Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



Смотрим две картины: Ге "Тайная вечеря", Федотова "Сватовство майора", в каждом случае очертания будут отдаленно напоминать действия, изображенные на картине, народная ли драма (Репин, Суриков), бытовая ли сценка (Федотов), беседа двух людей (Ге) и т. д.
В каждой картине окажутся различно сочетаемые очертания светлого и темного.
Левей, правей, больше, меньше, крупней, мельче, круглое, горизонтальное, вертикальное и т. д.
В каждой картине окружение яркого тусклым окажется различно от других картин.
Различны будут комнаты, силуэты. Особенно ясно эти очертания выступают в картинах старых мастеров, потому что они допускали условность цвета и освещения, заключая главное как бы в пучок световых лучей от не всегда понятного источника света.
В практической работе художнику приходится устанавливать источник света (солнце, луну, фонарь, лампу, свечу, костер) так, чтобы свет не исказил задуманное действие, так, чтобы свет помог разглядеть существенное, затенить менее существенное.
Все предметы могут быть освещены трояко:
1)когда источник света находится в плоскости картины;
2)когда источник света находится перед зрителем за картинной плоскостью;
3) когда источник света находится позади зрителя.
Правило 1: граница тени определяется точками. Каждая точка тени определяется пересечением светового луча с его горизонтальной проекцией.
Правило 2. Тени от свечи расширяются по мере удаления от освещенного предмета. Тени от солнца остаются параллельными.
Пример: свеча, шарик; свеча, фигурка (суровая нитка, стекло); свеча, домик, геометрические тела на полу; приподнятый в воздух предмет: мяч, подпрыгнувший человек, самолет.
Задача: построить тень от ведра конической формы.
Границы света и тени образуют краевой (?) контраст. В темной части, близкой к свету, пропадают подробности.
Я видел это на освещенной солнцем траве, поросшей желтыми одуванчиками. Тени от здания ложились на траву. Одуванчики, оказавшиеся в тени, виднелись хорошо и вблизи, и далеко. Одуванчики, попавшие в тень вблизи границы света, почти исчезли. В тени от… солнца были люди в черном.
Когда я смотрел и на солнце и на людей, черное превращалось в красное.
Когда я смотрел отдельно на людей, черное становилось близко к своему естественному цвету.
Компонентами называют то в картине, что ее решает.
Происхождение слова "композиция" - на латинском языке значит составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок.
Два основных начала композиции в природе: симметрия и ритм.
Симметрия - зеркальное соответствие расположенных вокруг средней оси частей какого-либо образования.
Ритм - большая или меньшая повторяемость какого-нибудь мотива через некоторые интервалы.
Симметрия - в построении листьев и лепестками цветов.
Ритм - в расположении на стебле листьев, которые следуют друг за другом через промежутки.
Симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, ритму - бесконечное движение.
Ритмическое начало в движении волн и звуков, в танце, в рисунке снежинки.
В руках человека композиция - это сильное организующее начало, одно из средств познания и подчинения природы.
Все виды искусства композиционно организованы: город, части города, здания, скульптура, литературные произведения - роман, лирическое стихотворение, музыкальная мелодия, книга и спектакли.
В живописи композицию так определяет Альберти: "Я утверждаю, что композиция есть то правило живописи, согласно которому сочетаются части написанного произведения".
Меня это определение вполне удовлетворяет, большими частями оно совпадает с моим определением:
"Композиция - это есть такое незаменимое расположение частей целого, при помощи которого художник выражает свою мысль".
Могу добавить, что случайно брошенное на бумагу или другую поверхность изображение только случайно может оказаться композиционным.
Не может быть композиционным то, что случайно, или то, что анархично.
В нашем изучении композиции могут быть применимы три метода:
1.Теоретическое выяснение ее основ;
2.Изучение композиционных принципов и норм прошлого искусства;
3.Практическая работа над композицией.
Все три метода годны для нас и необходимы.
Если бы применить только два первых, то это годится для воспитания искусствоведа, но для художника нужно упражнение и проверка своих мыслей карандашом и краской.
Мой опыт работы над композицией сложился больше всего из практики собственной работы в живописи.

____________________


11 - Альберти Леон Баттиста (1404-1472) - флорентийский архитектор, художник, скульптор и музыкант. Его известные произведения: фасад церкви Санта Мария Новелла и дворец Ручелли. Им также написан трактат по архитектуре, на основе работ Витрувия (1485).

Л.Н. Хорошкевич. Дневник художника




Опыт преподавания композиции сложился из наблюдения наиболее часто повторяемых ошибок неопытными людьми.
Поэтому я буду все время опираться на теорию композиционных норм при разборе ваших практических работ.
В основу я кладу те композиции, которые выдержали проверку временем и те теоретические обоснования, которые приняты марксистким искусствоведением.
В каждом отдельном случае, если это будет необходимо, я могу сообщать вам мою личную точку зрения.
Марксисткое искусствознание говорит, что "вопросы композиции неизменно вытекают из идейного замысла темы и тесно связаны с другими сторонами художественного образа и, прежде всего, с проблемой пространства, колорита, линии и пр.". Алпатов12"Композиция в живописи". Здесь очень интересно прочесть страницы 8, 9, 10 о первобытном искусстве из книги Алпатова "Композиция в живописи".
Очень часто эти же признаки примитивного мышления встречаются в рисунках детей и в рисунках художников, сознательно подражающих детям.
Следовательно, в построенной композиции все подчинено определенному порядку.
Художник как бы находит свои средства для того, чтобы из своих впечатлений создать нечто целостное, организованное.
Если мы будем переносить совершенно механически, впечатления от мелькающей перед глазами жизни, то результатом будет странная какофония звуков в музыке, страшная неразбериха предметов неодушевленного и одушевленного мира в живописи.
Вот пример, Вы задались целью нарисовать улицу, на которой вы живете.
Она ограничена разными домами, из них выходят люди по разным делам, о которых вы можете знать, и можете не знать.
Если Вы зафиксируете свои впечатления, то зрителю будет представлена та же самая случайность и непонятность, которая была увидена вами.
Однако, если Вы вглядитесь и изучите пристально жизнь, порядок и поведение вашей улицы, то Вы несомненно заметите нечто постоянное, неслучайное, нечто характерное и за счет него отпадет все ненужное, все лишнее, все случайное.
Я привел лишь один очень простой пример, и мы можем сделать вывод о необходимости пристального и внимательного наблюдения.
Тогда вероятно Вы найдете и ту точку зрения, с которой выгодней рассматривать вашу улицу и настоящие величины, которые нужно нанести на бумагу - величины неба, домов, мостовой и людей.
Мы подошли к первому и второму существенным признакам композиции:
1.организация точки зрения,
2.найденность величин.
В понятие организации точки зрения вкладывается следующий смысл.
Мы можем рассматривать любой предмет вблизи и издали.
Мы можем рассматривать его сверху и снизу (а также слева и справа).
Художник исполняет свое дело и отходит.
Его картина остается перед зрителем. Зритель начинает воспринимать уже не ту жизнь, какую видел художник, зритель воспринимает картину, т.е. жизнь, которая упорядочена в живописи, пройдя через глаз и мозг художника.
Художник может:
1. Заставить зрителя быть участником изображенного действия.
2. Заставить зрителя быть только зрителем издалека.
Для этого существует очень много приемов, о которых я расскажу после.
Однако поймите главное.
Если картина, как открытое в жизнь окно, то подумайте, что больше волнует зрителя - происходящее вдалеке или вот здесь рядом у самого окна что-то случилось и ломится к вам в комнату?
Вопрос точки зрения неразрывно связан с вопросом величин.
Мы утверждали, что:
1.Величины предметов зависят от точки зрения.
2.Чем разнообразнее величины, тем больше удовлетворяет картина наш глаз.
Мы говорим - контрасты величин. Глаз удовлетворенно отмечает понятную ему разницу, т. е. контраст верно нарисованной величины дерева и величины человека или величины взрослого и ребенка. Или большой поверхности неба и домов и узкой, низкой поверхности бульвара.
Порядок в жизни определен столкновением человека с природой или отдельными элементами природы между собой.
Я хочу сказать, что человек ведет себя среди деревьев иначе, чем в комнате, что в темной комнате он видит себя иначе, чем в светлой, что человек в маленькой комнате выглядит иначе, чем в большой, что около круглого стола движения людей будут другими, чем у квадратного.

____________


12 - Алпатов М.В. (1902 - 1956) историк искусства. Действительный член Академии художеств СССР, профессор. Известен многочисленными трудами по различным проблемам русского и зарубежного искусства, среди которых : "Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто" (1939), "Всеобщая история искусств" в 3-х томах, (1948-1955) и "А.А. Иванов" (1956)

<<< - 126 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz