот почему возникли произведения, сделанные в разных тональностях. Если бы было иначе, то искусство живописи превратилось бы в упражнение по созданию гармоничных сочетаний.
1. Краски, имеющиеся на палитре живописца, делятся на две основные группы.
Часть красок похожа на цвета спектра, т. е. на цвета солнечного луча, прошедшего через трехгранную стеклянную призму. Преломляясь, солнечный луч дает цвета в следующем порядке: […]Краски этой группы называются хроматическими, т. е. цветными.
Другая группа красок называется ахроматической, т. е. бесцветной. В эту группу входят те, которые не содержатся в солнечном луче: черная, белая, коричневая, землистые, красные. Если желтые охры и красно-коричневые краски в какой-то степени напоминают цвета спектра, то черная и коричневые не напоминают их совсем.
Химическое соединение всех красок дает мутный тон. Примесь черной краски к любой краске хроматической группы дает зачерненность тона.
2. Масляная живопись по своему процессу делится на два вида или на два, самых распространенных, способа.
Первый способ применяется при исполнении быстрых этюдов.
Слово этюд - французское слово, в буквальном переводе означает изучение, упражнение. Слово этюд не указывает на быстроту исполнения, так что этюд может быть и коротким и длительным. Известно, что этюды А[лександра] Иванова8, исполненные им в Италии и имевшие целью изучение природы, были исполнены не в один сеанс, а в несколько сеансов, в несколько приемов. Этюдом можно назвать и пейзаж, и живопись вещей неживой природы и человеческого лица, одежды, рук. Все, делаемое с целью изучения, упражнения, есть этюд.
Этюд при коротком времени исполнения не может удовлетворять всем желания зрителя, т. е. быть и подробным и живописным.
Детали природы изучаются отдельно в подробных рисунках. Скалы, деревья, облака, детали архитектуры, все это нужно прорабатывать в рисунках.
Их количество при хорошем качестве переходит в качество быстрого этюда, в котором приходится ценить верно угаданное, короткое состояние природы, верно взятые отношения неба, земли, первого и второго плана.
Ряд этюдов и ряд рисунков позволяет художнику взяться за работу над пейзажем в мастерской, т. е. не с натуры, а при помощи этюдов и рисунков.
Для того, чтобы вести короткий одно-сеансовый этюд, часто пользуются тонированным картоном или холстом, т. е. холсту или картону придается оттенок или темного или холодного тона.
Практически это делается так: нужный тон составляется из масляной краски и наносится тонким слоем на загрунтованный холст или картон.
Легче написать мотив, содержащий теплые тона, на теплом грунте, а мотив, содержащий холодные тона, на холодном грунте. Для тонирования служат неяркие, т. наз. нейтральные тона (оттенки серых, в которых яркость уничтожена в результате химического смешения), например, песочный оттенок.

____________


5 - Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) - голландский художник,
6 - Веласкес Диего да Сильва (1599-1660) - испанский художник. Считается одним из самых лучших колористов. Большинство его работ находятся в музее Прадо (Испания)
7 - Хальс Франц (1580-1666) голландский художник, известен, как автор портретов и жанровых сцен.
8 - Иванов А.А. (1806-1858) - русский живописец. Его наиболее известное произведение "Явление Христа народу", над которым он работал 20 лет.

<<< - 122 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz