В 1145 г.
Пётр снова попал в опалу, был ослеплён и изгнан, на этот раз при наследнике
Болеслава Кривоустого Владиславе
II Изгнаннике (Wladyslaw II Wygnaniec, в 1138-1146), но снова вернулся и восстановил свое влияние в 1146 г.
при его брате
Болеславе IV Кудрявом (Boleslaw IV Kedzierzawy, в 1146-1173).
Между прочим,
Пётр был тесно связан с Русью, по крайней мере, в опалу он отправился снова на Русь.
Петр был женат на русской княжне, что тоже было не совсем обычно, поскольку других случаев не династических браков
дочерей русских князей, тем более с иностранцами, в тот период в исторических источниках не обнаруживается.
Из основных источников, более или менее независимо описывающих указанные события, можно указать
Ипатьевскую и Лаврентьевскую летописи,
Цвифальтенскую хронику, записки Герборда Бамбергского, Анналы Яна Двугоша.
Пётр Влостович одна из центральных политических фигур в Польше первой половины XII века.
Около 1126 года основал бенедиктинское аббатство под Вроцлавом, в местечке
Олбин.
В 1145 году в аббатство стараниями
Влостовича были перенесены мощи святого Винцента, епископа-мученика.
Строительство было окончено к 1149 году — здание монастыря, возведенное в романском стиле, оказалось на тот момент
самой большой святыней на территории Польши.
В
1153 году умер. Его жизнь описана в
первом польском рыцарском эпосе "Carmen Mauri".
Упоминания этих событий есть у многих известных историков: польских -
В. Кадлубек, М. Кромер, М. Меховский, М. Бельский, М. Стрыйковский,
русских -
В.Н. Татищев, С.М. Соловьёв, Н.М. Карамзин, украинских -
М.С. Грушевский, некоторых немецких.
Имя нашего «героя» варьируется:
Пётр Влост,
Влостович,
Петрон,
Петрко,
Швено,
Дунин и т.п.
Как водилось у историков с древних времён, многие просто пересказывали друг друга с добавлением деталей от себя для большего драматизма
Анализ оригинальности и достоверности источников по этой теме можно посмотреть в очень хорошей исторической работе на русском
языке:
П.С. Стефанович. Володарь Перемышельский в плену у поляков
1112 г. Источник, факт, легенда, вымысел. Часть I.
П.С. Стефанович. Володарь Перемышельский в плену у поляков
1112 г. Источник, факт, легенда, вымысел. Часть II.
Итак, с
Петра Влостовича начался знатный польский род.
Borkowski, Dunin-Borkowski - genealogia
Rod Labedziow - Duninow - genealogia protoplastoaw rodzin
Спустя 150-200 лет потомки
Петра именовались
Дуниными либо
Лабендзами
(h. «Лебедь»). Что любопытно, ни фамилия
Дунин, ни Лебедь при жизни
Петра Влостовича или непосредственно после его смерти
нигде не фигурируют. Первые документы с фамилией
Дунин датируются
концом XIII - началом XIV вв.
В более поздних источниках, где
Петр называется
Дуниным, эта фамилия обычно привязывается к его, якобы, датскому происхождению,
т.к. по-польски датчанин – «дунчик» (dunczyk), датский – «дуньский» (dunski), даже называют его «датское» имя -
Швено,
привязывая его к датскому «лебедь», и обязательно указывают его родство с датским королем.
По всей видимости, легенда эта возникла в Хронике Великопольской историка
Янко из Чарнкова (Janko z Czarnkowa) и была подхвачена в Истории Польши
Яном Длугошем (Jan Dlugosz).
Однако, ещё в
XVII веке датские историки подвергли сомнению датское происхождение Петра Влостовича,
а в XVIII веке польский историк
Адам Нарушевич
(
Adam Naruszewicz)
окончательно похоронил эту легенду, и на сегодняшний день
версия датского происхождения Петра всерьёз не рассматривается.
Януш Беняк „Petrus Vlostides”, tj. Piotr Wlostowic
syn Wlosta
Источники на русском языке приводят именно «датскую» легенду происхождения рода. Причин этому, по крайней мере, две.
Во-первых, наиболее значимые ветви рода Дуниных вошли в Российскую Империю в XVII в., когда «датская» версия еще не оспаривалась.
Во-вторых, эта версия была принесена в Россию самими потомками при оформлении генеалогических обоснований для включения
в реестр дворянских родов Российской Империи и т.п.
Но нас интересует Истина, а не красивая легенда.
По-видимому, фамилия\прозвище
Дунин появилась уже во времена правнуков
Петра Влостовича, возможно действительно была связана с какими-то
датскими приключениями его потомка,
тоже Петра, от сына Святослава и в позднейших пересказах эти две персоны смешались.
[Swiatoslaw – syn Piotra Wlstowica (?-1153),
Piotr syn Swiatoslawa (?-1198), arcybiskup gnieznienski (возможно fundator Drzwi Gnieznienskich).
Piotr Dunin z Prawkowic (oк. 1415-1484)]
Обсуждаются и другие версии происхождения фамилии:
Duninowie czy moze Dominowie?
Как бы то ни было, в более поздней истории род приобрел фамилию
Дунин, Дунины [Dunin, Duninowie] и Лебедя, как главный знаковый элемент герба.
Сменялись поколения, потомки
Петра множились, и со временем род разделился на несколько ветвей, которые получили названия как по базовым поместьям,
доставшимся им в наследство:
Дунины-Сульгостовские,
Дунины-Борковские, так и по другим прозвищам:
Дунины-Слепшичи,
Дунины-Вонсовичи
и т. д.
Первое документальное свидетельство существования собственно
Дуниных-Борковских датируется примерно серединой XIV века.
Вторая часть фамилии – от села
Борковице (Borkowice), километрах в 30-ти к западу от польского областного центра
Радом (Radom).
Всего на сегодня существует около полутора десятка ветвей рода Дуниных с сохранением собственно
части «Дунин», множество ветвей с другими фамилиями, но с гербом Лебедя, а также ветви, не сохранившие ни того, ни другого.
Естественно, со временем потомки этого рода рассеялись и по другим странам.
Наиболее крупная и «наследившая» ветвь Дуниных-Борковских в
России происходит от
Каспера Анджея Дунина-Борковского (Kasper Andrzej Dunin-Borkowski), который за заслуги в Смоленскую войну 1632-1634 гг.
получил от польского короля
Владислава IV Waza (1595-1648, правил в 1632-1648) земли в Черниговском воеводстве.
Во время событий периода Богдана Хмельницкого он и большая часть его семьи были убиты,
но двое или трое сыновей, в том числе Василий, уцелели и остались на Украине.
Василий Касперович Дунин-Борковский
(1640-1702 гг.) перешел в православие и поступил на службу в Войско Запорожское, где сделал хорошую карьеру, а также подтвердил и приумножил свои
земельные владения. Он дослужился до Черниговского полковника Войска Запорожского, Генерального
Обозного (1687-1702 гг.), был наказным гетманом и одним из кандидатов в полноценные гетманы Левобережной Украины при выборах, на которых победил
И.С. Мазепа.
Что известно достоверно, Василий Касперович был для своего времени очень образованным человеком, владевшим несколькими
языками; по всей видимости, довольно хитрым и опытным в политических интригах, не брезговавшим сомнительными в моральном отношении методами.
Известно о его участии в двух заговорах, приведших к падению гетманов
Д.И. Многогрешного в 1672 г. и
И.С. Самойловича в 1687 г.;
жестоким к
подчиненным и крестьянам; алчным; – в общем, нормальные качества любого успешного политика.
При этом он очень много жертвовал в пользу Церкви, возможно, замаливая какие-то свои грехи.
Следует отметить, что у «черниговских» Дуниных-Борковских первая часть фамилии склоняется как самостоятельное слово, в отличие от
других российских носителей этой фамилии............
Данный очерк написан в популярной форме, без претензии на научность. Приведены лишь отдельные ссылки, имеющие отношение скорее к общей истории рода.
Однако автор берётся подтвердить документами и строгими ссылками на источники любое утверждение в данном очерке.
Лев Ромуальдович Дунин-Барковский
dbarkov@bk.ru
Январь 2011 г.
Прекрасный очерк, который мы и берем за основу!
Добавим несколько слов о супруге
Петра Влостовича и ее возможном происхождении.
На ком же он все-таки был женат и связан ли он с Рюриковичами?
Вот, что пишет об этом
Стефанович П.С.: " Отдельный вопрос - это женитьба
Петра Влостовича на русской княжне.
Вкладные и поминальные записи, а также надпись на тимпане
Олбинского аббатства подтверждает тот факт, что
Петр был женат на русской,
и даже сообщают ее имя -
Мария (неизвестно, умерла ли она до или после смерти мужа, но точно не ранее 1149 г.).
Указание в одной из немецких записей (продолжателя записей Ортлиба - ВШ), что при заключении брака "Патриций" (одно из наименований Петра -ВШ)
перешел дорогу "одному из знатнейших владетелей Польши", заставляет историков относить эту историю ко времени конфликта
Петра и
Скарбимира
(также один из вельмож королевского двора-ВШ).
Продолжение на следующей странице