Род I - Петербургский (по месту службы и жительства основателя ветки Якова Ивановича Хорошкевича и его потомков)
Хорошкевичи, видимо, стали расселяться на территории Московского царства и Российской империи
в XVII-XVIII вв.
1, образуя несколько ветвей, которые условно можно назвать
украинской
2 или украинские Хорошкевичи, польской, белорусской и сибирской.
В свою очередь, учитывая место рождения и службы, мы подразделили украинскую ветвь на черниговскую,
петербургскую и московскую.
Из Хорошкевичей начала\середины XVIII в. известны:
Харашкевич Семен - он жил в
первой половине XVIII в.(1737-1741), служил в мушкетерской роте Стародубского полка Киевского гарнизона, вместе с
гарнизоном присягал Елизавете Петровне
3.
Его потомков (Семеновичей) пока обнаружить не удалось.
Симеон Тимофеев Хорошкевич, священник церкви Святителя Христова Василия Загрядского в
г. Нежине.
ЦГИАУ. Ф. 127. Оп. 1015. Д. 5. С. 160. Нежин 1
740 г.: двор 1 - поп
Симеон сын Тимофеев Хорошкевич вдов, 43 г.
поп Дмитрий сын Савин, 28, жена его
Екатерина дочь Симеона, 15,(Екатерина Семеновна Хорошкевич ?), Анастасия Тимофеева дочь Гаврилова вдова, 73,
Стефан сын Тимофеев, 33, жена его Ефросиния дочь Павлова, 20
Там же, с. 169об.: двор 91 - Андрей Тимофеев Хорошко, 48, жена его Мария Григорьева, 39, дети их - Стефан, 6, Петро, 5, Параскевия, 8.
Герасим Хорошкевич, священник, села Перелюб, Черниговского полка (Киселевская сотня), известен по переписи 1768 г., учиненной в марте 16 дня.
Имеет двор жилой, в нем светлица людская, изба 1, комор 2, сарай 1, овин 1.
У него работники: 1. Иван Тетеря, 25 лет, уроженец г. Стародуба, звания посполитского, жена его Александра, 20.
2. Иван Ткаченко, 22, уроженец оного села, посполитий
3. Орина Ткачиха, 50 вдова, у нее внука Дария, 12 девка.
К сей ведомости священник села Перелюба
Герасим Хорошкевич подписался (оригинальная подпись имеется)
В этой же ведомости: попадья умершого священника села Перелюба Филиппа Леонтовича, жени Дарии Алексеевни о жилом доме
Видимо
Герасим Хорошкевич получил место священника с. Перелюбы после смерти бывшего священника Филипа Леонтовича (перепись 1732 г.).
Іоанн Василіевъ Хорошкевичъ (1694\1695 - 1739 - 1742 - после 1739)
4, живший в с. Борисоглебов, сотни Любецкой
(сейчас с. Незаможне Репкинского р-на Черниговской обл.)
Протопопия Черниговская села Борисоглебовки церкви святителя Николая священников
Явлогия Тимофеева Тимковского и
Иоана Васильева Хоршкевича с причтом.
Перепись
1739 г.: "Другий попъ борисоглЪбовскій
Іоанн Василіевъ Хорошкевичъ 45 лет
(1694\1695 - ?),
жена его
Улияна Титова 38 лет (1701\1702 - после 1739).
ДЪти іхъ
Василій 12 (1727\1728 - после 1750-60-х ?), уп. как попович в 1742
5,
Семеонъ 5 лет (1734\1735 - ?),
Евдокія 3 лет (1736\1737 - ?),
Іаковъ 1 год (1738\1739 - после 1810).
Перепись
1740 года
Настоящий священник Борисоглебовский
Явлогий (Георгий?) Тимофеев Тимковский 38, жена его Мария Прокопиева 28, дети их Ульяна 6, Иоан 3, Евдокия 1.
Другой настоящий священник Борисоглебовский Иоан Васильев Хорошкевич 46, жена его
Ульяна Титова 39, дети их
Василий 13,
Семен 6,
Евдокия 4,
Яков 2.
Прибавления к Черниговским епархиальным известиям. Часть неофициальная. 15 октября 1876 г. С. 681.
Из "Никодимъ Сребницкій, епископъ Черниговскій и Новгород-Северский" (Съ 6 декабря 1738 - по 29 мая 1740 г.)
Крестовыми священниками въ Черниговской епархіи назывались не такіе «крестцовые или бродячіе попы,» какихъ при
коронаціп Императрицы Елисаветы Петровны въ 1741 году Оберъ-Прокуроръ Святейшаго Синода князь Яковъ Шаховскій виделъ въ Москве
стоящими» по утрамъ до литургіи за Спасскими воротами,.....но только пресвитеры дававшіе образа верным словомы и житіемъ пользовались званіемъ
крестовыхъ священниковъ, какъ особеннымъ преимуществомъ и отличіемъ, на которыя
выдавались имъ особенныя архіерейскія граматы или, такъ названные, универсалы. Въ силу этихъ граматъ
крестовые священники принимались въ непосредственную зависимость
отъ самаго архіерея или наместниковъ его, и освобождались отъ подсудности своихъ местныхъ протопоповъ и протопопскихъ духовныхъ правленій, а инымъ изъ нихъ
предоставлялось въ соборныхъ служеніяхъ и церковныхъ
процессіяхъ первое место после архіерейскаго наместника и председаніе въ собраніяхъ духовенства и на учтахъ (званныхъ обедахъ и угощеиіяхъ).
.....
Крестовые священники обязанны, были доставлять сами (персонально) въ Рождественскіе святки въ архіерейскій домъ пошлины отъ венечныхъ памятей (квитковъ)
и катедральное деньгами или хозяйственными продуктами, сверхъ венечныхъ пошлинъ....
При преосвященномъ
епископе Никодиме
крестовыми священниками были: села Козла Покровской церкви Феодоръ Ходоровскій, Димитріевской церкви Іоаннъ Живецкій, села Кіенки
Іосифъ Михаиловъ,
села Борисоглебовки Георгій Тишковскій и
Іоаннъ Хорошкевичъ, села Бобрика Стефанъ Смельницкій и Соборной церкви въ Новгородсеверске
священнивъ Игнатій Томиловскій....
Прот. А. Страдомский.
ГАЧО. Ф.679. Оп.1. Д. 798. 1760 г. - «Об отсутствии на молебне
священника Покровской церкви в м. Березном Хорошкевича.»
ГАЧО. Ф. 679. Оп.4. Д. 210. 1769 г. - о назначении священником Покровской церкви г. Березного
Хорошкевича И. в черниговскую полковую церковь.
По содержанию дела точное название должно было бы звучать так:
".....о назначении викарного священника Покровской церкви с. Березного Ивана Хорошкевича на
должность священника походной Черниговской полковой церкви..." - в 1769 г. полковник Черниговский Милорадович собирается в поход и берет с собою Черниговскую
походную полковую церковь, он просит черниговского епископа
Кирилла нарядить ему св. Вертелецкого с. Масанов.
Из ответа епископа явствует, что нарядить св. Вертелецкого он не может, но может отправить
викарного св. Покровской церкви с. Березного Ивана Хорошкевича.
Поход 1769 г. - это русско-турецкая война 1769 — 1774 г., одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями.
Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, в ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова
разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова
нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме.
Из этого становится понятным, почему И. Хорошкевич не присутствовал на молебне в Березне, в 1769 г., вероятно он уже отправился в поход с полковой походной церковью.
Жительство и священническая служба
Ивана Васильевича в одном из сел
Любецкой сотни во многом объясняют женитьбу его сына
Василия на
Анне Андреевне Милкович (
Сибирской)
внучке Любецкого сотника Василия Евстафьевича Полонецкого.
И начинаем мы нашу, более-менее подробную родословную, с
Василия Хорошкевича (первая половина XVII в.),
чьи потомки, жившие в Чернигове, Санкт-Петербурге и Москве, известны.
Василий и его потомки
I. 1. Василий Хорошкевич, род. в середине XVII (1600-е).
Жена -
NNN (около 1676 - после 1700)
Дети:
Иван
II. 2. (1) Хорошкевич Iоанн Васильевич (1694\1695 - 1739 - 1742 - ?) - жительствующий в с. Борисоглебовке (или Глебоборисовке),
владении Черниговского
кафедрального Борисоглебского монастыря.
Он - второй священник Никольской церкви с. Борисоглебовки (1739-1742), Любецкой сотни. Первый священник -
Тимковский Явлогий\Георгий? Тимофеевич.
[Может быть в нижеследующей записи 1733 г. в
книгах гродских Житомирского замка6,
где речь идет о претензии Антония Танского на Палиевские леса в имении его отца Михаила,
полученного последним от
короля Владислава IV (1632 - 1648), упомянутый в записи
Иван Хорошкевич
и есть тот
Иван Васильевич, который дал начало
нескольким нашим веткам Хорошкевичей.
"Выпись из книг гродских
житомирского замка 1733 года 5 мая по прошению Яновского
Григория по поручению
Антония Танского о пожаловании от
Владислава IV его отцу,
умиршему брацлавскому
полковнику Михаилу Танскому на выдиление
Палиевских лесов
в
имении его Киевского воеводства Житомирского уезда....
оказалось что тот привилегий
есть записан в книгу от благородно урожденного киевского воеводства Ивана Хорошкевича,
которого
облета7 в тех древности актах и книгах совершено в таковой силе есть вписана
и таким образом...."
8
Следовательно, этот "благородно урожденный Киевского воеводства Иван Хорошкевич" получил
и успел записать свой привилей (от кого?) раньше Михаила и Антония Танских, а м.б. и С. Палия?
(умер после 1712 г.)
9
____________________
1 - Процесс поступления выходцев из государства Войска Запорожского в Российское царство
происходил уже в начале XVII в. Сохранился список казаков (среди которых был, кстати, Иван Хорошко), вышедших "на государево имя" до 1619 г.
//Документи росiйських архiвiв з iсторii Украiни. Т. 1. Документи до iсторii запорозького
козацтва 1613-1620 рр. / Упор. Л. Войтович та ин. Львiв, 1998. С. 209-212.
2 - Милорадович А.Г. Малороссийское дворянство. Алфавитный список дворянских родов
Черниговской губернии 1890. № 1329.
3 - "Книга личного состава Киевских полков, присягавших Елизавете Петровне в 1737-1741 г."
РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Кн. 194. Л. 59 об.
4 - РГАДА. Ф. 248 Сенат, Оп.124. Д.58. С. 27.
5 - Там же С. 27.
6 - В 1667 г.после Андрусовского перемирия Киев отошел к Московскому царству, а Житомир остался в составе Польши и
стал важным политико-административным центром Волыни, из которого одновременно управлялись два уезда: Житомирский и Киевский.
7 - облята (oblaty) - запись документа в судебно-административную книгу для того что бы документ обрел юридическую силу.
8 - ЦГИАУ. Ф. 261. Оп. 1. Д. 74. С. 14-15.
9 - Белоцерковский полковник Антон Танской, будучи зятем Семена Палия (отсюда видимо и назавание лесов в документе - Палиевские)
хотел получить вакантный после смерти последнего уряд. Впоследствии Антон Танской стал полковником Киевского полка
(Киев и прилегающие Левобережные области).
10 - РГАДА. Ф.248. Оп. 124. Д. 58. С. 27.