Если использовать обратную пропорцию, т. е. поместить глаза на высоте одной трети от нижнего основания портрета, то получится неспокойное […], суета, неуравновешенность, перетянутость величин вниз, оседание тяжести, скольжение большой массы за рамку картины.
2 закона о наполнении пространства слева вглубь и направо:
- Если главная фигура помещается в центре или близ него, то следующим вопросом является наполнение левой и правой сторон.
- Если левую и правую части пространства занять одинаковыми формами, одинаковыми величинами, то одна из них окажется лишней.
Пример отрицательный - "Речь представителя Кореи на Конгрессе мира" (выставка дипломных работ 1953 г.).
То, что фиксирует фотография и то, что на фотографических снимках представляло интерес, не всегда можно перенести с успехом в живопись.
Пример положительный - "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, "Земная и небесная любовь" Тициана, "Боярыня Морозова" Сурикова.
Оговариваюсь: все формальные моменты организации центра и наполнения левой и правой сторон пространства подчинены содержанию темы.
Метод кулис заключается в том, что пространство организуется по бокам стоящими первоплановыми предметами, фигурами, деревьями, частями здания, а центр оказывается отодвинутым вглубь.
О свете в композиции.
Роль света, освещения в пластическом искусстве очень велика.
Освещение в скульптуре подчеркивает форму целого и деталей. Мускулатура становится видна, будучи освещенной.
Мы выискиваем такие позиции для натурщика и для любой постановки, чтобы свет освещал выгодно, чтобы предмет и его части были в меру освещены и в меру затенены.
Устанавливает эту меру автор, сообразуясь с большим своим или меньшим опытом, желанием, вкусом, взглядом.
Иногда нам интересно большое количество теней, сильные тени, иногда наоборот - преобладание освещенности над затенением.
Мы говорим сокращенно: свет и тень, разумея под словом свет, - освещенные части, под словом тень - затененные части.
Оттенки света, полутени, тени и рефлексы создают рисунок, понимая широко под этим словом рельеф, разнообразие выступающих форм.
Рисунок присутствует во всех видах искусства, в живописи, скульптуре и архитектуре.
В архитектуре рисунок, рельеф создают сами формы, сочетание основной массы здания и частей - порталов, колонн, арок, карнизов и т. д. до мельчайших деталей. В скульптуре рисунок создается сочетанием форм.
Если бы предположить отсутствие света, сплошную темноту, то мы должны были бы ощупывать формы, чтобы их узнать, чтобы с ними познакомиться.
У Короленко есть замечательный рассказ "Слепой музыкант", в нем описано, как слепой от рождения мальчик знакомится со своей будущей подругой. Он трогает ее лицо руками, узнавая. Это пугает девочку.
Из всего сказанного понятно каждому огромнейшее, бесценное качество, участвующее ежеминутно в жизни и в искусстве - свет.
Зрячие ощупывают предмет лишь в познавательных целях, когда он неясен.
Когда же предмет и его поверхность хорошо освещены, то для узнавания достаточно зрения, а не ощупывания.
Свет может как бы уплощать, делать впечатление плоского, обманывая наше зрение.
Свет может подчеркивать, обрисовывать поверхность так, что весь рельеф, все бугорки, все выпуклости мышц на человеческом теле будут заметны.
На высших ступенях искусства, в композиции, свет используется художником, как могучее средство для усиления впечатления. Конечно, трудно и не надо отделять части в живом произведении, т.е. мысль художника, рисунок, краску, освещение.
Это все зарождается в сознании художника попутно, а не отдельно.
Однако для анализа, для ясности изучаемого нами предмета, попробуем это сделать.
Каждое произведение живописи обращается к нам или громко или тихо, или вовсе шепотом. Эта способность выделяться среди многих предметов, действовать среди архитектуры и звучать на расстоянии, поражать, привлекать наши глаза, основана на контрастах светлого и темного, яркого и тусклого и их распределения.
Войдя в музей, мы еще не изучаем картину, подробности, скорее, замечаем ее среди других.
Войдя в помещение, мы всегда хотим или не хотим, остановимся на том, что наиболее ярко.
В живом организме картины это составляется сочетанием светлых и темных пятен, ярких и тусклых пятен. И, если, не обращая внимания на пространственную связь, на мелкие детали, на выражение действующих лиц, если мы снимем на кальку очертания светлого среди темного, яркого и рядом, тусклого, то у нас получится плоская проекция картины, плоские фигуры, подобные теням на стене.
Каждая картина покажет очертания, отличные от очертания других картин.
____________
.