Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи




Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


Еще до выборов гетман и Московское правительство начали переговоры с Константинопольским патриархом о передачи Киевской митрополии в ведение Московского патриарха. В конце июля 1685 года гетман отправил в Москву за подтверждением элекции избранного митрополита царями Иоанном и Петром Алексеевичами и патриархом Иоакимом делегацию во главе с генеральным писарем Саввой Прокоповичем. От духовенства в составе делегации были "пречестный и в церкви Малороссийской заслуженный господин отец Феодосий Углицкий, игумен Выдубицкий, и пречестный господин отец Героним Дубина, игумен Переяславский" и нескольких монахов, которые согласно гетманской инструкции должны "быти у его архипастырского благословения и на разговоре"42. 8 ноября того же года в Москве патриарх Иоаким посвятил Гедеона в митрополиты. В следующем году получены были из Константинополя патриаршие грамоты, в которых утверждалась передача Киевской митрополии в ведение Московского патриарха.
После этого знаменательного для Украинской православной Церкви акта гетман Иван Самойлович управлял Гетманщиной два года. Летом 1687 года окончился неудачей поход российско-украинского войска на Крым. Недовольная Самойловичем козацкая старшина составила группу заговорщиков, вошла в переговоры с воеводой Василием Голицыным (1643-1714), предводителем российского войска и фаворитом царевны Софии Алексеевны (1657-1704). Гетман был арестован и передан российской стороне с обвинением в измене. На козацкой раде в местечке Коломак (ныне Харьковская область) в июле 1687 года гетманом Украины был избран генеральный есаул Иван Стефанович Мазепа. Под актом избрания гетмана (Коломакскими статьями) поставили свои подписи наиболее важные духовные особы Украины. Среди них был и игумен Киевского Выдубицкого Михайловского монастыря Феодосий Углицкий43.
Около двадцати четырех лет Феодосий управлял древней Выдубицкой обителью. Киево-Выдубицкий монастырь был основан во второй половине 11 века в урочище Выдубичи на околицах Киева. Михайловский собор монастыря сооружен примерно в тоже время. В начале 12 века игумен Выдубицкой обители Сильвестр редактировал знаменитую летопись "Повесть временных лет". После принятия церковной унии в Бресте в 1596 году монастырь стал униатским. Но в 1630-х годах он перешел в ведение православной иерархии во главе с Киевским митрополитом Петром Могилой. Предшественником Феодосия Углицкого в управлении Выдубицкого монастыря был Климент Старушич. Именно он начал укреплять материальное состояние монастыря, заручившись поддержкой гетмана Богдана Хмельницкого и Московских властей44.
В тревожное время конца 1650-х - начала 1660-х годов монастырь, как видно, сильно разорился и теперь нуждался в восстановлении хозяйственной и духовной жизни. Например, в 1666 году во время движения к Переяславу российское войско забрало в Выдубицком монастыре 500 возов сена. В своем письме от 25 января 1670 года к царю Алексею Михайловичу Феодосий Углицкий писал, что "в то время без корму все наши животины померли. А во время другого мятежа те же ратные люди нашей ржи и пшеницы на поле пожали себе двести коп"45. Святитель Феодосий просил московские власти возместить убытки монастыря, но в этой просьбе отказали. Его челобитчикам в Москве было сказано, что "не было бы войны и измены [в Украине - А.Т.] и сено не было бы имано". Подобных жалоб от монастырей на разорения в Москву приходило немало, но челобитчикам отвечали, что об убытках и разорении, понесенных кем-либо во время "брюховетчины", новый гетман Украины Демьян Многогрешный писал, "чтоб все то оставить и тому дать покой"46.
Тем не менее, благодаря кипучей деятельности Феодосия Углицкого, его прекрасным пастырским способностям, Выдубицкий монастырь возродился и занял свое место среди наиболее почитаемых духовных центров православной Руси.
Чтобы восстановить хозяйственное положение столичной обители, наладить здесь соответствующий строй иноческой жизни нужны были значительные усилия. В 1670 году Феодосий получил от гетмана Петра Дорошенко (1665-1675) универсал, которым за монастырем закреплялись земли - Калиновщина, Кальный луг, Гнилищена, озеро Глушец и село Лесники47, освященные, по мнению историка Филарета (Гумилевского), еще подвижничеством преподобного Феодосия Печерского.
В 1685 году, по ходатайству Феодосия Углицкого, московские цари Иоанн и Петр Алексеевичи выдали Выдубицкому монастырю жалованную грамоту, в которой, в частности, позволялось выдубицким монахам приезжать в Москву один раз в пять лет за милостыней. Со своей стороны, Феодосий Углицкий еще в январе 1685 года прислал в Москву "двух человек партесного пения учеников", так как, царский придворный хор комплектовался главным образом из украинцев48.
Заботясь об устроении монастырского хозяйства, Феодосий всегда был внимателен к подданным обители, старался организовать правильное и прибыльное ведение ими своего хозяйства. Сохранилась грамота святителя Феодосия, выданная им 10 февраля 1687 года жителям местечка Летки*, в которой он приветствовал желание жителей организовать цеховое братство.
"Хотячи мети в местечку нашом Летковичах, а при храме святителя и Чудотворца Николая, звычайный межи братствами порядок, - писал Феодосий Углицкий, - постановилем и приказалем, абы все ковалского, бондарского и рымарского ремесла господари были з собою в едном братстве и в едном цеху, и абы таковый порядок межи собою заховали, яковый везде заховуется, то есть, повинны напрод пильное мети о церкви Божой и о украшении еи старанье, так и о инших учинках добрых, и милосердных незанедбанье"49.
Далее мудрый Выдубицкий игумен регламентирует, какие отношения должны быть среди цеховых людей ("брат за братом если бы который перемовився, перед старшим братом да примирится"), между мастерами и учениками ("брат яковый же колвек еслибы хлопца до ремесла принял, научивши ремесла, повинен его поставити пред всею братиею и вызволити"), про заботу о больных ("болезнуючих зась межи собою братию должны суть посещати") и т.д.
Внутренняя жизнь человека почти всегда сокрыта от посторонних глаз. Она известна только Богу и еще, может быть, самым близким людям. Человек, подвязавшийся на серьезную духовную борьбу, ведет ее тайно, чтобы не возгордиться и не заразиться самомнением, вкусивши плоды, проистекающие от аскетических упражнений.
Немногочисленные источники, в частности, письма Лазаря Барановича, хотя и скупо, но все-таки свидетельствуют о напряженной духовной жизни святителя Феодосия Углицкого, о его постоянной молитве и усиленном посте. В своих письмах к Феодосию Лазарь Баранович несколько раз упоминает о его аскетических упражнениях. Правда, упоминает об этом Лазарь в связи с увещанием святителя Феодосия, тогда Выдубицкого настоятеля, не принимать крутых мер при ведении монастырских дел. Баранович советовал Углицкому всегда соединять молитву и пост со смирением. Святитель Феодосий, как увидим ниже, внимал советам своего духовного наставника, хотя и в дальнейшем оставался заботливым, распорядительным управителем, на должности настоятеля монастыря или епархии. В условиях тех времен, политических и экономических, когда шел процесс перераспределения имущества, земель, угодий, когда возрождалась церковная жизнь в целой Гетманщине, когда иноческие обители и приходы нуждались в покровительстве, защите и умелом управлении, его ревность в делах подчиненных монастырей и епархии была совершенно оправданной и правильной. Он, как добрый пастырь, всегда вставал на защиту своего подчиненного, тщательно вникал в дела отдельных людей, нуждающихся в помощи своего пастыря.
Феодосий Углицкий и в Выдубицкой обители поддерживал подвижнический дух. Так, в 1680 году на землях Выдубицкого монастыря в Мозырском повете он устроил скит, управителем которого назначил выдубицкого иеромонаха Иова Опалинского.
Деятельность игумена Феодосия Углицкого по возрождению Выдубицкого монастыря не всем пришлась по душе, особенно тем, интересы кого, как им казалось, ущемлялись этой кипучей деятельностью. В результате войн Богдана Хмельницкого образовалась новая ситуация, в которой открывались новые возможности для социально-экономической и культурной жизни на украинских землях. Польская администрация была изгнана, а вместе с ней удалились на безопасное расстояние магнаты и зажиточная шляхта. Территория Гетманщины поделилась на полки, во главе которых стояли полковники. Теперь козацкая администрация, эта элита обновленного украинского общества, оказалась в первых рядах фундаторов и ктиторов монастырей и приходов, жертвователей на нужды церкви. В новых условиях монастыри старались, конечно, сохранить свои владения.
Монастырская жизнь начинала постепенно налаживаться. Обители крепли экономически, развивались культурно и духовно. Настоятели обителей обращались к новой козацкой администрации с просьбой о выдачи охранительных грамот и универсалов для своих владений. Тем не менее, после нескольких лет войны, неразберихи, избежать имущественных споров было невозможно. Большие монастыри с большими владениями имели, конечно, больше возможностей. На украинских землях это, прежде всего, Киево-Печерский монастырь. Именно с ним, вернее с его настоятелем Иннокентием Гизелем (ок. 1600-1683), пришлось столкнуться Выдубицкому игумену Феодосию Углицкому.
Сохранившиеся тяжебные документы свидетельствуют о сложных взаимоотношениях двух обителей. Профессор Киевской духовной академии Н.Петров, анализируя их, пришел к выводу, что первоначально Киево-Печерская Лавра притесняла Выдубицкий монастырь, захватывая его недвижимое имущество и угодия50.
Еще предшественник Углицкого Климентий Старушич вел спор с Гизелем за монастырские владения, а именно за перевоз на Днепре51. Но когда Выдубицким игуменом стал Феодосий Углицкий, имущественные притязания Лавры к Выдубицкому монастырю угасают. Иннокентий Гизель, не надеясь на успех в тяжбе в законном судовом порядке, перевел спор на личностные отношения. Например, жалуясь на Феодосия в письме к московскому боярину Матвееву в июне 1672 года он писал: "Когда бы каковой от отцов игуменов заслуженный церкви Божий мне наругался и укоризны давал, но то зело тяжко, что таковой человек, который ничего церкви Божий не прислужившись, молодой будучи, мене в летах уже пожилого бесчестит и место святое досадствует"52.
В таком же духе писал Иннокентий Гизель Черниговскому архиепископу Лазарю Барановичу. В этом случае жалоба имела более серьезные последствия. Лазарь следил за продвижением по службе своего ученика, радовался успехам Феодосия, признавая, что он "по заслугам своим достиг места игуменского", в то же время, давал ему советы "пастырски, отечески и братски". С о. Иннокентием у Лазаря были давнишние дружеские отношения. Они, возможно, вместе учились за границей, хотя Гизель был лет на двадцать старше Барановича. В сороковые годы, когда Лазарь начал преподавать в Киево-Братской коллегии, Иннокентий был уже ее ректором. В 1656 году он стал архимандритом Киево-Печерской лавры, а Лазарь в 1657 году, после посвящения в епископы, удалился в Чернигов. Они регулярно переписывались. Гизель помогал Барновичу издавать свои книги в типографии Лавры. Баранович ценил ученые заслуги Иннокентия.
Таким образом, Лазарь Баранович, будучи вообще по характеру миротворец, не мог не вмешаться в возникший конфликт. 16 июля 1672 года он писал Феодосию в Киев: "Сильно жалуется на вас и жалобу изливает на бумаге преподобный отец наш архимандрит Печерский, будто вы на лаврских полях приказываете бить до крови, обирать и истязывать поселян, не довольствуясь тем, чем довольствовались ваши предместники. Возвещая вам мир, желаю очень, чтобы он был между вами. Не нужно говорить вам, вы и сами знаете хорошо, какая особа в церкви Божией отец архимандрит и сколько оказал он ей услуг. Не прибавляйте к скорбям его новых скорбей, но, имея по апостолу мир со всеми, имейте его особенно с лицем заслуженном в церкви Божией. Отец архимандрит пишет, что он не желает чужого. Давно сказано: уступи старшему. Больше чести тому, кто ее воздаст, нежели тому, кто ее принимает. Вам будет честь, когда вы почтите того, кто столько заслужите ее, и не станете огорчать угнетенного бедами. Сами вы стена в церкви Божией"53. Письмо это очень интересно. Оно показывает, как тонко, дипломатично архиепископ Лазарь пытается развязать конфликт, примирить правоту юридическую с правотой, исходящей от почтения к старшим и заслуженным особам.
Как видим из письма, имения, которыми незаконно владела Лавра, были уже отданы Выдубицкому монастырю. Тогда, о. Иннокентий выступил заступником бывших своих поселян, которых по приказанию о. Феодосия будто бы притесняли, взыскивая с них сверх той меры, которая существовала в бытность их подчиненными Киево-Печерскому монастырю. Но мы уже видели, что святитель Феодосий всегда был ревностным заступником своих подданных, заботился о их благополучии. Лазарь понимает, что доводы о. Иннокентия всего лишь прием, чтобы обвинить своего оппонента в затянувшемся конфликте, но он советует Феодосию уступить значительно старшему по возрасту Иннокентию Гизелю.
В этом споре наметилось примирение, но потом что-то помешало ему. Гизель опять написал жалобное письмо Барановичу. В письме архиепископа Лазаря к Феодосию от 2 октября 1674 года читаем: "Сводил я вас на святый мир с отцем архимандритом Печерским, думая, что вы смиритесь пред ним, как пред старшим и заслужинейшим в церкви Божией; и хотя вы отчасти смирились было, но теперь из этого вина такой вышел крепкий уксус, что если вы и испиете его вдоволь для отца архимандрита, то он, не хотя пить его, рассудил писать ко мне"54. Черниговский владыка, на правах местоблюстителя митрополии, сурово обращался к Феодосию: "Исторгните плевелы, который враг вселил в ваше сердце, и явите себя полным пшеничным колосом, который при дозревании наклоняется". А как духовный наставник выражал искреннюю надежду в своего ученика:
"Предчувствие мое вещает мне, что Дух Святый смягчит ваше сердце: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"55.
Из письма Лазаря Барановича к настоятелю Новгорода-Северского Спаского монастыря Михаилу Лежайскому мы узнаем с каким глубоким чувством смирения принял святитель Феодосий увещание из Чернигова. "Преподобный отец игумен Выдубицкий, - писал архиепископ Лазарь, - подпав под мое запрещение, не касался и епитрахили, пока не выполнил архиерейского приказания"56. Этот эпизод из жизни святителя Феодосия очень поучительный для всякого христианина, особенно для тех, кто хочет быть водителем душ человеческих. В ту эпоху среди людей его ранга и положения подобные духовные подвиги случались не часто. Поэтому Лазарь Баранович был искренне удивлен истинно христианскому смирению святителя Феодосия. Мудрый Черниговский архиепископ приближал к себе не случайных людей. Прежде он изучал их характер, душу, их способности - духовные и умственные. По таким критериям Феодосий Углицкий и вошел в его ближайшее окружение, приняв приглашение возглавить древнюю черниговскую обитель - Елецкий Успенский монастырь.

Глава 2

Феодосий Углицкий - архимандрит Елецкий и архиепископ Черниговский


Да не будет ми лгати на святого.

Димитрий Туптало (Ростовский)


В Чернигов Феодосий Углицкий прибыл в конце 1688 года и принял в управление Черниговский Елецкий Успенский монастырь57. Переезд из Киева в Чернигов состоялся, безусловно, по желанию архиепископа Лазаря Барановича и гетмана Ивана Мазепы.
Елецкая обитель была в числе наиболее почитаемых святынь Черниговщины**.
Черниговский Свято-Успенский Елецкий монастырь (основан в 1060 г.)  Еще 2 января 1688 года преставился Богу Елецкий архимандрит Иоанникий Галятовский. К тому времени архиепископ Лазарь уже хорошо знал отличные организаторские способности Феодосия Углицкого, знал о его авторитете в церковных кругах и хороших связях среди элиты Украинской гетманской державы58. Обоюдное уважение и признание имели в таком деле также немаловажное значение. Именно Феодосий Углицкий нужен был архиепископу Лазарю, чтобы возглавлять древнюю черниговскую обитель и быть ближайшим помощником в управлении епархиальными делами.
Черниговский Елецкий Успенский монастырь был основан на рубеже 11-12 веков. Главный его храм - Успенский собор - построили на месте, где, по преданию, явилась на ели икона Божией Матери. Впоследствии, и икона, и монастырь стали называться Елецкими. Во время монголо-татарского нашествия обитель сильно пострадала, как и сам Чернигов. Об истории монастыря после татарского погрома до конца 16 века почти ничего не известно. Черниговские архиереи проживали в Брянске, и скоро стали титуловаться Брянскими или Дебрянскими. Когда в 1458 году Русская Церковь разделилась на две митрополии - Московскорусскую и Литовскорусскую, Брянская (Черниговская) епархия очутилась в составе последней. В начале 16 века Чернигово-Северская земля вошла в состав Московского княжества, а паства перешла в подчинение, соответственно, Московскому митрополиту.
Война между Московской державой и Речью Посполитой в начале 17 века изменила статус Чернигово-Северщины. В 1610 году отряд под командованием киевского подкомория Самуила Горностая захватил и сжег Чернигов. Елецкий монастырь также был сожжен и разрушен. В 1618 году Чернигов официально вошел в состав Речи Посполитой, а в 1635 году было образовано Черниговское воеводство. Елецкий монастырь оставался в полуразрушенном состоянии. Возрождение обители началось после Освободительной войны (1648-1654) под предводительством Богдана Хмельницкого, образования Украинской гетманской державы (Войска Запорожского). В тоже время был образован Черниговский полк и введена козацкая администрация.
Отчет времени возрождающейся Черниговской епархии начинается с 1657 года, когда состоялось назначение в Черниговского архиерея Лазаря Барановича. Для хиротонии он отправился в Молдавию. После посвящения Сочавским митрополитом Гедеоном, епископами Анастасием Романским и Феофаном Хушским, 8 марта он получил настольную грамоту. В Чернигов Лазарь прибыл примерно через год, так как, 13 апреля 1657 года умер Сильвестр Косов, а летом того же года скончался гетман Богдан Хмельницкий. Лазарь Баранович до конца года оставался в Киеве в качестве местоблюстителя митрополии и организатора выборов нового митрополита. Избрание нового митрополита состоялось в день святителя Николая Чудотворца 1657 года. Им стал Дионисий Балабан. 20 ноября 1658 года он универсалом закрепил в управлении Черниговского епископа Лазаря Барановича протопопии черниговскую, новгородскую, менскую, стародубскою, борзенскую, глуховскую и конотопскую.
Территория Черниговской епархии выходили за пределы Черниговского полка. В юрисдикции черниговских архиереев находилась также паства Стародубского полка, частично Нежинского, Киевского, Гадячского, Лубенского полков. Лазарь Баранович титуловался иногда просто Черниговским и Новгородским, иногда - Черниговским, Новгородским и всего Севера. Так именовались и его приемники по кафедре. Только 1785 году вышел указ Св. Синода именоваться черниговскому архиерею Черниговским и Нежинским59.
После страшного разрушения в 1610 году Чернигов к середине 17 века еще не полностью восстановился. Хмельнитчина принесла новые разрушения. Летом 1648 года козаки осаждали город, который оборонял польский гарнизон и местная шляхта, и взяли его. Когда епископ Лазарь прибыл в Чернигов, то не нашел в нем даже места подходящего для своей резиденции. Он переехал в Новгород-Северский и оттуда управлял епархией несколько лет.
Конец 1650-х - первая половина 1660-х годов были тревожным временем для Украины. Шла, во-первых, российско-польская война, во-вторых, разгоралась гражданская война в Украине, как последствие первого. Только после заключения Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитой в 1667 году постепенно налаживается мирная жизнь, возрождаются церковные святыни. В марте 1669 года, когда проходили выборы нового гетмана Демьяна Игнатовича вместо Брюховецкого, духовенство обращалось к козацкой раде с предложением перенести митрополичью кафедру из Киева в Переяслав, так как, согласно Андрусовского договору, Киев через два года должен был перейти в подданство Речи Посполитой. Председательствующий на раде Лазарь Баранович предлагал перенести митрополию в Чернигов, "Чернигов де старее Переяслава и княжение древнее"***. Но через два года Киев остался в составе Гетманщины и, следовательно, в подданстве России. Для митрополичьего престола не было нужды искать другого места.
В 1668 году по просьбе Лазаря Барановича в Чернигов прибыл один из самых талантливых писателей того времени Иоанникий Галятовский, который 6 августа 1669 году был возведен в сан архимандрита Елецкой обители. Он оказался не только плодовитым писателем (ему принадлежат более десяти апологетических, полемических, исторических книг, в том числе "Скарбница потребная", рассказывающая об истории Елецкого монастыря), но и умелым администратором. Именно с его назначением начинается возрождение обители. За почти двадцатилетнее правление о. Иоанникия Елецкий монастырь преобразился и в таком виде он в общих чертах сохранился до наших дней. Прежде всего, был восстановлен древний Успенский собор. Под руками современных мастеров в купольной части он приобрел выразительные черты архитектурного стиля украинского барокко. В день Успения Божией Матери 1670 году в храме соборно зазвучала молитва Господня. Впоследствии в монастыре были построены Петро-Павловская церковь, трапезная, братские келии, каменная монастырская ограда.
Еще в 1670 году о. Иоанникий побывал в Москве, где просил у царя Алексея Михайловича помощи в деле восстановления Елецкой обители. Но первыми и главными строителями ее были Черниговские полковники. Особенно много средств выделял полковник Василий Дунин-Борковский (1672-1685). Угодья и земли были утверждены в собственности монастыря гетманами Демьяном Многогрешным (1668-1672) и Иваном Самойловичем (1672-1687).



____________________


42 - АрЮЗР. Ч.1. Т.5. С.80; Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1. С.224-226.
43 - Універсали Івана Мазепи. 1687-1709. Київ-Львів, 2002. С.62.
44 - Царская жалованная грамота Киевскому Выдубицкому монастырю на владения маетностями, данными оному Русских Великих Князей и Польских Королей. 11 августа 1654 г. // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою коммиссиею. СПб., 1842. Т.4. С.221.
45 - Цит. по: Дубровський В. Життя й діла Феодосія Углицького (Полоницького). Харків, 1930. С.167-178.
46 - Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII в. М., 1899. С.679.
47 - Універсали українських гетьманів від Івана Виговського до Івана Самойловича (1657-1687). Київ-Львів, 2004. С.432.
48 - Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1. С.325.
*- Ныне село Летки, в Броварском районе, Киевской области.
49 - Материалы для жизнеописания святителя Феодосия, черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.7-8.
50 - Петров Н. К биографии святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Киевская старина. 1902. №11. От.2. С.86-92.
51 - О.Л. Киево-Выдубицкий перевоз на Днепре и его неожиданная политическая роль // Киевская старина. 1882. №11. С.368-372.
52 - Петров Н. К биографии святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Киевская старина. 1902. №11. От.2. С.88. Несколькими годами ранее подобный конфликт у Гизеля был с Слуцким архимандритом Феодосием Василевичем, наместником митрополита Тукальского в Литве. По его приказанию из имения под Могилевым выгнали "с великим бесчестием печерскую братию" (Эйгорн В. Очерки по истории Малороссии в XVII веке. М., 1899. С.864).
53 - Письма преосвященного Лазаря Барановича. Чернигов, 1865. С.178-179.
54 - Там же. С.193.
55 - Там же. С.194.
56 - Там же. С.197.
57 - Установить точную дату приезда святителя Феодосия в Чернигов нет возможности. Известен универсал гетмана Мазепы Феодосию Углицкому, как игумену Выдубицкому монастырю, который датирован 14 сентября 1688 года (Універсали Івана Мазепи. 1687-1709. Киїів-Львів, 2002. С.139). В то же время, из переписки митрополита Гедеона и архиепископа Лазаря с Москвой видно, что в 1688 года Феодосий был уже в Чернигове.
**Елецкий Успенский монастырь, в Чернигове, на Болдиной горе. Под монастырским храмом, в честь святых Петра и Павла, и архиерейскими покоями находятся "Елецкие" пещеры; они выкопаны в 1069 - 1072 годах и реставрированы архиепископом Виктором (Садковским); расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На запад от монастырской колокольни находится деревянный домик, на балке под потолком вырезана надпись: "Преподобный Феодосии Углицкий, архимандрит. 1688 год". Эта балка из кельи святого Феодосия Углицкого. В домике, по преданию, служившем помещением св. Феодосию и св.Дмитрию, открыта иконописная школа и хранится несколько ценных церковных книг и предметов времени св. Феодосия. Также замечателен его портрет среди икон в Успенском храме. При монастыре есть странноприимный дом. В зданиях монастыря помещается Духовная Консистория и духовное училище.
58 - Святитель Феодосий был близок к гетману Ивану Мазепе, который возглавил Украинскую козацкую державу в 1687 году. Под актом его избрания стоит подпись Феодосия Углицкого и киевского протоиерея Иоанна Углицкого. Надо думать, Лазарь Баранович согласовывал с гетманом переезд Феодосия Углицкого в Чернигов. Современный биограф Мазепы Сергей Павленко считает, что будущий знаменитый гетман Украины и святитель Феодосий были знакомы еще со студенческой скамьи в Киево-Могилянской коллегии, где вместе учились в 1650-е годы (Павленко С. Оточення гетьмана Мазепи: соратники та прибічники. К., 2004. С.255).
59 - РГИА, ф. 796, оп. 66, д. 161.
***- Переяславская епископия была учреждена в 1700 году, по ходатайству гетмана Ивана Мазепы.


<<< 3 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz