Леонид Никандрович Великолепов .
"Еще несколько слов о своих учителях: Л.Н. Великолепов был прекрасный и строгий учитель, зато его предмет мы знали хорошо… "
Иван Павлович Машков
Леонид Никандрович Великолепов
ПС на 1886 год: закончил курс Духовной семинарии, получил звание учителя уездного училища истории и географии, в службе (МНП) – с 11.11.1861,
в должности – с 20.12.1877, класс должности IX (коллежский ассессор), последняя награда орден Св. Станислава 3 ст. (28.12.1879), член Липецкого уездного
училищного совета
председатель педагогического совета Липецкой женской 3-классной прогимназии – с 20.12.1877,
штатный смотритель Липецкого уездного училища,
коллежский асессор,
член Липецкого уездного училищного совета – с 20.12.1877.
С 20.12. 1877 г. председатель педагогического совета Липецкой женской 3-классной прогимназии,
В 1888 г. - штатный смотритель уездных училищ г. Усмани, Тамбовской губ. и, наконец, инспектор училищ и школ Липецкого у.,
избирался гласным городской Думы г. Липецка (Адрес-календарь Тамбовской губ. 1888 г. С. 135)
О воспитательном значении Липецка
[Речь Л.Н. Великолепова на торжественном акте в Липецком уездном училище. Дата на документе отсутствует. Текст документа написал своей рукой
Л. Н. Великолепов. Документ
можно отнести к вероятному промежутку времени 1862 - 1877 г., в течение которого докладчик имел должность учителя истории и географии.]
"Не часто можно встречать такие города, в которых природа и искусство так благоприятно бы соединили условия здравого воспитания, как наш Липецк.
Всё в нём: и местность, и окрестности, и прекрасно устроенное заведение минеральных вод с отличным садом, - всё может служить благой цели воспитания.
Скажу даже, если можно так выразиться, что природа здесь на каждом шагу заботится о воспитании человека и нужно быть неблагодарным, чтобы не помочь ей.
Местность города - оригинальна в высшей степени и очень удобна для первого ознакомления детей с Географией. Дети, не зная терминов этой науки, уже
наглядно усваивают себе понятия, что такое гора, лог, низменность, и если при прогулке отец или учитель объяснит им всё это, то подобное объяснение
принесёт гораздо более пользы, нежели заучивание. Положение Воронежской улицы, если выходить в неё снизу, наглядно ознакомит мальчика с горизонтом
и даже с самой формой земли; так называемые Ключи дадут понятие о роднике, родник же минерального колодца сообщит сведение о том, что вода бывает и
не такая, какую он привык пить, а с примесью окисей разных минералов, откуда один шаг к объяснению состава морской воды.
Следовательно, География
имеет хорошие условия в самой природе. Посмотрим, что сделано для неё искусственно. Громоотвод, на крыше ротонды колодца, наглядно знакомит сам
С собой и даёт повод при объяснении атмосферных явлений, рассказать о Франклине; так называемое Липецкое озеро, или в низине пруда Петра В[еликого],
даст понятие о пруде; он сделан искусственно и даже видно плотину, посредством которой вода удерживается; эта же самая плотина даёт понятие о
перешейке; падение воды, во время разлива с высоты моста в канаву, когда открываются шлюзы, очерчивает водопад; здесь же можно объяснить слово шлюз
и набережная. Слишком было бы долго говорить о всех благоприятных условиях для Географии, - остаётся только благоразумно воспользоваться ими и
приложить к делу.
История также имеет некоторое пособие; памятник Петру В[еликому] может повесть к объяснению того, что всегда бывают люди, сделавшие что-нибудь хорошее
своей земле, которым ставятся такие памятники, называемые монументами, и что бывают они не только в виде колонн, но и в человеческом виде /напр., Минин и
Пожарский в Москве/; минеральный колодец, церковь и колокольни могут вызвать объяснение архитектуры и её различных стилей.
Грамматика - тоже выгодно обставлена, местный говор немного изменяет чистый русский язык, причём, кстати заметить, что не только в каждом языке есть эти,
так назывемые, архаизмы, но что даже отдельные местности разнятся говором.
Геометрия - понятия о расстоянии, о протяженности, приобретаются глазом, смотря, напр., с Соборной горы на отдалённую Романовскую церковь; здесь можно
объяснить устройство и употребление инструментов, астролябии и кипригеля, съёмка на план недоступных предметов и пр.
Закон Божий находится ещё в лучшем положении: религиозность учителей, близость таких городов, как Воронеж и Задонск, приготовляют для него отличную почву
и остаётся только сеять добрые семена.
Но из всех этих общеобразовательных предметов, без сомнения, заняли бы первое место естественные науки, если бы они когда-нибудь получили право гражданства
в здешних училищах.
Три общественных сада, с разнородными деревьями, начиная с многолетнего дуба, и кончая простым одноклеточным растением, были бы хорошим ботаническим
атласом; близость такого учебного заведения, как лесническая ферма с отличными питомниками всех родов дерев, тоже принесли бы немалую пользу: она может
служить для загородных экскурсий. Изучению минералогии оказал бы большое подспорье так называемый каменный лог; в нём же очень удобно дать первоначальное
понятие по Геологии.
Из всего набросанного мной можно видеть, какое влияние имеет местность и какую пользу может принесть счастливое положение города, если им разумно
воспользоваться.
До сих пор я говорил о преимуществах Липецка в научном отношении; было бы несправедливо не обратить внимания на преимущества его и для физического
развития детей. И в этом отношении Липецк занимает едва ли не первое место во всей нашей губернии; по крайней мере, насколько мне известно,
ни в одном городе не соединены так выгодно все благоприятные условия физического воспитания.
Природа и искусство и здесь спешат на помощь.
Гористая местность развивает силы ребёнка, чистый воздух садов укрепляет его лёгкие, музыка, бывающая каждый сезон, облагороживает слух и
воспитывает чувство изящного, дальнее расстояние реки Воронежа укрепляет мышцы ног, а гимнастическое заведение в Верхнем Саду может всё тело
сделать гибким и стройным.
Остаётся только желать, чтобы общество не остывало к делу обучения и воспитания, чтобы родителели терпеливо ожидали окончания положенного сроку
учения и содействовали бы своим влиянием училищам, смотря на учителей не как на чиновников, а как на ближайших своих помощников в деле умственного
и нравственного развития их же детей. Зато какое вознаграждение отцу или матери, если их сын или дочь могут рассказать понятно о христианской вере,
написать правильно письмо или свести счёт, или же, наконец, если обучавшиеся в училищах могут сознательно прочувствовать надпись на монументе:
"Незабвенному всегда и во всём великому Императору Петру 1-му, основателю нашего города".
учитель Истории и Географии, Леонид Великолепов.
По материалам Государственного архива Липецкой области подготовил руководитель секции музеев Липецкого областного краеведческого общества и председатель
Совета Липецкого отделения ВООПИиК
Михаил Корольков.
Липецк. 31.01.2915.
Жизнь и деятельность Феодосия Углицкого, святителя Черниговского
Оглавление