Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи



Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


О воспитании и начале жизненного пути Феодосия Углицкого мы ничего не знаем. Неизвестно также, каким было его имя в крещении.
Общая атмосфера церковной и религиозной жизни на украинских землях в первой половине 17 века была очень непростой. Продолжалась религиозная разобщенность, противостояние, выливающиеся часто в взаимные обвинения, оскорбления, а иногда открытые конфликты. Отдельные представители общественной элиты пытались использовать церковные структуры и неурядицы в церкви в своекорыстных личных целях. В конце концов, часть пастырей, а за ними и паствы отступили от православия и склонились к унии с римским престолом. Но к такой нагнетенной религиозной обстановке украинская церковь и украинское общество пришли не вдруг и не сразу.
В Великом княжестве Литовском, в составе которого находилась большая часть украинских земель, до 1569 года сохранялась религиозная веротерпимость. Православная церковь и православные практически не ущемлялись в правах. Абсолютное численное превосходство украинцев и белорусов в Великом княжестве Литовском делало это государство в общественно-культурном отношении русским.
Однако, во второй половине 16 века ситуация постепенно изменилась не в пользу православия. После объединения Великого княжества Литовского с Польской короной в 1569 году и образованием Речи Посполитой, верхушка общества - представители княжеских родов и знатных боярских семей - постепенно стали принимать католичество, которое сделалось доминирующей, практически государственной религией.
Эта тенденция была очень опасна, ведь Речь Посполита являлась шляхетской республикой, и окатоличивание высшего сословия привело к ситуации, когда православие оставалось верой только простого народа. Таким образом, церковь лишалась материальной и моральной поддержки. От перехода в католичество украинских магнатов и шляхты не далеко было и до измены православию высшего духовенства.
Немалую роль в подрыве позиций православия играл иезуитский орден, допущенный в Польшу еще в 1564 году30. С вступлением на престол Речи Посполитой короля Сигизмунда III Вазы религиозное противостояние стало быстро обостряться. Даже поддержка православия князьями-магнатами Острожскими, в частности, основание Острожской академии в 1576 году, не принесло ощутимых результатов.
В начале 1590-х годов начались переговоры между православными иерархами и папским престолом. Они закончились в октябре 1596 года церковным собором в Бресте, на котором была провозглашена в Речи Посполитой уния между православной и католической церквами.
Униатская (греко-католическая) церковь признавала католические догматы и своей главой римского папу. В богослужении сохранялся славянский язык и православные обряды. И хотя в Бресте в тоже время состоялся оппозиционный собор, на котором унию не признали и отбросили, в дальнейшем позиции православия в Речи Посполитой сильно пошатнулись. Король и правящая верхушка признавали только униатскую церковь, тогда как, православие оказалось вне закона, и практически осталось без епархиального управления.
Лишь в 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан, будучи в Киеве проездом, восстановил иерархию Украинской православной церкви. Посвящение православных епископов и митрополита Иова Борецкого (1620-1631) состоялось тайно. Польская власть не признала это посвящение. С тех пор в епархиях существовало двойное управление - православное и униатское. Православная церковь, утратив поддержку общественной элиты, обрела ее со стороны украинского козацтва, молодого и быстро развивающегося сословия, решительно ставшего на защиту национальных (народных) интересов.
С этого времени украинская иерархия все чаще обращает свой взор в сторону православной Москвы, ожидая оттуда защиты от притеснения Польского правительства и католической шляхты. В 1631 году Киевскую митрополию возглавил энергичный Петр Могила (1596-1647), имеющий, к тому же, хорошие связи в высших государственных кругах. Он начал реформировать все стороны церковной жизни. В 1632 году школа Киевского Богоявленского братства объединилась с Лаврской школой и возникла Киево-Братская (Киево-Могилянская) коллегия, где получали образование будущие деятели возрождения церковной жизни в Украине второй половины 17 века.
Таким образом, юношеские годы Феодосия Углицкого прошли в атмосфере постоянных конфликтов между православными и католиками, между козаками и государством. Надвигалась грозная развязка полувекового противостояния. Весной 1648 года вспыхнуло восстание запорожских козаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595-1657), которое быстро переросло в полномасштабную и кровопролитную войну украинского народа против Речи Посполитой. Первые битвы ознаменовались победами козацкого войска. В конце декабря 1648 года гетман Богдан Хмельницкий триумфально въехал в Киев, где его приветствовали горожане, духовенство, преподаватели и студенты Киево-Могилянской коллегии*. Возможно, в студенческой делегации был и Феодосий Углицкий, который в это время начинал свое обучение в Киеве.
В середине 1640-х годов в Киево-Могилянской коллегии собрался достаточно сильный преподавательский состав, подготовленный по высоким научным и образовательным меркам того времени. В 1650 году ректором коллегии стал Лазарь Баранович, впоследствии знаменитый Черниговский архиепископ. Он оказал огромное влияние на развитие церковной жизни в Украине во второй половине 17 века и на умственное, духовное развитие известных церковных деятелей того времени. Несомненно, его влияние и на Феодосия Углицкого. В своих письмах Лазарь обращается к Феодосию просто, с отцовской теплотой и, в то же время, всегда назидательно, иногда, даже резко, так как только может давать наставление умудренный отец близкому ему человеку - своему духовному сыну.
В одном из писем архиепископ Лазарь называет Феодосия "овцой Христового стада, научившуюся покорности у покорного барана". "Баран" была кличка Лазаря Барановича, которой его ехидно называли идейные противники. Называя себя самого известной кличкой, Лазарь свидетельствует о близких доверительных отношениях между ним и Феодосием Углицким, и в тоже время, демонстрирует здоровое чувство юмора и самоиронии.
Польско-украинская война в начале 1650-х годов разгоралась с новой силой. В конце июня 1651 года под местечком Берестечко на Волыни украинское войско потерпело сокрушительное поражение от польского войска. В сентябре того же года, под Белой Церковью, гетман Богдан Хмельницкий подписал с поляками договор, согласно которого козацкий реестр сокращался до 20 тис., реестровые козаки должны были покинуть территории Черниговского и Брацлавского воеводств, а гетман сохранял власть только над Киевским воеводством. В 1652 году боевые действия в Украине возобновились. В июне 1652 года под местечком Батог, Брацлавского воеводства, козацкое войско одержало победу над польским войском, а в конце 1653 года Богдан Хмельницкий и Войско Запорожское добились успеха над поляками уже около местечка Жванец в Подольском воеводстве.
Осенью того же года на Земском соборе в Москве было принято решение принять Войско Запорожское с "городами их и землями" под "государя высокую руку". 8 января 1654 года в Переяславе состоялась козацкая Рада в присутствии российских послов, на которой и был заключен союз между гетманской Украиной и Российским царством**.
Начиналась новая страница в жизни украинского народа. Безусловно, Феодосий Углицкий был свидетелем этих судьбоносных для Украины событий. Неизвестно, когда он окончил курс обучения в Киево-Могилянской коллегии. Из источников (грамот, универсалов, писем) видно, что святитель Феодосий владел церковнославянским, украинским, латинским и польским языками.
В сохранившихся автографах святителя его почерк не крупный и достаточно красивый. Во второй половине 17 века помнили, что он "был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю"31, при котором существовала коллегия. Наверняка, и учеба и годы, проведенные здесь, оказали самое благоприятное влияние на формирование Феодосия как личности, духовно укрепили его, подготовили к будущей пастырской стезе.
Неизвестно, когда именно будущий черниговский святитель стал монахом. Вероятно, уже во время обучения он принял постриг и навсегда посвятил себя высокому призванию служения Богу и людям.
Некоторые его биографы считали, что постриг состоялся в Киево-Печерском монастыре. Несомненно, одно: имя Феодосий (в честь одного из столпов русского монашества преподобного Феодосия Печерского) ему было дано не случайно. В дальнейшем, будучи настоятелем иноческих обителей и владыкой, он в полней мере оправдал свое призвание, совмещая усердие в устроении монастырей, пастырскую заботливость о пастве, молитвенный подвиг.
В конце 1650-х годов Феодосий Углицкий упоминается в звании архидиакона Киевского Софийского собора и наместником митрополичьего дома. Это была достаточна высокая и ответственная должность. В молодом возрасте ее мог занимать только человек, пользующийся духовным и нравственным авторитетом. И, конечно, наместник митрополичьего дома должен был быть в хороших отношениях с митрополитом, в данном случае, Сильвестром Косовым.
В 1662 году Феодосий Углицкий стал игуменом Корсуньского Онуфриевского монастыря32. Не известно, чем было вызвано это новое назначение. Возможно, игуменство обители оказалось не занятым, и Феодосий принял предложение возглавить ее, сделав тем самым очередной шаг на пути к восхождению к высоким духовным должностям.
Не исключено, что и козацкая администрация Корсуньского полка была заинтересована в настоятельстве здешнего монастыря уже известного своей жизнью и служением Феодосия.
Приблизительно в это время его сестра Магдалина вышла замуж за писаря Каневского полка (вторая за рангом должность после полковника), соседнего с Корсуньским полком, Евстафия Полоницкого.
1660-е годы отмечены братоубийственной гражданской войной на Украине. Историки называют это время "руиной". Неустойчивость власти после смерти в 1657 году Богдана Хмельницкого, неблагоприятная международная остановка, вмешательство во внутренние дела внешней силы - все это привело к раздорам, кровопролитию, разрушениям. Иван Выговский, избранный гетманом Украины после Богдана, не удержал в своих руках гетманскую булаву и должен был в 1659 году отказаться от власти. Руки молодого Юрия Хмельницкого (младшего сына старого гетмана)*** оказались слабыми, чтобы удержать наследие отца. Выбранный на гетманство в очень сложный момент политических раздоров в Украине и вследствие военных неудач, он также отказался от булавы и постригся в монахи. Согласно "Черниговской летописи" его постриг совершил в Корсуньском монастыре митрополит Дионисий Балабан в то время, когда настоятелем его был Феодосий Углицкий33.
Начало 1660-х годов в Украине ознаменовалось не только головоломными военными, политическими событиями, а и неурядицами в церковном управлении, что было, конечно, последствием первого. После смерти знаменитого митрополита Петра Могилы, Киевскую митрополию десять лет возглавлял Сильвестр Косов, которому пришлось вести корабль церковной жизни в сложное военное время. Он скончался в апреле 1657 года.
Гетман Богдан Хмельницкий приглашал всех епископов приехать в Киев для выбора нового митрополита, назначив блюстителем престола, только что рукоположенного в марте 1657 года в Черниговские епископы, Лазаря Барановича.
Но 27 июля того же года великий Богдан умер, не закончив выборы нового митрополита. Его приемник гетман Иван Выговский не хотел видеть на киевской кафедре Лазаря Барановича, как кандидатуру не подходящую к его политическим планам, а желал выбора кого-нибудь из епископов Правобережной Украины. В декабре в день святителя Николая Чудотворца в Киевские митрополиты был избран Луцкий епископ Дионисий Балабан. Все это проходило без участия духовных и светских властей Москвы.
Летом следующего года гетман Украины Иван Выговский вел переговоры с польскими комиссарами, которые закончились в сентябре подписанием под Гадячем договора о присоединении Украины (княжества Русского) к союзу Литвы и Польши. Дионисий Балабан спешно оставил Киев и отправился в гетманскую столицу Чигирин. Полки, оставшиеся верными России, выбрали себе гетманом Юрия Хмельницкого, а местоблюстителем митрополии вновь стал Лазарь Баранович. Но митрополит Дионисий Балабан продолжал управлять епархиями Правобережной Украины, которые были под властью Польши.
Но вскоре, по желанию московского правительства, которое, почему-то не устраивал Лазарь Баранович, местоблюстителем Киевской митрополии был назначен епископ Мстиславский и Оршанский Мефодий Филимонович, в недавнем времени нежинский протопоп Максим.
Это было в начале лета 1661 года. Утверждение его в действительном сане так и не состоялось, а Киевская митрополия, политически подконтрольная московским властям, оставалась вакантной до 1685 года.
В мае 1663 года умер митрополит Дионисий Балабан. На его место был избран Иосиф Нелюбович-Тукальский. Избрание проходило в Корсуньском монастыре, где игуменом был Феодосий Углицкий. Новый митрополит не устраивал ни украинскую власть в лице гетмана Правобережной Украины Павла Тетери (1663-1665), ни польские власти, ни, по-видимому, духовенство Правобережной Украины.
Более того, поляки арестовали Тукальского и держали его в заключении два года. За узника-митрополита хлопотал приемник Тетери гетман Правобережной Украины Петр Дорошенко (1665-1676). После освобождения Иосифа гетман ходатайствовал за него перед Константинопольским патриархом, прося подтвердительной грамоты ему на Киевскую митрополию. Визит в Константинополь посланца Бреславского протопопа Михаила Ракушки увенчался успехом, и в марте 1668 года патриарх выдал грамоту, чтобы "никто другой, кроме архиепископа Иосифа Тукальского, Киевским митрополитом и архиереем под клятвенным преданием не назывался". Но реальную власть над Киевом и Левобережной Украиной митрополит Иосиф не получил.
В это же время местоблюститель Киевской митрополии епископ Мефодий добивался у московских властей утверждения его в действительном звании, но безуспешно. Тогда он повел опасную и хитрую игру. Мефодий обвинил перед Москвой всех сколько-нибудь значимых церковных деятелей Украинской Церкви в верности не ему, а Тукальскому, то есть, "врагу России". С Иосифом Тукальским у Мефодия были свои особенные счеты. Когда его, Нежинского протопопа Максима Филимоновича, 4 мая 1661 года посвятил в епископа Мстиславского блюститель Московского патриаршего престола Питирим, митрополит Сарский и Подонский, через три месяца на эту же Мстиславскую кафедру Киевский митрополит Дионисий Балабан высветил Виленского архимандрита Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Когда же Тукальскому, избранному в митрополиты, Константинопольский патриарх дал подтвердительную грамоту, то Мефодий получил от него проклятие.
Феодосий Углицкий, как непосредственный свидетель и участник событий смутного времени в церковном управлении Киевской митрополии, тоже стал объектом клеветы епископа Мефодия. Мефодий обвинил святителя Феодосия в том, что он находился в переписке с "изменником России" гетманом Петром Дорошенко, и признает Тукальского за действительного Киевского митрополита. Эти нападки на Корсунского игумена были вызваны тем, что он, якобы, нелестно отзывался о Мефодии. В июне 1665 года в Москве записали Мефодиев извет: "на Углицкого де черница писал он к гетману за его непристойные многие слова, как он Углицкий был в измене и его, епископа, поносил и гетман де того Углицкого прислал к нему, епископу, и он де, поговоря Печерского монастыря с игуменом и з духовенством вины ево ему отдал, потому что он переехал на имя великого государя м то время, как взяты в Польшу Тукальский да Хмельницкий и он де того-ж устрашился"34 .
Но затем, узнав о том, что гетман Иван Брюховецкий (1663-1668) желает, чтобы Киевским митрополитом был назначен кто-нибудь из московских святителей, Мефодий резко изменил свое отношение к киевским игуменам и поддержал составление челобитных царю о избрании митрополита "по старине"35. Челобитные были доставлены в Москву в марте 1666 года посланцами во главе с игуменом Киевского Кирилловского монастыря Мелетием Дзиком. Под ними стоят и подписи Мефодия и киевских игуменов и архимандритов Иннокентия Гизеля, Алексея Тура, Феодосия Софоновича, Варлаама Ясинского, Мелетия Дзика и Феодосия Углицкого, в то время уже игумена Киевского Михайловского Выдубицкого монастыря, возглавившего эту древнюю обитель в 1664 году.
В свою очередь гетман Иван Брюховецкий, будучи осенью 1665 года в Москве*, обвинял Мефодия в том, что он поддерживает отношения с Выдубицким игуменом Феодосием Углицким, врагом царя. Таким образом, святитель Феодосий оказался впутанным в политические интриги ищущих власти, светской и духовной36. Ему и другим игуменам Киевских монастырей грозило обвинение в измене. Ситуация обострилась вследствие того, что в январе 1668 года гетман Иван Брюховецкий, воспользовавшись неудовольствием народа заключенным в декабре 1667 года польско-российским мирным договором в с. Андрусове, согласно которому Украина делилась между Речью Посполитой и Россией по Днепру, поднял на Левобережной Украине восстание против России.
К тому времени епископ Мефодий стал уже единомышленником гетмана Брюховецкого. Тем не менее, при расследовании заговора ответ пришлось держать и тем, на кого он клеветал. В частности, 20 сентября 1668 года святитель Феодосий дал такой письменный отчет: "Божиею милостью Великого Государя, царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, смиренный и недостойный богомолец, игумен монастыря святого архистратига Михайловского Выдубицкого Киевского, Феодосий Углицкий сие свидетельство даю. Как епископ Мефодий был на Москве, в то время было тихо; а как приехал и с Брюховецким посватался и выдал дочь свою за племянника его, тож время учинилися бунты и кровопролитие великое. Те я слова от всякого чина людей слышал. Епископ Мефодий, приехавши в Киев сентября в 4-й день, в допросе сказал и в описании своем написал, будто я с Дорошенком и с митрополитом Тукальским списывался и благословение у него, митрополита, просил. Вестимо то боярину и воеводе киевскому и наместнику смоленскому благодетелю моему премилостивому, Петру Васильевичу Шереметеву: как писал до меня Дорошенко и митрополит Тукальский по ризницу и животину монастыря корсунского, которые в то время при мне были, и я ту ризницу и животину отдаючи, отписал к Дорошенку и к митрополиту Тукальскому одиножды; а к Тукальскому хотя я и писал о том деле яко к архиерею, а не к митрополиту писал, не именовал его пастырем своим и благословения от него не просил ни на какие дела. Сицево мое письмо, за моею-ж рукою, против письма епископия даю"37. Подобные сказки дали и остальные настоятели киевских монастырей, в один голос заявивши, что сносились с Чигирином, то есть, с гетманом, с ведома киевского воеводы боярина Шереметева38.
Сколько нужно было ума, рассудительности и прозрения, чтобы не стать жертвой политических интриг, клеветы, подозрения в историческом круговороте тех времен. Биографы святителя Феодосия считают, что в данной ситуации от обвинения его спасла крайняя осторожность. Если бы он не предъявил свою переписку с гетманом Петром Дорошенком и митрополитом Иосифом Тукальским киевскому воеводе Шереметеву, неизвестно чем бы могло кончиться для него это дело. Следствие окончилось благополучно для Феодосия Углицкого и для других настоятелей киевских монастырей, о чем свидетельствует грамота, в которой царь Алексей Михайлович их "милостивым своим словом обрадовать изволил"39.
Брюховецкий погиб от рук своих же козаков, а Мефодий окончил свою жизнь в ссылке в Новоспасском монастыре. Через много лет, когда уже Феодосий Углицкий был архиепископом Черниговским, он имел дело с сыновьями Мефодия, Кириллом и Иоанном Филимоновичами, иноками Киево-Печерского монастыря. Они продали Черниговской кафедре земли в с. Степановке, которыми владел еще их отец40.

Гетманская булава на Левобережной Украине после Ивана Брюховецкого оказалась в руках Демьяна Игнатовича-Многогрешного (1668-1672), а местоблюстителем митрополии опять стал Лазарь Баранович. В 1670-80-е годы он не покидал Чернигов и Новгород-Северский, занимался приведением в порядок епархиальных дел, возобновлением монастырей, открытием типографии и т.д. Помощником в управлении митрополией в Киеве архиепископ Лазарь назначил Феодосия Углицкого.
Мир и стабильность на Левобережной Украине постепенно восстановились в правление гетмана Ивана Самойловича (1672-1687). Он же был инициатором избрания нового Киевского митрополита. Выборы проходили в Киеве в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла 1685 года.
Местоблюститель Лазарь Баранович бойкотировал эти выборы. Как писал гетман в письме царям Ивану и Петру Алексеевичам: "Преосвященный его милость отец архиепископ Черниговский не токмо сам, отговорился слабостию своего здоровья, на сие не поехал обирание, но и никого, как из архимандритов и игуменов, так и из протопопов не послал"41. Было ли плохое здоровье Барановича причиной его неучастия в выборах? Сомнительно. Скорее всего, причиной такого поведения знаменитого Черниговского архиепископа были натянутые отношения с гетманом. Самойлович же заранее указал на претендента в митрополиты (по-сути, единственного), Луцкого епископа Гедеона Святополка-Четвертинского. Они были родственниками: сын Гедеона был женат на дочери Самойловича.



____________________



30 - Орден был основан в 1534 году испанским монахом Игнатием Лойолой (1491-1556), прежде всего, для борьбы с реформацией, а затем и другими конфессиями. Благодаря жесткой дисциплине, тщательному подбору кадров, использования всех методов для достижения цели, орден добился не малых успехов, в том числе, и на Украине. Большое внимание уделялось молодежи, которую охотно обучали в иезуитских коллегиях, и которая впитывала соответствующий дух. В середине 17 века на украинских землях действовало 12 иезуитских коллегий (Зашкільняк Л., Крикун М. Історія Польщі. Львів, 2002. С.159).
*- Богдана Хмельницкого приветствовал также Иерусалимский патриарх Паисий, который в это время находился в Киеве проездом в Москву. Вместе с ним гетман отправил своих послов к российскому царю Алексею Михайловичу с целью установления дипломатических отношений.
**- В Переяславе состоялись переговоры между сторонами, где гетман Богдан Хмельницкий и почти вся старшина высказались за союз с Россией. Письменный договор (статьи) был согласован (не сохранился) в марте того же года в Москве.
31 - Так было сказано о Феодосии Углицком в синодике Киевского Выдубицкого монастыря (Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. Кн.1. С.50; Бородулин Г. Памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в Киевском Выдубицком монастыре // Прибавления к ЧЕИ. 1898. №10. С.409). Известие о благотворительности святителя Феодосия Киевскому братскому монастырю попало и в черниговский круг описательных источников 18 века (Коваленко О., Гейда О. Біля джерел церковно-історичних студій на Чернігівщині // Сіверянський літопис. 1998. №3. С.128).
32 - В литературе высказывалось мнение, что Феодосий Углицкий был перед тем иеромонахом в Батуринском Крупицком монастыре: Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. 1873. Кн.1. С.50). Но это мало вероятно, так как, не имеется ни одного документального свидетельства, кроме дела черниговского дворянского собрания 19 века о роде Хорошкевич. Свидетельство это очень позднее и возникло оно, вероятно, вследствие аберрации Корсуньский - Крупицкий, так как, об игуменстве Феодосия Углицкого в первом из них в деле Хорошкевич не упоминается
***- Старший сын Богдана Хмельницкого Тымиш (Тимофей) умер от смертельной раны в бою под Сучавой в сентябре 1653 года.
33 - Южнорусские летописи, изданные Н.Белозерским. К., 1856. С.29. В летописи пострижение Юрия Хмельницкого записано под 1662 годом, тогда как в действительности оно состоялось в начале 1663 года (Чернігівський літопис / Підготовка до друку, передмова і коментар Ю.Мицика // Сіверянський літопис. 1996. №4. С.122).
34 - 34 - Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII в. М., 1899. С.274.
35 - 35 - Шляпкин И. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С.10.
* - В октябре 1665 года в Москве Иван Брюховецкий подписал, т.н., "Московские статьи" - договор между Гетманщиной и Россией, который, по сравнению с подобными предыдущими договорами, был менее выгоден для Украины.
36 - 36 - Наветы двух враждующих сторон запутали, вероятно, и московскую власть. Далее подозрений оно не шло. Летом 1666 года вместе с Мефодием в Москву прибыл Федосий Углицкий. Он, кажется, не участвовал в заседаниях Московского собора, но и о репрессиях против него нет свидетельств. Считают, что он в это время ездил в Новгород на поклонение святыням и проведать своего брата Семена Углицкого, служившего дьяком при тамошнем воеводе (Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1. С.196).
37 - АЮЗР. СПб., 1872. Т. 7. С.74.
38 - Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн.VI. С.378.
39 - АЮЗР. Т.7. С.120.
40 - Бородулин Г. Письменные памятники о св. Феодосие Углицком, хранящиеся в рукописных книгах Черниговского Троицкого монастыря // Прибавление к ЧЕИ. 1898. №13. С.532-533; 1899. №6. С.210-211. Интересно, что в своей грамоте Феодосий Углицкий покойного епископа Мефодия именовал человеком "блаженной памяти", "святой памяти".
41 - АрЮЗР. Ч.1. Т.5. С.66





<<< 2 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz