Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи




Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


Летом 1896 года в Чернигове шли приготовления к торжественному открытию мощей святителя Феодосия и прославления его в лике святых. Основная задача местных властей состояла в том, чтобы приготовить город к приему многочисленных гостей и паломников. В центральной части Чернигова были отремонтированы дома, а улицы заново вымощены. Для высокопоставленных гостей были отремонтированы гостиничные помещения и даже выстроена новая гостиница. Для простого народа построены два временных деревянных городка (у реки Десна и на Александровской площади) с электрическим освящением, с утепленными бараками, столовыми и чайными. Они могли вместить до ста тысяч паломников. При бараках были оборудованы комнаты первой медицинской помощи с постоянным дежурством доктора и двух фельдшеров. Временные городки снабдили противопожарными средствами. В начале сентября в Чернигов начали прибывать люди со всех концов Российской империи.
Управление Московско-Воронежской железной дороги увеличило число поездов для доставления богомольцев в Чернигов. Множество богомольцев приходило пешком, даже из таких отдаленных губерний, как Архангельская, Оренбургская, Пермская.
Торжества начались 5 сентября и продолжались до 10 сентября 1896 года. Для поддержания порядка в городе была прислана дополнительная воинская команда, состоящая из Луцкого и Острожского пехотных полков, а также двух сотен казаков.
5 сентября после молебна в пещере Борисоглебского cобора возглавляемая преосвященным Антонием группа священнослужителей совершила переоблачение мощей святителя Феодосия в новое архиерейское облачение из белой парчи с вышитыми золотом цветами. Панагия и митра возложены на святителя те самые, которые были на нем при погребении в 1696 году. Для мощей приготовлен новый кипарисовый гроб, обитый желтой шелковой материей. В полдень в черниговском кафедральном Спасо-Преображенском соборе при стечении множества народа отслужили торжественную панихиду.
6 сентября состоялся крестный ход от железнодорожного вокзала до кафедрального собора с перенесением хоругвей, пожертвованных от общества Московских хоругвеносцев кремлевских соборов, монастырей и Казанского собора.
В тот же день в Спасо-Преображенском соборе была установлена новая рака для мощей святителя Феодосия, изготовленная на деньги известного сахарозаводчика и мецената Николая Артемьевича Терещенко (1820-1903). Эта рака в годы антирелигиозной кампании 1920-х годов была уничтожена варварами-атеистами.
Но осталось ее описание, которое приведем дословно: "Драгоценная серебряная рака, весом в 10 пудов слишком, сделана на фабрике Овчинникова по рисунку профессора Прахова. Она имеет вид древнего саркофага, утвержденного на бронзовой вызолоченной подставе, длиной в сажень слишком, шириной и вышиной более аршина. Величина самой раки такова: длина 3 аршина и 1 вершок и ширина 1 аршин и 2 вершка, высота аршин и полвершка. Вся рака вызолочена, кроме орнаментов. Вокруг идет серебряный орнамент в виде круглых, выпуклых щитов, прекрасной чеканной работы; внизу - надпись: Сия честная рака святым и многоцелебным мощам преподобного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, сооружена в благополучное царствование Государя императора, всея России Самодержца Николая Александровича, при епископе Черниговском и Нежинском Антонии, действительным статским советником Николаем Артемьевичем Терещенко и супругой его Пелагеей Георгиевной в 1896 г., ко дню открытия святых мощей. На боку раки, в клейме помещена надпись славянскими буквами о том, что здесь почивают мощи святителя Феодосия, год его посвящения в архиерейский сан - 1692 и его кончины - 5 февраля 1696 г. Сверху массивная серебряная крыша, с восьмиконечным крестом; на внутренней стороне крыши выгравирован вид Чернигова. Стоимость раки 35, 000 руб."171.
 Рака с мощами Святителя Феодосия Углицкого
В шесть часов вечера во всех храмах Чернигова началось заупокойное всенощное бдение с пространной панихидой. Город с каждым часом наполнялся вновь прибывающими богомольцами. Городская управа на станции железной дороги организовала квартирное справочное бюро, где паломники могли получить информации о сдающихся квартирах и цены на них.
Желающих попасть в пещеру к мощам святителя Феодосия было очень много. У Борисоглебского и Спаского соборов собралась огромная толпа народа. Вблизи городские власти предусмотрительно организовали разбивку нескольких лазаретных палаток Красного Креста. Массовых заболеваний в дни торжеств, практически, не было. Этому способствовала погода - летняя, солнечная, с относительно теплыми ночами.
7 сентября в Чернигов стали прибывать высокопоставленные лица для проведения торжеств.
Прибыли, уже известный нам, Киевский митрополит Иоанникий, архиепископы - Херсонский и Одесский Иустин (Охотин), Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий), епископы - Самарский Гурий (Буртасовский), Гдовский Назарий (Кириллов), товарищ обер-прокурора Св. Синода В. Саблер, начальник Киевского военного округа Драгомиров. Съехались, конечно, предводители дворянства - губернские, Черниговский и Нижегородский, а также уездные предводители дворянства Черниговской губернии.
Утром, при великом стечении народа, началась заупокойная литургия. Ее возглавил прибывший митрополит Иоанникий. Все сослужители его были в белых облачениях. В богослужении участвовал хор из 150 человек.
На заупокойной ектении поминался святитель Феодосий. В конце литургии епископ Питирим произнес вдохновенную речь, посвященную Господу Богу, дивно прославляющему своих угодников.
По окончании литургии все служители во главе с митрополитом Иоанникием вышли на середину храма и отправили последнюю торжественную панихиду. При пении "Со святыми упокой" и "Вечная память", все присутствующие приклонили колена. Это была волнующая минута, так как, впредь на вечные времена память о святителе будет возглашаться:
"Святителю отче Феодосие, моли Бога о нас".
По окончании панихиды митрополит Иоанникий сходил в пещеру для поклонения мощам святителя.
В тот же день вечером, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, совершены были архиерейские богослужения во многих храмах Чернигова. Преосвященный Иоанникий служил в Троицком соборе. 8 сентября в кафедральном храме совершалось две литургии. Было очень много причастников. В 4 часа пополудни в кафедральном соборе служили малую вечерню, а в 6 часов вечера благовест возвестил начало всенощного бдения в храмах Чернигова.
Люди заполонили соборную площадь и ближайшие улицы. К началу богослужения невозможно было проникнуть в Борисоглебский и Спаский соборы. Войска, конные жандармы и казаки с трудом сдерживали народную массу. Деревья и крыши соседних домов были унизаны людьми. Кроме известных архиереев в богослужении участвовали 9 архимандритов, 9 игуменов, все настоятели Черниговских церквей и монастырей.
После чтения паримии и ектении богомольцы зажгли свечи. Пространство вокруг соборов озарилось волнующимся светом. Отворились царские врата и начался выход на литию. При колокольном звоне и пении литийных стихир состоялся крестный ход из Спасо-Преображенского собора в Борисоглебский собор, где почивали мощи святителя Феодосия.
У входа в пещеру процессия остановилась. Митрополит, архиереи и несколько священнослужителей вошли в пещеру. Честные мощи святителя Феодосия переложили в новый кипарисовый гроб.
Архимандриты Почаевской Лавры Филарет, Выдубицкого монастыря Евлогий, Новгородсеверского монастыря Герман и несколько старших протоиереев вынесли гроб с мощами наружу и установили на специальные носилки.
Процессия крестным ходом, неся гроб с мощами на плечах, под песнопение величественного хора двинулась назад к Спаскому собору. После обхода собора, гроб с мощами был внесен во внутрь храма и поставлен посреди на приготовленный помост. Всенощное бдение продолжалось…
По окончании первой кафизмы Черниговский епископ Антоний произнес слово-проповедь.
Владыка изложил биографию Феодосия Углицкого. Особенно много места в своей речи он отвел нравственному образу святителя, его высокому служению Богу и людям. Владыка рассказал несколько случаев благодатной помощи по молитвам угодника Божия, указал на наиболее интересные и поразительные факты исцеления безнадежно больных людей.
В заключение проповеди епископ Антоний сказал: "Верую, что Господь Бог, дивный во святых своих, пошлет человека, который, на основании уже собранных материалов и имеющих еще поступить к нам, подробно и обстоятельно изложит пред нами все черты жизни угодника Божия, представит пред нами по возможности полный образ его, и в чудесных знамениях и милостях, от него совершавшихся и совершающихся, укажет нам силу Божию, которая так многообразно проявляется и в немощах человеческого естества, когда всемогущему Господу угодно это по судьбам Его Промысла".
Все это время гроб с мощами Феодосия был закрыт. При пении полиелея все служители вышли на средину храма. Принесли ключ от гроба святителя, лежавший на престоле. Митрополит отпер замок и открыл крышку гроба. Священнослужители запели величание святителю Феодосию. После прочтения Евангелия прикладывались со святым мощам - митрополит, архиереи, духовенство и народ.
По окончании всенощного бдения храм оставался открытым всю ночь. Все желающие имели возможность приложится к мощам.
Многие в это время получали исцеление и облегчения от недугов. Одного крестьянина внесли в храм на носилках, он не был в состоянии самостоятельно двигаться. Накануне его причастили. Когда он был поднесен к мощам, больной медленно стал подниматься. При поддержке он встал, воздал молитву Господу и угоднику Феодосию за свое исцеление.
Сильное впечатление на богомольцев произвело чудо прозрения ребенка. Его завели в пещеру святителя Феодосия. Со слезами на глазах он молился, потом стал говорить, что он начал понемногу видеть, а затем полностью прозрел.
9 сентября были отслужены две литургии, масса народа причащалось. Во время поздней литургии гроб с мощами внесли в алтарь, поставили против престола так, что лицо святителя было обращено на восток, как служащего. Потом гроб перенесли на горнее место лицом к престолу. И далее по ходу службы гроб перемещали в таком порядке, как бы служащим службу был сам святитель Феодосий, а все остальные ему сослужили.
После литургии гроб с мощами вынесли из храма для крестного шествия. Когда гроб показался из дверей Спаского собора, масса народа у храма опустились на колени. По окончании крестного хода гроб с мощами святителя Феодосия внесли в храм и вставили в серебряную раку, установленную на помосте на правой стороне собора. После соборной молитвы Феодосию Углицкому все прикладывались к мощам.
Празднования продолжались еще три дня. Храм был открыт, доступ к мощам оставался свободным. Во все дни торжеств в Чернигове побывало около 150 тыс. богомольцев со всех концов Российской империи. С того времени Чернигов с мощами его покровителя стали местом паломничества. К мощам черниговского чудотворца начали стекаться паломники со всех концов тогдашней Российской империи. Среди них были люди, которые теперь известны как подвижники христианского благочестия и даже канонизированные Русской Православной Церковью.
Так на годовщину канонизации и открытия мощей святителя Феодосия в 1897 году в Чернигове побывал тогда уже известный и уважаемый пастырь о. Иоанн (Кронштадтский) (Иоанн Ильич Сергеев).
Отец Иоанн приехал в Чернигов не на само торжество 9 сентября, а двумя днями позже. Вероятно это было сделано специально, чтобы не привлекать к себе особое внимание и самому в спокойной обстановке поклониться святым мощам. Но приезд всеобще известного пастыря не мог остаться незамеченным. Для Чернигова это был не обыденный гость. Утром 11 сентября у поезда Иоанна Ильича встречали Черниговский губернатор Евгений Константинович Андреевский с супругой, вице-губернатор с супругой, начальник жандармского управления, городской голова и другие урядники городской управы. От имени Черниговского и Нежинского епископа Антония о. Иоанна на вокзале приветствовали ключарь кафедрального собора, протоиерей Трифон Стефановский и эконом Троицкого архиерейского дома, иеромонах Никифор. Тут же на вокзале члени городской управы подарили о. Иоанну икону святителя Феодосия, после чего он сразу направился в Спаский кафедрального собору на поклонение мощам.
У собора его приветствовали верующие, и оркестр играл "Коль славен наш Господь в Сионе". Некоторое время о. Иоанн молился у раки святителя Феодосия, потом возглавил Божественную литургию в переполненном храме.
После богослужения он встретился с Преосвященным Антонием. В тот же день Иоанн (Кронштадтский) посетил Черниговскую духовную семинарию и выступил перед семинаристами. По свидетельству очевидцев, о. Иоанн говорил сердечно, в его простых словах чувствовалась теплота и любовь. Он призывал учеников семинарии с чистым сердцем усваивать научные знания, старательно изучать и проповедовать Слово Божие, быть смелыми защитниками святой Православной Церкви в сложное время, когда материалистические идеи все больше и больше овладевают обществом.
Иоанн (Кронштадтский) посетил также Черниговское духовное училище и епархиальное женское училище, Черниговский Елецкий Успенский монастырь и тюрьму. Во время вечернего богослужения в переполненном кафедральном соборе о. Иоанн читал канон.
Тут же утром следующего дня он служил литургию. 22 священника Чернигова и пригорода изъявили желание участвовать в общей молитве с великим пастырем. Преосвященный Антоний, оставался в алтаре, а по окончании литургии отслужил молебен перед ракой с мощами Феодосия (Углицкого) за здоровье о. Иоанна.
В этот день Иоанн (Кронштадтский) посетил в Чернигове детский приют, сиротский дом, общину сестер милосердия имени святого Феодосия, мужскую и женскую гимназии, дом слепых, губернскую земскую больницу и др. В девять часов вечера 12 сентября знаменитый Кронштадтский молитвенник простился с древним городом. На вокзале его провожали Преосвященный Антоний, губернатор, вице-губернатор, масса народа.
Так постепенно в разные уголки огромной империи расходилась слава о черниговском чудотворце, возвращаясь назад в Чернигов десятками писем от благодарных людей, получивших помощь по молитвам святителя Феодосия. В 1897 году член Государственного Совета Н.Н. Селифонтов прислал своему другу, советнику Черниговского губернского правления, кн. П.П. Мещерскому такое письмо, напечатанное затем в "Черниговских губернских ведомостях". "У нас в Нерехте* с прошедшей зимы народ стал особенно чтить святителя Феодосия и чтить как исцелителя болезней. Нынешнее лето на моих глазах три раза умирал мой сосед и товарищ по училищу Ник. Ник. Коптев от полного перерождения сердца, развившего водяную, причем вода заливала не только ноги и руки, но и легкие, и сами мозги. В сентябре месяце я его оставил в потере всякого сознания, длившегося больше месяца. Доктора не раз на консилиумах объявляли, что больному осталось дышать только несколько часов. Больной впадал в беспамятство, и даже бешенство, почему и неудивительно, что в околотке своем он прослыл за сумасшедшего. Сколько переменилось докторов, которым за полгода заплачена не одна тысяча рублей? Мои люди и мой приходской священник подробно мне описывали, как случился переворот в ноябре или декабре месяце прошлого 1896 г. Его ключница и лакей, люди с горячей верой, выписали святой воды, освященной у мощей святителя Феодосия из Чернигова. Получив воду, они по тайному сговору согласились в течении семи суток не давать Коптеву никаких лекарств и семь дней поили его привезенной святой водой по пол рюмки в сутки. Сознание к Коптеву возвратилось, он перешел с постели в колесное кресло и теперь доктора, которые ничего этого не знали, говорят уже не об оставшихся ему часах жизни, а песнь поют такого роду: болезнь (в 58 лет) не излечима, поправить человека не можем, но жизнь сделаем довольно сносной. Вот от сюда пошла у нас молва о молитвеннике Черниговском за больных".
Как мы уже видели, исцеление больных часто происходило в результате явления во сне святителя Феодосия. Известие об одном из них получил в 1897 году ключарь Спаского кафедрального собора, протоиерей Трифон Стефановский. Священник с. Ласина, Елотомского уезда, Тамбовской епархии, Прокопий Сохранский письменно сообщил, что прихожанка Татьана Сипилина весной и летом в 1896 г. страдала сильной ломотой в голове и ногах. В августе того же года болезнь ее усилилась, так что она много суток провела без сна. В сентябре месяце ночью она заснула и во сне увидела, что к ней пришел в полном архиерейском облачении святитель Феодосий, к которому она постоянно обращалась за помощью, услышав об открытии его мощей. Владыка возложил свои руки на ее голову и произнес: "Исцеляйся раба Божия Татиана". Очнувшись от сна, она почувствовала себя здоровой. Лик исцелившего ее святителя она ясна помнила и утверждала, что он совершенно сходен с ликом святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, как он изображается на иконах.
Первые годы после канонизации святителя Феодосия Углицкого 5 февраля и 9 сентября (ст. ст.) служили общие службы святителям. В начале 20 века была составлена отдельная служба черниговскому чудотворцу. Его мощи находились в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Чернигова. В ноябре их переносили в отапливаемый Борисоглебский собор, где они находились до наступления весны.
Чернигов стал одним из тех городов, которые хранили религиозные святыни и были желанными для посещения паломников. В кафедральном храме велась тетрадь, куда записывались при свидетелях случаи чудесного исцеления богомольцев. Высочайшими паломниками в Чернигов в сентябре 1911 года стали члены императорской семьи Николая II.
Таким образом, прошло более 200 лет после блаженной кончины Черниговского архиепископа Феодосия Углицкого. Все это время, из поколения в поколение передавалось живое предание о его покровительстве над древним градом Черниговом. Официальная канонизация святителя Феодосия только усилила воздействие его образа на умы и сердца тех, кто задумывался над смыслом земной жизни, желал найти дорогу к Вечности, пройти по ней, обращаясь молитвенно в минуты радости и дни тяжелых духовных испытаний: "Святителю отче наш Феодосие, моли Бога о нас"!

Глава 4

"В память вечную будет праведник,

от слуха зла не убоится"

В название этой главы поставлена строка из 111 псалма, читаемая в причастном стихе на литургии. Она, на наш взгляд, точно обозначает путь духовных испытаний, которым в 20 веке пришлось пройти православным христианам, в том числе, Черниговской епархии.
Мощи святителя Феодосия Углицкого, после прославления его в лике святых, двадцать лет мирно покоились в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Чернигова. Тысячи паломников приносили свои скорби к раке черниговского чудотворца и по своей вере получали здесь утешение. Многие случаи физического и душевного исцеления записывались и публиковались в печати. Другие передавались в народе устно.
В начале 20 века мир и стабильность пошатнулись. Русско-Японская война 1904-1905 годов обострила социальное напряжение в обществе. В 1905 году в Российской империи разразилась революция, сломить которую удалось лишь чрезвычайными мерами. К сожалению, в политическую борьбу были втянуты и священнослужители. Некоторые из них примкнули к право-радикальным организациям, встали под лозунги шовинистического характера. Таким образом, Церковь, втянутая в политику, использованная не по прямому своему назначению государственными и политическими экстремистами, стала быстро утрачивать свой авторитет в обществе. Вследствие этого, разбушевавшуюся народную стихию 1905 года пришлось гасить жестокой силой. Но одна сила, как всегда, не в состоянии решить острые социальные проблемы общества.
Силой гасится бунт, но с помощью ее некогда не может быть развязан конфликтный социальный узел. Для этого нужны государственные реформы. Реформы проводились, но нерешительно и с большой неохотой со стороны власти. К очередному грозному испытанию Российская империя подошла с массой неразрешенных проблем, в том числе, и проблемой управления Русской православной Церковью.
Грянул 1914 год. Началась Первая мировая война, которая стала как бы разделительной полосой в четыре года между эпохой просвещенных монархий и началом новейшей страницы человеческой истории, когда предпочтение стали отдавать демократическому устройству государств.
Вступив в войну, Российская империя встала на путь, который привел ее к краху. И хотя в начале войны патриотический дух в российском обществе был довольно сильным, чему немало способствовали первые успехи на фронте, постоянно увеличивающиеся жертвы томительной тяжестью давили на народную душу.
Война затягивалась, успехи сменились неудачами, разброд и шатания в Государственной Думе и правительстве предвещали смутную и трагическую развязку.
"Апокалипсис" для Российский империи наступил в 1917 году. В феврале началась революция. В сложившейся политической ситуации Николай II, император и будущий мученик, подвергаясь сильнейшему давлению со стороны российской политической элиты, желая блага России, принял непростое решение отречься от престола. Власть оказалась в руках Временного правительства, которое было исполнено решимости "уничтожить те нити, которые мешают новому строю стать внеконфессиональным".
Несмотря на антицерковные указы, Временное правительство на протяжении весны-лета 1917 года получило сотни поздравительных телеграмм и обращений с мест, от епархиальных управлений, советов, духовных учебных заведений, братств и т.д., в которых выражалась и поддержка действий правительства, и пожелания успехов в церковном строительстве.
Черниговцы тоже были исполнены надеждой на успешное созидание всех сфер деятельности Церкви в новых условиях жизни общества. В воззвании к народу черниговского духовенства говорилось:
"Совершилась правда Божия! Совершилась та правда, о коей сказал Господь устами древнего пророка: Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь, ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому бы не поверили бы, если бы вам рассказывали (Аввакум. 1, 5). И вот это великое, славное, изумительное дело, предсказанное древним пророком, совершилось у нас быстро, мирно, на славу, на благо и на процветание дорогой, великой, славной родины нашей! Сыны свободной России! Крепко верьте Временному правительству нашему, оно с Божией всесильной помощью доведет так славно начатое дело до желанного конца на славу, долгоденствие и процветание России"172!
Но никакого быстрого окончания не последовало, это было только начало. Впереди пастырей и паству ждало то, от чего пришлось не только изумляться, но и ужаснуться!
Черниговский архиепископ Василий (Богоявленский) во время февральской революции 1917 года находился в Петрограде на заседании Св. Синода.
24 марта 1917 года он вернулся в Чернигов, а в день Входа Господнего в Иерусалим, 26 марта, по распоряжению Губернского исполнительного комитета, арестован и через два дня отправлен вновь в Петроград. Там архиепископ Василий был освобожден из под ареста и вскоре включился в работу по подготовке Всероссийского собора. Он участвовал в работе первой (с 15 августа по 21 ноября 1917 года) и второй (с 20 января по 7 апреля 1918 года) сессий Собора.
Но установившаяся в России власть большевиков весной и летом 1918 года начала жесточайшие гонения, преследования церковнослужителей. В частности, в июне был убит Пермский архиепископ Андроник. Св. Синод назначил архиепископа Василия (Богоявленского) руководителем следственной комиссии по расследованию злодеяний в Перми. На обратном пути члены комиссии, в том числе и святитель Василий, были убиты большевиками.
Архиепископ Василий (Богоявленский) прославлен в лике святых постановлением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года в числе сотен новомучеников.
После высылки из Чернигова архиепископа Василия, в управление епархией вступил викарий Черниговской епархии, Пахомий (Кедров), который через некоторое время был утвержден действительным Черниговским епископом. Перед тем Пахомий (Кедров) (1876-1937) с 1911 года занимал должность викарного епископа Новгорода-Северского, с одновременным управлением Черниговским Елецким монастырем.
В 1916 году образовалось второе викариатство в Черниговской епархии - Стародубское, и Пахомий был назначен епископом Стародубским.
На Украине первая попытка установление Советской власти в начале 1918 года не удалась.
Юго-Западный фронт развалился. Началась немецкая оккупация. Российское большевистское правительство поспешило заключить мирный договор с Германией. Центральная Рада, законодательный орган Украинской Народной Республики, и правительство возвратились в Киев. Но вскоре были свергнуты в результате государственного переворота. При поддержке немецких войск к власти пришел гетман Павел Скоропадский, управлявший Украиной до середины декабря 1918 года. В январе 1919 года Чернигов вновь захватили части Красной армии, а осенью того же года город короткое время был в руках деникинцев. С окончательным установлением Советской власти в Чернигове и по всей Украине началось планомерное разрушение церковных структур, самой церковной жизни.
В 1919 году была закрыта Черниговская консистория. Началась компания святотатства. Власть не только изымала, уничтожала, разрушала церковно-культурные памятники, но надругалась над религиозными чувствами верующих. Прокатилась волна "освидетельствования мощей", в том числе и по черниговской земле. В феврале 1921 года черниговцы были свидетелями отвратительных кощунств, совершаемых властью. Православные христиане в слезах молились, взывая, "прости им Господи, ибо не знают, что делают".
17 февраля 1921 года V губернский съезд советов Черниговщины постановил раскрыть мощи Феодосия Углицкого. На следующий день 18 февраля, в день празднования покровителя Чернигова, у Спасо-Преображенского собора в 12 часов дня собрались делегаты съезда на осмотр мощей. В соборе и около него было людно.
Делегатов съезда и представителей местной власти не пускали вовнутрь. Тогда председатель губисполкома стал угрожать епископу Пахомию расправой над людьми, не позволяющими исполнить решение губернского съезда. Владыка обратился к народу с просьбой, подчинится требованию властей и освободить собор.
Освидетельствование мощей проводили врачи Тартаковский, Дехан, Смирнов, Долгилевич. При этом присутствовали председатель губисполкома Любченко, секретарь губпарткома Одинцов, губвоенком Филатов, начальник губчека Биксон, председатель губинспекции Глодовский, секретарь губисполкома Птуха, представители от уездов: Черниговского - Мазур, Конотопского - Забеляк, Новгорода-Северского - Омельченко, Борзенского - Балаваенко, Городнянского - Бугай, Сосницкого - Сатуха, Остерского - Тимановский, Козелецкого - Головко, Кролевецкого - Супрун, Глуховского - Ничмени, Шосткинского - Кустов.
Освидетельствование проводилось в присутствии епископа Пахомия, епископа Николая (Могилевского) и протоиерея собора Александра Короткевича. Перед осмотром и в ходе его епископ Пахомий уговаривал комиссии не совершать кощунственные действия.
Напрасно! Процедура освидетельствования мощей была проведена**. Но она ничего не дала. Мощи святителя Феодосия хорошо сохранились. Врачи не могли дать однозначное и выгодное для власти заключение. Антицерковная акция проваливалась…
Провал этой акции засвидетельствован в секретной переписке Черниговского губернского совещания. Чтобы развеять сомнения по поводу того, как представители власти оценили инициированную ею акцию, проведем документ полностью:
"Телеграмма военно-срочная
Начальнику политсекции Правобережной Украины. Киев.
По постановлению Губернского съезда Советов 18/2 [1921 года - А.Т.] были вскрыты в Чернигове мощи святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным. Тело было цело и затверделое. Настроение масс напряженное. Врачебная экспертная комиссия вынесла тенденциозное постановление. Губисполком запросил Харьков высылке профессоров археологов - последним надо установить почвенный состав Черниговщины. Если есть (в) Киеве требуемые люди сообщите и вышлите (в) Чернигов. Ведем успешную агитацию, объявлена антирелигиозная неделя. Подробности лично протокол вскрытия пришлю. Секретарь Губсовещания (Соколов)"173.

Не смотря на протесты верующих и священства, мощи святителя Феодосия оставили не облаченными.
Гроб опечатали и запретили к нему кому-либо приближаться. На вопрос архиерея, что же это может означать, было получено обещание о скором возвращении святыни верующим. Напряжение в Чернигове и в губернии нарастало.
Председатель губчека Биксон пригласил к себе епископа Пахомия и просил указать средства для успокоения населения. Владыка высказал мнение, что полное успокоение несомненно наступит тотчас после возвращения мощей для почитания. Биксон уверял владыку, что вопрос о мощах обсуждался в губисполкоме и почти уже принято решение о их возвращении верующим174. Но слова главного черниговского чекиста оказались ложными. Возвращения мощей не состоялось.
Через несколько дней, а именно 23 февраля 1921 года, владыка Пахомий обратился в Черниговский губисполком с письмом такого содержания:
"Почитаю своим долгом сообщить Черниговскому Губернскому Исполнительному Комитете следующее:
Совершившееся по определению V съезда советов губернии 18 сего февраля освидетельствование мощей святителя Феодосия глубоко затронуло*** религиозное чувство верующих православных граждан Чернигова и всей Черниговщины, видящей в мощах святителя свою родную неотъемлемую и неприкосновенную народную святыню, а в посягании на прикосновение к ним недопустимое оскорбление веры народа.
Ко мне обращаются верующие православные граждане Чернигова и прибывающие из губернии, часто только безмолвно обливаясь горькими слезами душевной скорби и негодования по поводу случившегося.
Веря в чуткость Советской власти к народным требованиям и желаниям и не допуская сначала даже мысли о возможности совершенного посягновения Рабоче-Крестьянского Правительства на эту народную святыню, я сдерживаю доселе свой собственный внутренний душевный вопль и стараюсь со спокойным лицом разъяснять обращающимся неизбежность случившегося во исполнение желания Съезда воочию увидеть эту святыню.
Но вот пред сознанием верующих возникает странный для души верующего вопрос об окончательной судьбе сей народной святыни. Этот вопрос волнует, мешает возможности сосредотачиваться на каком либо труде всех преданных вере своих отцов православных граждан Черниговщины; он лишает их сна, он обесценивает в их глазах все радости, все другие интересы, даже самую жизнь.
Что я могу ответить верующим на этот вопрос, когда и для меня самого он темен, когда и в мою собственную душу как черные змеи вползают сомнения относительно неприкосновенности сей нашей общей святыни и в ближайшем будущем: носятся упорные слухи о возможности совершенного отнятия у верующего народа возможности подобающего почитания сей вековой его святыни.
Рассеять этот страшный слух, положить конец этому непосильному для наших слабых душ кошмару может, по моему глубокому убеждению, только одно средство: неотложное снятие печати с гробницы, в которую положено доселе обнаженное тело святителя и положение его в раку в подобающем одеянии - волнующуюся душу не успокоят слова - она требует созерцания действительного факта.
Всему бывает предел. Есть предел и терпению.
И я страшусь за свою духовную паству - я боюсь, чтобы мера терпения народной души в этой постигшей ее небывалой скорби не переполнилось, и чтобы чтители кроткого милостивца святителя Феодосия не опозорили себя действиями ненависти и злобы, столь чуждых кроткой душе верующего христианина в спокойном ее состоянии"175.







____________________


171 - Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С.510.
*- Нерехта - город Ярославской губернии, теперь Костромской обл. РСФСР
172 - Русская православная церковь и Февральская революция 1917 года // Вопросы истории. 2004. №4. С.4.
** - Ход и результаты обследования излагались и комментировались в местной черниговской советской прессе. Но даже в этих, сплошь идеологизированных, пропагандистских публикациях, при внимательном прочтении, замечается неуверенность и растерянность организаторов кощунственной акции. Общий ход вскрытия описан также и в книге В.Дубровского с добавлением присущих автору язвительных выпадов.
173 - ГАЧО. ф.Р-4615, оп.1, д.12, л.9.
174 - ГАЧО. ф.Р-4609, оп.1, д.6842, л.33.
***- Здесь и далее подчеркивание в документе сделаны, вероятно, следователем, который вел уголовное дело против епископа Пахомия и других черниговских священников в 1922 году. Данное письмо владыки было присоединено к делу, а его содержание вменено ему в обвинение.
175 - ГАЧО. ф.Р-4609, оп.1, д.6842, л.40-41.








<<< 9 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz