Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



Если живопись этюда рассчитана на долгое исполнение в несколько приемов с перерывами, то используется коричневый подмалевок. Он нужен потому, что
а) заставляет глаз при начале работы определить светосильные отношения и этим облегчена дальнейшая работа,
б) подмалевок позволяет использовать общий промежуточный тон среды, в которой находятся предметы.
Когда подмалевок сделан и просушен (проверка просушки - след дыхания), живопись ведется в основном пастозно (густо).
Процесс живописи есть определение красок и наложение цветного тона на нужные места - "верный цвет на верное место".
Надо начинать с понятных, очевидно наиболее ярких мест. Остальные части холста остаются в подмалевочном состоянии и закрываются краской по мере того, как вы определяете остальные цвета натуры, обдумывая каждый мазок.
Если бы в нетронутых Вами местах оставался белый холст, то он был бы помехой для Вас, слишком сверкая белизной. А остающийся нейтральный тон подмалевка не мешает и может помочь, потому что его светосила, его тональность вяжется с тенями и полутенями натуры.
Живопись ведется кистями с ровными концами, чисто вымытыми, сухими, свиной щетины или медвежьего волоса (медвежья - мягче), подобранными по размерам. Для больших площадей - крупные, для меньших - меньшие.
Кисть держится левой рукой вместе с палитрой.
На палитре, глядя на предметы, составляется несколько цветовых тонов, теплых и холодных - таких, какие по вашему взгляду кажутся подходящими.
Коротким движением цветовая масса забирается с палитры кистью и переносится на поверхность холста.
Положенный мазок не размазывается и краска не втушевывается в холст. Рядом кладется другой мазок, за ним - третий и т. д. Плотные, короткие мазки постепенно закрывают поверхность холста.
Широкой сухой и чистой кистью смягчаются границы между ними.
Другой вид мазка - скользящий и длинный - применяется, когда хотят не всю массу краски оставить на холсте.
Тушующий мазок, втирающий краску, необходим, главным образом при исполнении подмалевка.
Ограничение контуров легче делать темным тоном по светлому, чем наоборот.
Обычная ошибка начинающих живопись заключается в видении природы более светло, резко и холодно. Поэтому советую как можно реже пользоваться белилами.
Прочитано учащимся в студии ЦДСА 12 марта 1953 г.

4-я беседа "О композиции"

Цвет и его участие в композиции.

1. Физическое определение цвета.
2.Цвет, как краска, используемая художниками для передачи сходства с действительностью, для передачи представления о предмете, для выражения своего замысла, как бы объясняющая бытие предмета.
Канонизация цвета.
Символика цвета. Неизменный цвет одежды Христа и Мадонны в христианской живописи.
Метафизические понятия о цвете. Синий - цвет вечности и вечной женственности.
Цвет, как ощущение. Отрывки из писем Ван-Гога: ХVIII, Х, VI 9.
Живопись Сурикова. Цвет в его композициях. Соображение сходства с действительностью - правдоподобие.
Интуитивная находка глубоких тонов в князе Меньшикове. Глубокий тон, низкий и долго звучащий.
Живопись раннего Возрождения и русских икон. Андрей Рублев.
Цвета света и благости. Фра Беато Анжелико10. Поэтизация цвета в картинах Борисова-Мусатова.
Цветовая символика в картинах Врубеля: "Ночное", "Царевна Лебедь".
Цвет в картинах Пикассо "Испанские нищие" и "Девочка на шаре".
Цвет в картине Ван-Гога "Прогулка заключенных".
Распад цветов предмета на атомы. Борьбе атомов в двух стихиях: цвета присущего и цвета воспринятого. Слияние атомов в единство - воспринятое, сделанное в меру возможностей присущим. Возможности присущего относительны для каждого времени и для каждого ума. Это стилевые черты эпох и мастеров.
Художник Федотов Л.А., русский, 19 век. "Портрет Жданович"
Русский художник Левицкий, 18 век. "Портрет девушки, воспитанницы Смольного института" (т. н. "Смолянка").
Однако закон композиции портрета формируется особо: вся нижняя масса от глаз человека должна быть гораздо больше, чем верхняя масса, т. е. формы и пространство от глаз человека и выше, лоб, волосы, шляпа, фон.
Во многих портретах вы встретите отношение величин верхней к нижней, как 1/3 к 2/3, т. е. глаза, помещенные на высоте 2-х третей от нижней трети, хорошо находят свое место.

____________________


9 - Ван Гог В. Письма / Ред. А.М. Эфрос. М., 1935. Кн. 1. С. 90, 94, 100.
10 - Фра Анджелико (фра Джованни из Фьезолы, Беато) (1387-1455) - художник и доминиканский монах, принадлежал к тосканской школе живописи. Им выполнено убранство монастыря Св. Марии во Флоренции: Благовещение, Снятие с Креста и др.; им также расписаны часовни Св. Антония и Св. Лоренцо в Ватикане.
Л.Н. Хорошкевич. Дневник художника




Если использовать обратную пропорцию, т. е. поместить глаза на высоте одной трети от нижнего основания портрета, то получится неспокойное […], суета, неуравновешенность, перетянутость величин вниз, оседание тяжести, скольжение большой массы за рамку картины.

2 закона о наполнении пространства слева вглубь и направо:
- Если главная фигура помещается в центре или близ него, то следующим вопросом является наполнение левой и правой сторон.
- Если левую и правую части пространства занять одинаковыми формами, одинаковыми величинами, то одна из них окажется лишней.
Пример отрицательный - "Речь представителя Кореи на Конгрессе мира" (выставка дипломных работ 1953 г.).
То, что фиксирует фотография и то, что на фотографических снимках представляло интерес, не всегда можно перенести с успехом в живопись.
Пример положительный - "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, "Земная и небесная любовь" Тициана, "Боярыня Морозова" Сурикова.
Оговариваюсь: все формальные моменты организации центра и наполнения левой и правой сторон пространства подчинены содержанию темы.
Метод кулис заключается в том, что пространство организуется по бокам стоящими первоплановыми предметами, фигурами, деревьями, частями здания, а центр оказывается отодвинутым вглубь.
О свете в композиции.

Роль света, освещения в пластическом искусстве очень велика.
Освещение в скульптуре подчеркивает форму целого и деталей. Мускулатура становится видна, будучи освещенной.
Мы выискиваем такие позиции для натурщика и для любой постановки, чтобы свет освещал выгодно, чтобы предмет и его части были в меру освещены и в меру затенены.
Устанавливает эту меру автор, сообразуясь с большим своим или меньшим опытом, желанием, вкусом, взглядом.
Иногда нам интересно большое количество теней, сильные тени, иногда наоборот - преобладание освещенности над затенением.
Мы говорим сокращенно: свет и тень, разумея под словом свет, - освещенные части, под словом тень - затененные части.
Оттенки света, полутени, тени и рефлексы создают рисунок, понимая широко под этим словом рельеф, разнообразие выступающих форм.
Рисунок присутствует во всех видах искусства, в живописи, скульптуре и архитектуре.
В архитектуре рисунок, рельеф создают сами формы, сочетание основной массы здания и частей - порталов, колонн, арок, карнизов и т. д. до мельчайших деталей. В скульптуре рисунок создается сочетанием форм.
Если бы предположить отсутствие света, сплошную темноту, то мы должны были бы ощупывать формы, чтобы их узнать, чтобы с ними познакомиться.
У Короленко есть замечательный рассказ "Слепой музыкант", в нем описано, как слепой от рождения мальчик знакомится со своей будущей подругой. Он трогает ее лицо руками, узнавая. Это пугает девочку.
Из всего сказанного понятно каждому огромнейшее, бесценное качество, участвующее ежеминутно в жизни и в искусстве - свет.
Зрячие ощупывают предмет лишь в познавательных целях, когда он неясен.
Когда же предмет и его поверхность хорошо освещены, то для узнавания достаточно зрения, а не ощупывания.
Свет может как бы уплощать, делать впечатление плоского, обманывая наше зрение.
Свет может подчеркивать, обрисовывать поверхность так, что весь рельеф, все бугорки, все выпуклости мышц на человеческом теле будут заметны.
На высших ступенях искусства, в композиции, свет используется художником, как могучее средство для усиления впечатления.
Конечно, трудно и не надо отделять части в живом произведении, т.е. мысль художника, рисунок, краску, освещение.
Это все зарождается в сознании художника попутно, а не отдельно.
Однако для анализа, для ясности изучаемого нами предмета, попробуем это сделать.
Каждое произведение живописи обращается к нам или громко или тихо, или вовсе шепотом. Эта способность выделяться среди многих предметов, действовать среди архитектуры и звучать на расстоянии, поражать, привлекать наши глаза, основана на контрастах светлого и темного, яркого и тусклого и их распределения.
Войдя в музей, мы еще не изучаем картину, подробности, скорее, замечаем ее среди других.
Войдя в помещение, мы всегда хотим или не хотим, остановимся на том, что наиболее ярко.
В живом организме картины это составляется сочетанием светлых и темных пятен, ярких и тусклых пятен. И, если, не обращая внимания на пространственную связь, на мелкие детали, на выражение действующих лиц, если мы снимем на кальку очертания светлого среди темного, яркого и рядом, тусклого, то у нас получится плоская проекция картины, плоские фигуры, подобные теням на стене.
Каждая картина покажет очертания, отличные от очертания других картин.


____________


.

<<< - 124 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz