Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи


Опубликована книга по материалам этого сайта. Если она Вас интересует, пишите в Гостевую или на эл. адрес

Странички сайта постоянно обновляются, заходите еще!


Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


Мудрость Черниговского архиерея проявилась при разрешении запутанного конфликта между подданными епархии, крестьянами с. Погребки и козаками с. Ивот139. Оба соседние села находятся вблизи Новгорода-Северского. Предшественник ("антецессор") Феодосия, Лазарь Баранович, позволил крестьянам косить сено на лугах, принадлежащих Черниговской кафедре.
На эти сенокосы стали претендовать и Ивотские козаки. Обе стороны уверяли нового архиерея, Феодосия Углицкого, в правоте своих претезаний. В конце концов, святитель Феодосий лично отправился в Новгород-Северский, чтобы намести разобраться в данном спорном вопросе. Оказалось, что прежний тамошний кафедральный наместник (имя неизвестно) разрешил козакам (кажется, не только с. Ивот) косить сено на землях, принадлежащих, непосредственно, церковной кафедре. Прибывшему непосредственно "на место происшествия" архиерею козаки предъявили письменное свидетельство коммерческой находчивости кафедрального наместника.
"Мы судячи тое за неслушность, - писал в своей грамоте владыка Феодосий, - абы урядник без воле пана своего кгрунты в иншую державу раздавал, письмо тое одобралисмо и козаком з сеножатей выказалисмо". Но, как видно, к тому времени козаки заручились поддержкой козацкой администрации ("людей поважных") в своем праве на известные сенокосы. Тогда святитель Феодосий так рассудил: "Для лепшой згоды и покою межи подданными нашими и людьми войсковыми сеножати заводные на двое делим: половину козаком пускаем, а половиною подданным нашим контентоватися приказуем". Единым предостережением архиерея было то, чтобы Ивотские козаки гарантировали ("у каждого права и суду ставати и боронити") неприкосновенность к сеножатям козаков других близлежащих населенных пунктов. Таким мудрым решением остались довольны и крестьяне, и Ивотские козаки140.
К сожалению, немногие грамоты Феодосия Углицкого сохранились и дошли до нас. Но все-таки, можно попытаться составить общее представление о нем, как о пастыре-наставнике. В этих немногочисленных грамотах отобразились воля, характер и рассудительность владыки. Святитель Феодосий перед принятием решения и отдачи указания хорошенько обдумывал дело, советуясь и выясняя ситуацию. Например, в грамоте о рукоположении в диакона Григория Путилу в мае 1695 года он писал: "Прилежно о нем [Путиле - А.Т.] испытавше, и достоверное от многих вземше сведетельство, найпаче от отца его духовнаго, чыновне по степенях, и по обычаю Святыя Соборныя Апостолския восточныя Церкви, прежде во вратара, заклинателя, священосца, четца, и под Диакона, освятыхом, и благословихом"141.
Далее владыка дает молодому церковнослужителю наставления о принципах духовной жизни: "Прилежати же должен трезвению, чтению, и молитве, и прочая ему подобающие добродетели, опасно, яко пред всевидящими очима Божиима ходя, исполняти со вниманием, да верных и мудрых служителей, мздовоздаяние от руки воздающего комуждо по делом его воспримет, ниже да постижится в день страшнаго испытания владычня"*.
Для характеристики пастырских правил Феодосия Углицкого интересен текст его ставленой грамоты, выданной Михаилу Страховскому "на презвытера свято-покровского березинского".
В грамоте владыка Феодосий упоминает покойного отца ставленника, Андрея Страховского, известного "побожностю и пилностю до небоженства", и выражает надежду на достойное продолжение высокого христианского служения: "Маем респект наш пастырский и на потомка его Михаила Страховского, сподеваючися иж, будучи наследником отеческих добр, будет наследником и добрых его поступков; до того теж и прозбу за вышереченным Михаилом принявши от всех благочестивых граждан места Березной, отеческой церквы тоеж Покрова Пресвятыя Богородицы не отдаляем от него"142.
В Чернигове, как и прежде в Киеве, святитель Феодосий не изменял своему принципу защищать угнетаемых и несправедливо пострадавших людей. Особенно твердо он покровительствовал духовным особам.
Например, в 1691 году возник конфликт между войсковым товарищем Иваном Забелой и священником с. Обтова, о. Григорием. Забела был владельцем этого села и решил удалить от службы в местной церкви священника. Отец Григорий, вероятно, знал к какому духовному авторитету нужно обратиться за помощью. Сохранилось мудрое письмо Феодосия Углицкого, тогда еще Елецкого архимандрита, Ивану Забеле. Он просил владельца села, чтобы тот "его [о.Григория - А.Т.] в ласце своей заховал", если священник достойно исполняет свои обязанности. "Еслибы зась з гола не поступовал так, яко потреба, - продолжал святитель Феодосий, - то правне его треба з парахии зкладати, то есить перед суд духовный припозвати, вины его доволне показати, а так правильно если з парахии и изженется, безгрешно будет"143.
Как свидетельствует письмо святителя Феодосия почепскому протопопу Иолину Белявскому от 20 июня 1695 года, были случаи, когда оказывались не правыми священники. Тогда владыка решительно защищал правду. Письмо к Белявскому приоткрывает суть дела. Некий о. Дионисий, наместник мглинский, притеснял семью крестьянина Хомы Гречушенко из с. Лопазня, расположенного около г. Мглина, добиваясь, чтобы ему уступили земельный участок. Архиепископ Феодосий писал почепскому протопопу:
"Призови теды отца наместника пречестность твоя до себя и именем нашим пастырским накажи его, а бы того перестал, и болш тым убогим людем кривды не чинил, бо таковы укрыженя о помсту до Бога волают. Если зась тот же отец наместник в том не погамуется, теды пречестность твоя досмотри, абы за позвом выданным на него сым людем, ораз до катедры нашой становился"144. Вероятно, такое строгое предупреждение владыки "погамувало" не в меру упорного мглинского наместника.
В другом случае архиепископ Феодосий, как пастырь добрый, заботливо и внимательно разобрался в деле дочери Стародубского полковника Петра Рославца (1667-1673) Агафьи. Она была еще ребенком, когда умер ее отец. Все наследство досталось брату Агафьи - Самойлу. Когда она выросла и вышла замуж за стародубского священника Федора, то обратилась к брату, чтобы тот выделил ей часть наследства отца. Но он наотрез отказался это делать. Благодаря вмешательству в дело архиепископа Феодосия, справедливость была восстановлена.
Защищая своих подопечных, святитель Феодосий зорко следил за их духовной жизнью. Например, сохранилась его записка к неизвестному адресату, из которой следует, что, отправляя своего причетника (Akolitus-а) по каким-то делам в Киев, архиепископ Феодосий письменно просит анонимного своего киевского компаньона, чтобы тот, между прочим, дал "указания ему [причетнику - А.Т.], чтобы исповедался у о. Макария [известного Печерского духовника - А.Т.] и чтобы засвидетельствование от исповедующего получил"145.
О том, с какой теплотой и заботливостью святитель Феодосий относился к близким, родственным людям, свидетельствуют сохранившиеся письма к племяннику Василию Полоницкому. Он способствовал переходу его с Правобережной Украины в пределы Гетманщины.
Помогал ему в обустройстве своего имения. С большим вниманием отнесся святитель Феодосий к женитьбе своего племянника. В Чернигове Василий Полоницкий начал свою карьеру, достигши звания значкового товарища.
Принимая во внимание исключительную ценность личных писем святителя Феодосия Углицкого, будет не лишним пометить их тут полностью. Содержание писем посвящено приготовлению женитьбы Василия Полоницкого и хозяйственным вопросам с ней связанных.
По письмам можно судить о взаимоотношениях святителя Феодосия с некоторыми урядовцами, есть указания на родственников в Киеве и т.д.
Письма архиепископа Феодосия Углицкого

своему племяннику, Василию Полоницкому146


Письмо № 1

Пане Полоницкій

Чекаемо миле все на ваш щасливий приезд, чекает бабуся з Киева приехавши, чекает и матка ваша. Его Милость теж Пан Обозный Енеральный**, миле вас поминает, и ласкава каждого часу вам ся ставит. Ожидает и desponsata [невеста] (…) и была в вашом дому новокупленном, и там же с сестрами вашими виделася и конверсовала [беседовала]. Але ваш тест не ведает яков есть, тое ведает же барзо озябло коло Акту сего ходит, чому дивуеться и Пани Шебельникова, и была у них в Седневе на великом от дочки Екзамене, же вам двор свой даровала, которого бачу Пане Рафаловая собе ведлуг отцевского Тестаменту присвояет. А не тылко озябло пан тест Ваш поступает, але и барзо глупо, чили неприязно, бо был в Кіеве, а не был не в кого з наших, любо был и прошений от Корецкого на Ринку, трефунком толко на перевозе пяний обачил ся з нашими, барзо іmpolite [очень неучтиво] и там подобно зажартовал так, Полонецкій ваш баламут, выбаламутив у мене девку. Ещеж бы то меншая реч, але то болшая, же зсевши з перевоза без запрошення в дом, и без пожегнаня, скочил передом, чому велми дивуется и Его Милость Пан Обозний, же он и до Кіева, и (…) едучи в Его Милости не был, и до сего часу не бывал, (…) ся радил, а нещо належить постановил. Посылалем з умыслу до Его Милости Пана Обозного пытаючи о месяцу и о термене веселя, на що так отповедил, же я (мовить) не знаю и Мене о тое не прошено до сего часу. Уважайте ж собе реч, и становете там в Седневе як разумеете, и чого сподевати ся домовляйтеся, у таких якихсь дивных; повторе вам мовлю, уважайте що может быти на (…).
Бозской Проведенції все поручивши, per optime valete [крепкого здоровья] желаю.
Вам всех добр сприяючый Феодосій Архієпископ.
Дан в понеделок
Рано з Монастыра. З Уланова еще нечого небывало, але о том мало фрасуйтеся [беспокойтесь].


[На конверте надпись по-польски: Пану Базилэму Полоницкему Мне Вельцэ Милэму оддаць належи].
Перевод письма, сделанный Филаретом Гумилевским в "Историко-статистическом описании Черниговской епархии". Кн. 1. Общий обзор епархии. Чернигов. 1873. С. 49-63.
См. ЗДЕСЬ

Письмо № 2

Мне велце милый, Пане Василій.

Писалем до Вас недавно ознаймуючи, же двор Ваш есть готовый в Чернигове Паней Матки, Паней Рафаловой, а тепер ведомо Вам чиню, же и Пан Леонтій Полуботок*** не жалует Вам своего двора там же змежного, и упевнив мене тым, и вас велел упевнити, упевняю теды вас, и абы вам речи ваши и замыслы по мысле ишли. Владику Христа Архиерейско молю, и благословенія вам Божія желаю.
Вам всего добра желатель Феодосий Углицкий Архиепископ и Архимандрит Чернеговски.
Писан в Монастыре Елецком Черниговском року ахчг Мая в дня.


[На конверте надпись по-польски: Мне велце милэму, Пану Базилэму Полоницкему Сесцршанови Мэму].

Письмо № 3


(…) З подивенем мне великим, а з тым и з жалем приходит, же наши добродее до приязни скланяючій ся знатным нечим нас не тешат, то есть звычайным и межи убогими людьми Посагом [приданным], у нас дворов и млынов потребуют и вшелякого достатку хотят, чого звыкли младенци з панною сподеватися, и тем Посагом господарство розчинати. Тым барзей жаль, же в очах нащих тое деет ся, из тестіове многіи, шукають зятіов не богатых, леч собе поволных и до чогож колвек доброго способных, яко и у нас тут недавним часом, человек в селе Выблях прозвищем Тунецкій, выдал дочку свою, за Клима, слугу Пана Полковникового****, и дал при нем двор будованый зо всеми до него кгрунтами, дал винницу з чотырма котлами и иншого немало придал господарства, а особливе Пан Полковник своего контентовал слугу. Не вспоминаю тут инших многих для жалю моего, и твоего прикладов, як то убогіе, але подобно щасливые зяте, от своих спаношують ся тестіов. Ты у нас благодатіею Божіею, еще не хромый и не слепый, и з ласки Ясне Велможного Добродея***** не голый и не овшеки от людей погардзоный, годило бы ся и тобе в готовую хатку войти гляди теды да не проглядися, добр в правде приятель добрый, кому Господь Бог дасть, але до приязни и чого иншого потреба. Можешь теды тое все предложити Добродееви своему и моему, Его Милости Пану Есаулу Енералному второму******, и як Его Милость порадит, так и справ ся.

Известие о Феодосии Углицком, как о достойном святителе, знали за пределами Украины, России и Польши. В 1694 году Иерусалимский патриарх Досифей "в знак любви и благословения от святого и животворящего Гроба Господня" прислал с архимандритом Хрисанфом в подарок святителю Феодосию книгу "Сборник гражданских постановлений Греческих и Римских". Христианское благочестие святителя Феодосия, весь его высокий нравственный образ, его житейская мудрость и благоразумие привлекали к нему людей.
Авторитет владыки стали причиной того, что гетман Иван Мазепа предложил хорунжему Смоленского воеводства Доминику Полубинскому связаться с ним по деликатному духовному вопросу. Началась переписка между ними, потом произошла встреча. В результате, Полубинский принял православие, переехал на Черниговщину и получил должность городового атамана Стародуба.
Святитель Феодосий всячески способствовал скорейшему строительству вблизи Черниговского Ильинского монастыря величественного храма в честь Пресвятой Троицы. Строительство храма было начато еще в конце 1670-х годов преосвященным Лазарем Барановичем. Архитектором собора был Йоганн-Баптист Зауер. В начале 1690-х годов, благодаря финансовой поддержке гетмана Ивана Мазепы, строительство храма ускорилось. Его внимание к этому делу обусловлено хорошим отношением с архиепископом Феодосием Углицким. Летом 1695 года Троицкий собор был освящен владыкой Феодосием. Он стал центральным величественным храмом Ильинского монастыря и усыпальницей черниговских архиереев и видных светских деятелей.
До 1695 года архиепископ Феодосий Углицкий оставался настоятелем Елецкого монастыря. Можно предположить, что он подыскивал достойную кандидатуру на это место, вероятно, помня и о примере, положенным Лазарям Барановичем. То есть, выбор на должность архимандрита Елецкого монастыря рассматривался, как определение кандидата на место Черниговского архиерея. Такая кандидатура нашлась.
Это был наместник Брянского Свенского монастыря Иоанн Максимовича, которого раньше уже знал святитель Феодосий и который был с лучшей стороны известен гетману Мазепе. В середине 1695 года Иоанн Максимович прибыл в Чернигов и возглавил Елецкий монастырь. Это произошло очень своевременно, так как, через полгода великий светоч земли Черниговской, архиепископ Феодосий Углицкий, окончил свое земное служение, преставился Богу, чтобы навсегда стать небесным покровителем Черниговщины.
В литературе о святителе Феодосии укрепилось мнение, что он скончался 5 февраля 1696 года. Знаменитый Черниговский архиепископ и историк Филарет (Гумилевский), в своей известной работе по истории Черниговской епархии, говорит: "Февраля 5 издавна совершается поминовение по нем [Феодосии - А.Т.]"147. Но еще в начале ХIХ века никто в Чернигове не знал, как давно существует эта традиция. Даже не знали определенно, в каком году, в 1696 или 1695, он умер. Единственное письменное свидетельство о дне кончины святителя Феодосия находится в дневнике Димитрия Туптала (Ростовского), где записано: "Февраля 5 Преосвященный архиепископ Феодосий Углицкий преставися".
Но еще до архиепископа Филарета высказывалось мнение, что смерть Феодосия Углицкого наступила 7 января 1696 года148. Оно основывалось на информации в ставленной грамоте патриарха Адриана, выданной Иоанну Максимовичу от 10 января 1697 года, в которой была указана именно эта дата смерти святителя Феодосия. Со временем и грамота, и мнение были призабыты. В конце 19 века в Черниговском Троицком монастыре нашли эту грамоту, вернее, то, что от нее осталось. Однако, на этом клочке грамоты нужный текст прочитывался:
"Прошедшего 7204 (1696) лета, ианнуария месяца 7-го дня, Черниговского архиепископского престола паства свойственного пастыря в нашем назираемом строительстве лишися: преосвященный-бо архиепископ Феодосий Углицкий предел жизни своея прият, успе о Господе вечно. Сущая-же тамо церковь остася вдовстваша, не имеющи свойственного пастыря, и люд насущий тамо без руководительства пребывает"149.
В среде черниговского образованного общества вновь стали обсуждать этот вопрос: правильная ли дата смерти Феодосия Углицкого была утверждена Св. Синодом. Но Г. Бородулин немного развеял сомнения, указав на то, что во всех Южно-русских летописях запись о смерти Феодосия Углицкого находится после записи о смерти царя Иоанна Алексеевича, наступившей 29 января 1696 года. В то же время, известно письмо от 9 февраля гетмана Ивана Мазепы к архиепископу Феодосию с сообщением об этом событии150.
Исследователь справедливо считал невероятным, чтобы гетману в течении месяца не сообщали о смерти Черниговского архиепископа. Бородулин также указал на опубликованные материалы о поставлении в архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича: "Лета от мироздания 7204 (1696), месяца февраля 7 дня, благословением Всетворца нашего Бога, по общему человеческия жизни пределу, во стране Малыя России, Черниговской епархии Преосвященный Феодосий, архиепископ Черниговский и Новгородка, преставися, и оный престол остася без свойственного в духовном преставлении пастыря"151. Значит, в патриаршей грамоте ошибочно указана дата смерти Феодосия Углицкого. В конце концов, Г. Бородулин пришел к выводу, что 5 февраля святитель Феодосий умер, а 7 февраля состоялись его похороны: "Три дня после смерти до погребения он был как-бы жив еще для Черниговской паствы и телом находился среди нее, а 7-го он был уже окончательно скрыт для глаз осиротелой паствы"152.
В начале 20 века были выявлены дополнительные материалы, которые дали повод, вновь усомниться в дате 5 февраля. А именно, в 1908 году было найдено "Слово, сказанное Стефаном Яворским, игуменом Киево-Никольского монастыря и префектом академии, при погребении святителя Феодосия"153. Этот исторический памятник исследовал историк и краевед священник Константин Карпинский. Он пришел к выводу, что святитель Феодосий умер не 5 февраля, а 7 февраля. В подтверждение этого мнения говорят и другие факты, которые отец Константин около ста лет назад представил в докладе на 14 археологическом съезде в Чернигове в 1909 году154.
В частности, он также указал на письмо Мазепы святителю Феодосию, в котором гетман извещал его о смерти царя Иоанна Алексеевича. Письмо это написано 9 февраля 1696 года из Бобрика. Историк сомневался в том, что не только за месяц, а и за четыре дня по смерти Феодосия гетману не успели сообщить об этом. А вот добраться за два дня до Батурина или Бобрика вполне не могли. Заметим также, что согласно тому же упомянутому преданию похороны Феодосия состоялись 7 февраля, то есть, через два дня, что совершенно невероятно. В те времена людей такого ранга хоронили не скоро после смерти.
Например, Лазарь Баранович умер 3 сентября 1693 года, а похоронен был 1 октября. Возвращаясь к патриаршей ставленной грамоте Иоанну Максимовичу, можно сделать вывод, что ошибка в ней относится к месяцу (январь-февраль), а число (7) указано правильно155.
Таким образом, Феодосий Углицкий скончался 7 февраля 1696 года, в пяток Недели о мытаре и фарисее, в день памяти св. Парфения, епископа Ламисакийского и преп. Луки Елладского. А погребение черниговского угодника состоялось, по-мнению К. Карпинского, "1 марта (в 1 неделю Поста), а может 17 марта, в 40 день по кончине".
Угодник Божий Феодосий Углицкий мирно отошел к Богу. Его тело было торжественно погребено в Борисоглебском кафедральном соборе Чернигова и оставалось там нетленным в течении 200 лет.
Черниговский Борисоглебский собор. Основан в XII в. В пещере под собором был похоронен святитель
Многочисленные чудеса по молитвам святителя Феодосия, глубокая вера местного населения в его праведность послужили причиной его канонизации в сентябре 1896 года.

Глава 3


Почитание и прославление в лике святых Феодосия Углицкого

Кости их да процветут от места их,

и имя их применяемо на сынех,

прославленным бывшим им.

Сир. 46, 14. 15.


Канонизации святых всегда предшествует вера людей в их помощь и заступничество.
Естественным условием почитания человека как угодника Божиего является живая память о его блаженной жизни и деятельности. Такой человек должен был засвидетельствовать своей жизнью силу христианских добродетелей - покаяния, молитвы, милости и, вообще, любви к ближним в различных ее проявлениях. Большое значение в установлении почитания угодников Божиих, доказательством святости человека умершего являются его нетленные останки - мощи, но только в том случае, когда при останках, около погребений или могил происходят чудеса. Святые различными способами отзываются на молитвенные обращения к ним. Чем напряженнее наша молитва, чем тверже наша вера, тем крепче связь земного с небесным.
Небесное заступничество за людей святителя Феодосия стало как бы продолжением его земной пастырской заботливости. Его служение в Чернигове было не продолжительным, но почитание его как черниговского святителя и святого говорит о глубокой любви пастыря к своей пастве и паствы к своему заступнику.
Существует народное предание, записанное в середине 19 века, что первым человеком, испытавшим на себе чудодейственную помощь святителя Феодосия Углицкого, был его преемник на Черниговской кафедре Иоанн Максимович.
Предание говорит следующее: преосвященный Иоанн Максимович тяжело заболел горячкой. Находясь в полуобморочном состоянии, он неожиданно распорядился немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а на утро приготовиться к его служению литургии в храме.
Окружение святителя Иоанна решило, что он бредит, и не хотело исполнять его приказание. Но после настойчивых требований архиерея, все было исполнено в точности. На другой день святитель Иоанн, совершенно здоровый, действительно служил литургию и потом объяснил, что накануне ему явился святитель Феодосий и сказал: "Служи завтра и будешь здоров".
Считали, что это чудо произошло в во время сорокоуста. Преосвященный Иоанн распорядился устроить над гробом святителя Феодосия возвышенный кирпичный свод. Вход в него был сделан изнутри храма с узкой винтовой лестницей. Над входом в пещеру поместили портрет Феодосия Углицкого во весь рост. Под изображением находился панегирик, сочиненный Иоанном Максимовичем:
Феодосий, дар Божий, Углицкий прозванный,
В архиереи Богом в Чернигов поданный.
В мале зде поживе, исполн лета многа,
Сподобился вскоре небесна чертога.
На земли всем явися во плоти, яко ангел,
И восхищен в небо, яко вторый Павел, -
Нетленнии мощи свидетельствуют,
Кто не верит - зри во гробе, делом извествуют.
В тысяча девятьдесят шести стах шестом
Году приял кончину по житии святом,
За живота своего в Елецком мя постави
Архимандритом; з света того в катедре остави
Тогожде Иоанна на архиерействе.
Сам ныне прибывает в серафимкой пастве.
Архиерею Божий, святый Феодосий!
На твой пристол взыдох, всяк глаголет: кто сий?
Истинно недостоин монах нарещися,
Твоими молитвами в сие облещися.


Подобный портрет с надписью находился в 19 веке в Воскресенской церкви местечка Седнев под Черниговом. До нас дошел снимок с этого портрета. Святитель Феодосий изображен в митре, саккосе и омофоре. На груди у него наперсный крест. В правой руке Феодосий держит крест, в левой - жезл. Росту он на этом изображении выше среднего, с длинными падающими на плечи черными волосами, с окладистой черной, с проседью, бородой. Лицо круглое, слегка продолговатое. Прямой нос, высокие брови и, особенно выделяются, большие черные глаза с проницательным взглядом. Его лицо сияет природным умом, во всем его облике выражена твердая воля подвижника. В левом верхним углу портрета находится герб святителя - окрыленное сердце, окруженное архиерейскими регалиями и инициалами: Ф.У.Б.М.П.А.Ч.Н.С. (Феодосий Углицкий, Божиею милостью, православный архиепископ Черниговский Новгород-Северский). Над гербом, по обеим сторонам от митры, уже известная нам стихотворная надпись.
Во всякой легенде или предании не следует искать точного отображения реальных фактов. Они передают не факты, а настроение. В них заложен смысл происходящих явлений, внутреннее представление об образе, его духовное значение и сакральная словесная символика. Легенда живет во времени, в этой плазме истории, хотя и не имеет четкой временной фиксации. Документ же наоборот только фиксирует факт, делает его неподвижным. Он, как бы, вырывается из живого потока истории, который есть ничто иное, как наше сознание. С этой точки зрения, легенда или предание правдивее записанного в историческом источнике факта.
Попробуем совместить легенду об исцелении Иоанна Максимовича с известными историческими фактами и разобраться в сути произошедшего.
Согласно легенде, явление во сне святителя Феодосия Иоанну Максимовичу и его последующее выздоровление произошло в течение сорокоуста. Мы уже говорили о том, что вряд ли святитель Феодосий был похоронен на третий день после смерти. Скорее всего, его тело оставалось в храме в течении сорока дней или какое-то другое продолжительное время, а потом было торжественно перенесено в усыпальницу-пещеру Борисоглебского собора.
Мы не знаем точно, кто еще, кроме Иоанна Максимовича, участвовал в погребении Феодосия Углицкого. Судя по найденному в начале 20 века документу, с большой долей вероятности можно говорить о Стефане Яворском (1658-1722), профессоре и префекте Киево-Могилянской коллегии, как участнике похоронной процессии156.
В легенде Иоанн Максимович именуется преосвященным. Но достоверно известно, что в Черниговские архиереи он был избран лишь 24 ноября 1696 года, а хиротонию принял в Москве 10 января 1697 года от патриарха Адриана157. Таким образом, или чудесное выздоровление Иоанна Максимовича произошло уже после его хиротонии, или же, действительно, в течении сорокоуста, но тогда легенда преждевременно называет его преосвященным*.
Первое предположение является более вероятным. В подтверждение его свидетельствует надпись под портретом святителя Феодосия. Портреты духовных и даже светских деятелей (ктиторов, жертвователей, устроителей), еще не канонизированных, но почитаемых, в украинских храмах 17-18 веков явление распространенное.
Безусловно, портрет с стихотворной надписью был изготовлен и помещен над входом в пещеру уже после похорон Феодосия Углицкого и, вероятно, после посвящения Иоанна Максимовича в архиепископы, так как, он себя называет уже архиереем: "На твой пристол взыдох". Но в стихе прямо не упоминается о чуде исцеления. Хотя в словах: "з света того в катедре остави тогожде Иоанна на архиерействе", Максимович возможно и выразил аллегорически именно этот факт.
Обращает на себя внимание и тон, в котором, согласно преданию, святитель Феодосий обращается во сне к Иоанну Максимовичу - "служи завтра и будешь здоров". Настойчивость в обращении характерна для людей святых, волевых, она достаточно часто встречается в житиях святых. Как увидим далее, Феодосий Углицкий в явлениях людям часто обращается именно так, настойчиво с приказанием.
Повествование стиха в общих чертах подтверждается известными документами, оно правдиво, а значит, было написано человеком, хорошо знавшим жизнь Феодосия Углицкого, то есть, его современником. Безусловно, интересно упоминание в надписи нетленных мощей святителя. Это первое и раннее свидетельство факта сохранности его тела. Таким образом, традиция почитания его, как угодника Божия, была основана сразу же после преставления владыки. Эта традиция поддерживалась крепкой верой в заступничество святителя, подающего духовную и физическую помощь. Вероятно, в течение 18 века были случаи чудесного исцеления или какое-либо другое проявления благодати Божией через молитвенное обращение к святителю Феодосию. Прямых свидетельств об этом не сохранилось, что вполне закономерно. Мало записей личного характера, тем более в провинции, существовало тогда, еще меньше их сохранилось до новейшего времени. О почитания в то время в Чернигове и Черниговщине угодника Божия Феодосия Углицкого мы имеем лишь косвенные сведения.
В 1708 году, в разгар шведской компании на Украине, в составе российской армии был сформирован пехотный полк № 29. Полк был приписан к Черниговщине. Его комплектование и содержание производилось из местных ресурсов - людских и материальных. В 1727 году полк переименован в Углицкий158! Считаем, что это не простое совпадение. Вероятно, именное название полку присвоено в честь черниговского покровителя святителя Феодосия Углицкого.






____________________


139 - Бородулин Г. Письменные памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в рукописных книгах Черниговского Троицкого монастыря // Прибавление к ЧЕИ. 1899. №13. С.533-536.
140 - Существовало мнение, что во время разрешения этого спора святитель Феодосий жил в имении Новгород-Северского Спаского монастыря с. Свирж (Рклицкий В., свящ. село Свирж - место временного пребывания святителя Феодосия Углицкого // Прибавление к ЧЕИ. 1899. №3. С.114-118).
141 - Прибавление к ЧЕИ. 1901. №3. С.83-85.
*- Публикатор этой грамоты П. Добровольский дает описание печати, скрепляющей данный документ: "Печать "на красном воску под кустодиею", величиною гораздо более рубля серебряного, также сохранилась превосходно. На ней изображены два царя, над ними в облаках Иисус Христос благословляющий, в полном архиерейском облачении, внизу герб святителя, а по краям надпись: ФЕОДОСІ УГЛИЦКІ М: Б: ПР: АРХИЕППЪ ЧЕРНЕГО: НОВГОРОД: И ПР:".
142 - Материалы для жизнеописания святителя Феодосия, черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.32-33
143 - Там же. С.19.
144 - Там же. С.43.
145 - Добровольский П. Документы, относящиеся к личности святителя Феодосия, архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1903. №8-9. С.254-255.
146 - Печатаются по: Материалы для жизнеописания святителя Феодосия, черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.29-32.
**- Василий Касперович Дунин-Борковский, бывший генеральным обозным с 1685 года до своей смерти в 1702 году.
***- Леонтий Артемьевич Полуботок (?-1695) занимал разные старшинские должности в Войске Запорожском. Имел имения в Чернигове.
****- Слуга Черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба (1687-1698).
*****- Имеется ввиду гетман Иван Мазепа.
******- **** Имеется ввиду Гамалия Андрей Михайлович, генеральный есаул в 1687-1694 годах или Ломиковский Иван Васильевич (1692-1707).
147 - Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. 1873. Кн.1. С.62.
148 - Исторические сведения о Черниговской губернии // ЧГВ. 1846. № 51; Маркевич Н. Чернигов // ЧГВ. 1852. № 11; Никодим, иеромонах. Замечание о месяце и дне кончины св. Феодосия Углицкого // ЧГВ. 1856. № 50.
149 - Бородулин Г. О годе, месяце и дне блаженной кончины святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1897. №9. С.334.
150 - Величко С. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в. К., 1855. Т.3. С.367.
151 - АрЮЗР. Ч.1. Т.5. С.436.
152 - Бородулин Г. О годе, месяце и дне блаженной кончины святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1897. №9. С.337.
153 - Слово, сказанное игуменом Киевского Никольского монастыря, префектом академии, Стефаном Яворским, при погребении св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, с пояснением непонятных слов свящ. К. Карпинским // Сборник Черниговского епархиального древлехранилища. Чернигов, 1908. Вып.1. С.1-31 (отдельная пагинация); Тоже самое в переводе на современный русский язык И. Лебедева // Там же. С.1-38 (отдельная пагинация). В "Слове" о святителе Феодосии фактической информации нет. Оно богословского содержания, но приурочено к погребению Феодосия.
154 - Карпинский К. О дне кончины Св. Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского // Труды 14 Археологического съезда в Чернигове 1909 г. М., 1911. Т.3. С.367-370.
155 - В опубликованном Шляпкиным "Диарии" Димитрия (Ростовского) указана дата смерти святителя Феодосия - 6 февраля 1696 года (Шляпкин И. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С.9, приложение). В приложении к известному труду митрополита Макария (Булгакова) "История Русской Церкви", в новом ее издании (М., 1996. Кн. 7. С.613), указана дата смерти святителя Феодосия 7 февраля 1696 года.
156 - Карпинский К. Слово, сказанное игуменом Киевского Никольского монастыря, префектом академии, Стефаном Яворским, при погребении Святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1908. №5. С.174-180. В 1700 году Стефан Яворский был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского и назначен местоблюстителем Московского патриаршего престола.
157 - Выборы архиерея проходили по тогдашнему украинскому обычаю. Архиерей избирался представителями от духовенства, паствы и гетмана. Посланцами гетмана Ивана Мазепы на выборах были генеральный обозный Василий Дунин-Борковский, генеральный бунчужный Иван Скоропадский, черниговский полковник Яков Лизогуб и черниговский войт. Все участники собрания подали голос за Иоанна Максимовича, он же высказался за архимандрита Михаила Лежайского (Святитель Божий Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири // Сборник Черниговского епархиального Древлехранилища. Чернигов, 1916. Вып.2. С.33; Модзалевский В. Краткий очерк жизни св. Иоанна Максимовича // Сіверянський літопис. 1998. №5. С.138).
*- Традиция погребения архиерея предписывает, чтобы в нем участвовал архиерей, но не обязательно. Из архиереев, возможных участников похорон святителя Феодосия, прежде всего, нужно иметь в виду Киевского митрополита Варлаама Ясинского. Но о его участии в похоронной процессии неизвестно.
158 - Лисенко М. Повстання Чернігівського полку. К., 1956. С.29. За героизм личного состава во время Отечественной войны 1812 года Черниговской полк был награжден Георгиевским флагом. И наконец, Черниговский полк остался навсегда в героической и трагической истории "декабристского движения". 29 декабря 1825 года он восстал под предводительством Сергея Муравьева-Апостола, а 3 января 1826 года был разгромлен правительственными войсками. Известно, по крайней мере, с 19 века постоянное паломничество военнослужащих этого полка в Чернигов к мощам святителя Феодосия.





<<< 7 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz