Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи




Опубликована книга по материалам этого сайта. Если она Вас интересует, пишите в Гостевую или на эл. адрес

Странички сайта постоянно обновляются, заходите еще!


Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский

2005 г.

Публикуется с разрешения автора, А.Ф. Тарасенко.

Предисловие
Глава 1. Жизнь и деятельность Феодосия Углицкого до прибытия в Чернигов
Глава 2. Феодосий Углицкий - архимандрит Елецкий и архиепископ Черниговский
Глава 3. Почитание и прославление в лике святых Феодосия Углицкого
Глава 4. "В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится"
Заключение

Христианство - религия историков.

Марк Блок. Апология истории.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, известный церковный деятель 17 века, является центральным образом в сонме Черниговских святых.
Почитание его, как святого, началось задолго до официальной канонизации. Сила воздействия его святого образа на умы местного населения такова, что к нему относятся с уважением даже те, кто далек от Церкви и религии. Часто можно услышать рассказы земляков приезжим гостям о том, как в 1986 году святитель Феодосий сохранил Чернигов от "Чернобыля", как ныне черниговский чудотворец хранит жителей от бед и напастей, как в сложные, критические моменты жизни он приходит на помощь людям.  Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский
Все это безусловная правда, так как образ святого Феодосия Углицкого сакрализовался на черниговской земле, а значит вошел в душу и сознание многих людей, стал неотъемлемой частью их самих. Поэтому и ощущается помощь святителя, что он реально присутствует в жизни верующих, он всегда рядом. Ощущение близости возникает от постоянной молитвенной связи с ним. Святителю Феодосию всегда усердно молились и молятся православные христиане, прежде всего на черниговской земле. В молитвенном постоянстве кроется его любовь к живущим людям и любовь верующих к нему.
При устойчивом почитании образа Феодосия Углицкого, его земной путь для многих современников остается неизвестным. На протяжении Советского времени дореволюционные издания его жизнеописания стали редкостью. В последние два десятилетия религиозной свободы печатались лишь акафисты святителю Феодосию с коротким жизнеописанием, скомпонованным из старых брошюр. Более-менее полная биография с описанием чудес (составленная также в дореволюционные времена) была напечатана (как дополнение) в репринтном издании "Жития святых" Филарета (Гумилевского)1.
Таким образом, есть потребность в составлении нового жизнеописания Феодосия Углицкого, хотя бы и на основе известных, но ныне малодоступных, описаний, не повторяя все эти повести без разбора, без поверки, что, по мнению того же Филарета (Гумилевского), "грешно пред чистой совестью и стыдно пред просвещенным умом", а как можно тщательнее сверив их с историческими источниками. В этом состоит цель автора данной книги.

* * * * *

Появление первых биографических сведений о Феодосии Углицком связано с реализацией в конце 18 - начале 19 веков правительственных и синодальных программ по сбору в Российской империи материалов для составления истории Русской Церкви. Сведения эти были общего характера.
В 19 - в начале 20 века российская церковная историография накопила огромный фактический материал по истории Российской и Украинской Церквей 17 века. Были составлены биографические очерки видных церковных деятелей. Что же касается Феодосия Углицкого, то его личность не особенно интересовала историков-профессионалов. Интерес к нему проявился в провинции (как, впрочем, часто бывает в подобных случаях), в Чернигове, где он прожил последние годы своей земной жизни, и где покоились его святые мощи. Именно местные краеведы сделали больший вклад в изучении биографии святителя Феодосия Углицкого.
В 1840-50-е годы в Черниговских губернских ведомостях был опубликован ряд документов из местной истории 17 века, появилось несколько биографических заметок, в том числе и о Феодосии Углицком2. Интерес к его личности постоянно подогревался вследствие распространявшейся молвы об исцелениях у гроба с мощами в пещере-усыпальнице в Борисоглебском собором.
Первая короткая научная биография святителя Феодосия была написана известным церковным историком и Черниговским архиепископом Филаретом (Гумилевским) (1802-1866)3. На основе опубликованных источников и документального материала, хранившегося в библиотеке Черниговского архиерейского дома, он осветил основные вехи жизни Феодосия Углицкого, попробовал разобраться в запутанных моментах его биографии, как, например, место рождения, время хиротонии и др.
Церковно-исторические изыскания архиепископа Филарета в Чернигове определили пути дальнейшего изучения местной церковной старины. Во второй половине 19 века на этой ниве трудились более дюжины черниговских краеведов. Не ослабевал интерес и к личности Феодосия Углицкого. Уже 1868 году в Черниговских епархиальных известиях был напечатан биографический очерк о нем, написанный любителем старины и краеведом Александром Ханенко4. Представитель известного украинского старшинского рода, он всю жизнь собирал материал о черниговском чудотворце. В 1871 году в том же епархиальном журнале А. Ханенко вновь напечатал свой очерк о Феодосии Углицком, дополнив его новыми материалами. То же самое, с прибавлением описания чудес у гроба Феодосия Углицкого, было еще раз напечатано в 1878 году. По объему очерк А. Ханенко превосходит очерк Филарета (Гумилевского), но новой информации в нем мало.
В 1890-х годах, в преддверии канонизации Феодосия Углицкого и в ближайшие годы после нее, появилось ряд статей и брошюр о его жизни. Авторы Т. Стефановский, М. Доброгаев, А. Ефимов, Ф. Васютинский и др. в общих чертах повторяли уже известные факты биографии Феодосия Углицкого. Все публикации носят, конечно, описательный характер и многие ошибки, неточности перекочевывали из публикации в публикацию.
Одним из самых вдумчивых биографов Феодосия Углицкого был Григорий Бородулин.
Воспитанник Черниговской духовной семинарии и выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, он в конце 19 века опубликовал несколько интереснейших статей, в которых коснулся некоторых эпизодов биографии святителя Феодосия: времени и места его рождения, даты смерти, времени хиротонии и др.5 Публикации Г. Бородулина лишены отвлеченной риторики, они конкретно-историчны. И хотя ему не удалось ответить на все вопросы и не со всеми его выводами можно теперь соглашаться, именно он очертил круг спорных моментов, так сказать, внешней биографии Феодосия Углицкого.
Из капитальных работ по истории Украины 17 века и, в частности, церковной жизни этого периода, в которых содержится информация, касающаяся Феодосия Углицкого, назовем, прежде всего, работы В. Эйнгорна и К. Харламповича6.
С установлением Советской власти изучение биографии Феодосия Углицкого совершенно прекратилось. Однако, когда в начале 1920-х годов антицерковная кампания захлестнула и Чернигов, тут стали появляться публикации антирелигиозного содержания. Одну из них нужно выделить особо. Это книжечка известного историка В. Дубровского "Життя й діла Феодосія Углицького-Полоницького", изданная в 1925 году и переизданная в 1930 году7. Она носит ярко выраженный антирелигиозный характер. Автор не только язвительно пишет о святителе Феодосии, но и приветствует кощунства советских властей по отношению к христианским святыням. С особым удовольствием он описывает освидетельствование мощей святителя Феодосия. В. Дубровский с пренебрежением упоминает таких известных краеведов и историков, как архиепископ Филарет (Гумилевский), П. Добровольский.
Содержание книги очевидно тенденциозное, а значит выводы ее неверные, упрощенные. Умозаключения автора существуют в полной независимости от истинного смысла исторических источников.
Впоследствии В. Дубровский сделал попытку самооправдания за "литературные подвиги" своей молодости. В эмиграции (выехал за границу во время оккупации), он написал воспоминания, в которых рассказывает, в частности, о приезде в 1924 году в Чернигов М. Грушевского8. В этом сюжете В. Дубровский и поместил запоздалый комментарий своей антирелигиозной литературной акции. Он утверждает, что его книга не направлена против религии и Церкви как таковой, а имеет антироссийское направление, так как, в ней, якобы, раскрыта "шпигунська безчесна діяльність представника московської окупації й насильства над Українською Православною Церквою". А цензоры "Укрліта", дескать, этого не поняли, и пропустили книгу в печать9.
В советские времена "Журнал Московской Патриархии" опубликовал небольшую статью про святителя Феодосия Углицкого, которая представляет собой выжимку из дореволюционных изданий10. Такими же являются публикации в местных черниговских газетах, появившиеся в юбилейном 1996 году11. Исторические источники, относящиеся к жизни и деятельности Феодосия Углицкого, появились еще в 1850-е годы на страницах Черниговских губернских ведомостей. Большая часть копий или оригиналов хранилась тогда в библиотеке Черниговского архиерейского дома. Исторические источники по церковной жизни Черниговской епархии постоянно публиковались в "Черниговских епархиальных известиях"12. Подборка материалов для жизнеописания святителя Феодосия была напечатана в одном из выпусков "Трудов" Черниговской губернской архивной комиссии13. Многие документы, прямо или косвенно относящиеся к личности Феодосия Углицкого, помещены в первой части "Архива Юго-Западной России"14.
Большая часть документального материала, относящегося к Феодосию Углицкому, была опубликована или переиздана в Чернигове на рубеже 19-20 веков. Эта заслуга принадлежит, прежде всего, черниговским историкам и краеведам Г. Бородулину, П. Добровольскому, М. Доброгаеву, свящ. К. Карпинскому и др.
Общее же количество исторических источников, отображающих жизнь и деятельность Феодосия Углицкого, остается незначительным. Недостаток источников не позволяет в одинаковой степени осветить разные периоды его жизни. Поэтому, при составлении жизнеописания Феодосия Углицкого неизбежна эпизодичность.
Другой особенностью источниковой базы является значительная односторонность ее информационного потенциала. Большую часть известных источников представляют официальные документы (ставленные грамоты, указы, универсалы) и лишь малую толику составляют описательные (нарративные) источники, и уж совсем мало сохранилось источников личного характера, как, например, частная переписка. Это затрудняет исследователю проникнуть во внутреннюю жизнь святителя Феодосия. Его духовные переживания почти полностью скрыты от нас. Образ святого приходится собирать по крупицам, часто обобщая косвенные свидетельства.
В данном очерке использованы уже известные материалы, за исключением тех, которые относятся к событиям Советского времени - многие из них впервые введены в оборот. Книга является биографическим очерком и, как подобает очерку, носит описательный характер.
Все даты (до начала 1918 года) подаются по старому стилю.
Отметим, что в 17 веке календарный год в Украине начинался с 1 января, а в России с 1 сентября. Отсюда, существовала и до сих пор существует путаница в датировке исторических источников и, соответственно, самих событий.
До конца 18 века в украинских документах и печатной литературе фамилии монахов писались без скобок. С 19 века укрепилась традиция фамилии духовенства монашеского чина и просто монахов помещать в скобки.
В данной книге сохранена историческая традиция: фамилии людей, живших до 19 века (кто бы они ни были), будут писаться без скобок, тогда как приобретенные именования, например, по месту службы - в скобках (Дмитрий Туптало (Ростовский), Иоасаф Горленко (Белгородский) и т.д.). Фамилии монахов, живших в 19-20 веках, помещены в круглые скобки.
В тексте встречаются такие исторические термины, как Украина, Гетманщина, Малороссия, Войско Запорожское. Первое из них обозначает все украинские этнические земли.
Гетманщиной в литературе принято называть Левобережную Украину, где с 1670-х годов закрепилась гетманская власть над 10 административно-территориальными и войсковыми единицами - полками: Стародубским, Черниговским, Нежинским, Киевским, Прилуцким, Гадяцким, Лубенским, Миргородским, Полтавским, Переяславским. Эта же часть Украины в дальнейшем называлась Малороссией. Название Войско Запорожское первоначально употреблялось для обозначения непосредственно общества (Коша) запорожских козаков, а во второй половине 17 века украинские гетманы, контролирующие ту или иную часть Украины, сохранили эту титулатура за собой. То есть, фактически, Войском Запорожским называлась контролируемая ими территория. Одно содержание имеют такие понятия, как Украинская Церковь и Малороссийская Церковь. Слово козак пишется согласно исторической (украинской) орфографии. В цитаты из источников иногда вставлены слова для восстановления в них логического смысла. Эти слова с инициалами автора "А.Т." взяты в квадратные скобки.
Выражаю глубокую благодарность всем, кто способствовал в написании книги, и отдельно - настоятельнице Черниговского Елецкого Свято-Успенского монастыря, игуменьи Амвросии (Иваненко), за помощь в ее издании.

Глава 1

Жизнь и деятельность Феодосия Углицкого до прибытия в Чернигов

Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.

Пс. 36, 18.


Период жизни Феодосия Углицкого от рождения до прибытия в Чернигов в 1688 году меньше всего представлен историческими источниками. Сохранились скудные, отрывочные сведения о его происхождении, обучении, служении в должности настоятеля Корсуньского Онуфриевского монастыря и Киевского Михайловского Выдубицкого монастыря. Неизвестны дата и место рождения святителя Феодосия. По этому поводу авторы биографических очерков строили различные предположения, высказывали догадки, иногда совершенно необоснованные.
Естественный для жизнеописания вопрос о месте и дате рождения человека не может быть решен положительно до тех пор, пока не найдены документальные материалы в подтверждение той или иной версии. За неимением таковых, рассмотрим и сопоставим уже известные версии и, таким образом, попытаемся установить только приблизительную дату рождения святителя Феодосия и вероятное месторасположение родового гнезда Углицких.
Первые биографы Феодосия Углицкого предполагали, что он родился в начале 17 в.15.
Это мнение основывалось на строке из вирша над гробницей святителя Феодосия: "В мале зде [в Чернигове - А.Т.] поживе, исполн лета многа". Здесь "лета многа" истолковано так, что Феодосий к моменту своей смерти в 1696 году был уже очень стар и, стало быть, родился в начале 17 века. С этим мнением не соглашался Г. Бородулин. Он указал на тот факт, что в 1693 году была еще жива его мать, которая приезжала в Чернигов на свадьбу к внуку Василию Полоницкому, племяннику архиепископа Феодосия16. Соответственно, ей в таком случае должно было быть более ста лет. Биограф опровергал и предположение, согласно которому Феодосий Углицкий родился 1640-е годы17. Его аргументы строились на простых арифметических расчетах. Если принимать во внимание, что в начале 1650-х годов Феодосий учился в Киево-Могилянской коллегии, то нужно отнять 5-6 лет обучения в ней, и еще 12-15 лет - возраст, в котором обычно поступали в коллегию. Отсюда историк делал вывод, что Феодосий Углицкий родился в первой половине 1630-х годов. С этим мнением можно согласиться, но с оговоркой. Не имея точных данных о времени обучения святителя Феодосия в Киево-Могилянской коллегии, и не зная, окончил ли он полный курс этого учебного заведения, его рождение можно отнести и к середине 1630-х годов и даже ко второй их половине.
Вопрос о месте рождения святителя Феодосия также приходится решать, используя косвенные свидетельства. Известно, что он учился, а затем некоторое время трудился в Киеве. В своих письмах Феодосий Углицкий упоминал о родственниках, проживавших в Киеве. Под актом избрания в гетманы Ивана Мазепы подписался киевский протоиерей Иоанн Углицкий, вероятно, брат Феодосия18. Эти отрывочные сведения будут недостаточными, чтобы называть Киев местом родового гнезда семейства Углицких и утверждать, что именно здесь родился будущий великий черниговский святитель. Для этого нужны более твердые доказательства.
Ошибочным является мнение, согласно которому Феодосий Углицкий родился в с. Семешково на Стародубщине или в Чернигове. Оно основано на неправильном прочтении одного документа19. Необоснованным нужно считать и предположение, что он мог происходить из российского города Углича. Версия эта выросла из мнимого созвучия слов Углицкий и Углич*.
Были и другие, более успешные, попытки связать фамилию святителя Феодосия с местом его рождения. Так в декабре 1900 года в Подольских епархиальных ведомостях появилась заметка "Перенесение иконы св. Феодосия Углицкого из г. Хмельника в часовню с. Углы Литинского уезда", где якобы и родился будущий черниговский чудотворец20. Эта версия не имеет документального подтверждения, но заслуживает внимания вследствие географической близости с. Углы к другому населенному пункту, который упоминается в письме святителя Феодосия к племяннику Василию Полоницкому: "З Уланова еще ничего не бывало, але о том мало фрасуйтеся [беспокойтесь - А.Т.]"21.
Местечко Уланов (в 19 веке находилось в Литинском уезде Подольской губернии) отстоит в 25 км. от с. Углы и в 22 км. от Хмельника**. Версию с Улановым рассматривали, как вероятную, почти все биографы святителя Феодосия. Г. Бородулин справедливо замечал, что единственного документального упоминания не достаточно для окончательного разрешения этого вопроса22.
Сегодня можно соглашаться, так сказать, с компромиссным вариантом, предложенным также еще в 19 веке. Его смысл сводиться к тому, чтобы признать Феодосия Углицкого выходцем с Правобережной Украины. Действительно, вся его жизнь до приезда в Чернигов прошла на Правобережной Украине. Будучи архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и Черниговским архиереем он способствовал переселению крестьянских семей с Правобережья в пределы Черниговской епархии, что свидетельствует о постоянной его связи с этим регионом Украины.
Таким образом, Феодосий Углицкий родился на Правобережной Украине (если брать во внимание версию "Уланов - Углы") в Подольском воеводстве Речи Посполитой23.
В литературе высказывалось мнение, что предки святителя Феодосия переселились в м. Уланов из Валахии24. Основанием этому послужила строка из письма Лазаря Барановича к Киево-Печерскому архимандриту Иннокентию Гизелю. Архиепископ Лазарь упоминает некоего "wlocha", находящегося, как видно, в конфликте с Гизелем25. Из контекста переписки Барановича первой половины 1670-х годов очень вероятно, что в данном случае имелся в виду Феодосий Углицкий, в то время игумен Киевского Выдубицкого монастыря. Молдавское или волошское происхождение Феодосия Углицкого пока ничем не подтверждается, хотя оно и не исключается. На Правобережной Украине, в частности, в Подолии проживало много выходцев из Румынских княжеств. Культурные и церковные украинско-молдавские связи в 17 веке были достаточно тесными. Они особенно усилились в 1630-40-х годах во время управления Киевской митрополией Петром Могилой, который, как известно, сам был молдаванином26.
В литературе укрепилось мнение, что Феодосий Углицкий происходил из священнической семьи, а его родителей звали Никита и Мария. Имена эти определялись по записям в синодиках Киевского Выдубицкого монастыря, Черниговского архиерейского дома, Черниговского Елецкого монастыря, Любецкого Антониевского монастыря, где они записаны на первом месте в поминальном списке родственников святителя Феодосия. Но этот факт не может восприниматься безоговорочно в пользу распространенного мнения. Синодики дошли до нас в списках первой четверти 18 века. Имена вписывались часто без соблюдения хронологии и указания времени жизни поминаемого.
Трудно поверить, что святитель Феодосий, внимательный и заботливый по отношению к своим родственникам, не помнил имен своих прародителей.
Имена Никиты и Марии вполне могут быть именами его бабушки и дедушки или даже ранних его предков. Отметим, что имя сестры святителя Феодосия - Магдалины, матери Василия Полоницкого, записано в синодике на 22 месте(!)27.
Вопрос о родителях Феодосия Углицкого связан с его социальным происхождением. В Выдубицком синодике Никита, которого считают отцом Феодосия, назван иереем. На основании этого биографы делали заключение, что семья Углицких принадлежали к духовному сословию. В тоже время известно, что святитель Феодосий имел герб, а значит, был шляхтичем. На старинном его портрете, хранившимся до революции в Воскресенской церкви местечка Седнев под Черниговом, изображен герб - на щите парящий Святой Дух. Святитель Феодосий
Известен и другой вариант герба святителя Феодосия, представляющий собой окрыленное сердце, вокруг которого архиерейские регалии и инициалы: Ф.У.Б.М.П.А.Ч.Н-С (Феодосий Углицкий, Божией милостью, православный архиепископ Черниговский и Новгород-Северский). На епархиальной печати того времени также изображен герб святителя Феодосия, только тут сердце не окрыленное, а пронизанное крестообразно двумя стрелами28.
Не известно, был ли святитель Феодосий потомственным шляхтичем или получил шляхетство лично. Биографы называют его отца приходским священником. Это почти исключает возможность принадлежности семьи Углицких к шляхетскому сословию. В Речи Посполитой православное духовенство шляхетского происхождения встречалось, но обычно высшего уровня - архиереи, настоятели монастырей. Возникает вопрос, когда же Феодосий Углицкий был причислен к шляхетскому званию и получил герб. Известно, что Польский король Ян Казимир в период похода польского войска на Украину в 1663-1664 годах старался привлечь на свою сторону многих украинских деятелей, даруя им шляхетство. Возможно, среди них был и Феодосий Углицкий. Например, муж его сестры - Евстафий Полоницкий - получил шляхетство именно в 1663 году, что дало право его потомкам уже в конце 18 века быть причисленным к потомственным, благородным родам российского дворянства с внесением в шестую часть родословной книги29.



____________________


1 - Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых Православной Церковью. М., 2000. Февраль. С.51-247.
2 - Публикации на эту тематику см.: Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в "Черниговских губернских ведомостях" за 1838 - 1906 гг. // Труды ЧГАК. Чернигов, 1908. Вып.7. Отд.2. С.1-142.
3 - Филарет (Гумилевский). ИСОЧЕ. Чернигов, 1873. Кн.1. С.49-63. Свои историко-статистические очерки из прошлого Черниговской епархии Филарет (Гумилевский) публиковал в основанных им же самим Черниговских епархиальных известиях. Смерть архиепископа в 1866 году не позволила ему самому закончить издание своего описания епархии. Подготовленные им материалы были напечатаны редакцией Черниговских епархиальных известий в 1866-1872 годах, а затем появилось отдельное издание в семи томах, к сожалению, очень низкого качества.
4 - Ханенко А. Святитель Феодосий Углицкий. Историко-биографический очерк // Прибавление к ЧЕИ. 1868. №11. С.516-534; №12. С.551-577.
5 - Бородулин Г. Вопрос о месте родины святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // ЧЕИ. 1896. №23. С.808-815; Его же. Заметка о времени рождения святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавления к ЧЕИ. 1897. №3. С.107-110; Его же. О времени наречения и хиротонии св. Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1897. №7. С. 264-270 и др.
6 - Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII в. М., 1899; Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1.
7 - Дубровский В. Життя й діла Феодосія Углицького (Полоницького). Харків: Держ. вид. Укр, 1930. -190 с. Употребление В.Дубровским сдвоенной фамилии святителя Феодосия нужно считать недоразумением. Фамилия Полоницкий прямого отношения к черниговскому чудотворцу не имеет. Это была фамилия его шурина и, соответственно, его племянника, которого он опекал в Чернигове.
8 - Дубровский В. М.С.Грушевский у Чернігові (Сторінка з спогодів) // Календарь-альманах "Відродження". Буенос-Айрес, 1961. С.99-119.
9 - Там же. С.117. Рассказ о книге не случайно соединен с воспоминаниями о М.Грушевском. Дубровский пытался подкрепить свою, якобы, осознанную цель авторитетом известного историка, который, узнав, что книга антироссийская, по словам того же Дубровского, воскликнул одобрительно.
10 - Иоанн, иеромонах. Святитель Феодосий Черниговский. К 60-летию открытия святых мощей // Журнал Московской Патриархии. 1956. №3. С.37-41.
11 - Напр.: Сапон В. Небесний заступник Чернігова // Деснянська правда. 1996. №22; Молочко Я. Юбілей небесного покровителя землі Чернігівської // Гарт. 1996. №40.
12 - Карпинский К. Указатель статей по археологии, истории и этнографии, помещенных в "Черниговских епархиальных известиях" за 1861-1905 годы // Труды ЧГАК. Чернигов, 1905. Вып.6. Отд.2. С.159-209; Тарасенко О.Ф. Періодичні видання Чернігівської єпархії: "Прибавление к Черниговским епархиальным известиям" (1906-1911), "Вера и Жизнь" (1912-1917). Бібліографічний покажчик. Чернігів, 2003.
13 - Материалы для жизнеописания святителя Феодосия, Черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. 1897-1898. (Издание второе). Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.3-44.
14 - Архив Юго-Западной России, издаваемый временною коммиссиею для разбора древних актов. К.,1872. Ч.1. Т.5. 172+488 с.
15 - Тулуб А. Краткое жизнеописание Святителя Феодосия Углицкого // ЧГВ. 1851. №48. Часть неоф.
16 - Бородулин Г. Заметка о времени рождения святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1897. №3. С.107-110. Святитель Феодосий писал: "Чекаемо миле все на ваш щасливый приезд, чекает бабуся з Киева приехавши, чекает и матка ваша" (Труды ЧГАК. Вып.1. Чернигов, 1914. Отд.2. С.29). Это могла быть "бабуся" со стороны отца - Евстафия Полоницкого. Но аргумент Г.Бородулина и в этом случае остается сильным.
17 - В-ский А. Святитель и чудотворец Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский // Прибавление к ЧЕИ. 1896. №20. С.85-86.
18 - Маркевич Н. История Малороссии. М., 1842. Т.3. С.324. В новом издании Коломацких статей протопоп киевский Иоанн, поставивший свою подпись под ними, назван Вилицким (Універсали Івана Мазепи. 1687-1709. Київ-Львів, 2002. С.62). Но в Выдубицком монастыре среди древней утвари находилась серебренная кружка с надписью на дне: "Ioan Uhlicky" (Бородулин Г. Памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в Киевском Выдубицком монастыре // Прибавления к ЧЕИ. 1898. №10. С.406).
19- Опровержение см.: Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн.1. С.50; Бородулин Г. Вопрос о месте родины святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавления к ЧЕИ. 1896. №23. С.811-812.
*- Абсурдность этого мнения стала понятна уже в середине 19 века, но и теперь еще появляются публикации, где Феодосий Углицкий назван Угличским.
20 - К вопросу о месте родины святителя Феодосия Углицкого // Прибавление к ЧЕИ. 1901. №2. С.51-52.
21 - Материалы для жизнеописания святителя Феодосия Черниговского чудотворца // Труды ЧГАК. Вып. 1. Чернигов, 1914. Отд. 2. С.30.
** - Ныне Уланов в Хмельницком районе, Винницкой области
22 - Бородулин Г. Вопрос о месте родины святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавления к ЧЕИ. 1896. №23. С.813-814.
23 - Речь (Жеч) Посполита (польс. Rzeczpospolita - республика) была огромным по территории, материальным и людским ресурсам государством. Оно образовалось в 1569 г. в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского, и существовало до 1795 года. Местность, о которой идет речь, находилась на стыке трех воеводств - Подольского, Брацлавского, Киевского. Она была предметом территориальных споров и, возможно, не имела четкого разграничения (Крикун Н. Административно-территориальное устройство Правобережной Украины в XV-XVIII вв. Границы воеводств в свете источников. К., 1992. С.17).
24- Ханенко А. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и Новгородсеверский // Прибавление к ЧЕИ. 1878. №13. С.188.
25 - Письма преосвященного Лазаря Барановича. Чернигов, 1865. С.195. Волохами называли выходцев с Валахии, Молдавии, а также итальянцев.
26 - Жуковський А. Петро Могила й питання єдності церков. К., 1997.
27 - "Помяни Господи рабов своих Никиту, Марию, Патапия, Созонтия, Созонтия, Домникию, Михаила, Герасима, Григория, Евдокию, Евдокию, Евдокию, Петра, Февронию, Анну, Агафию, Параскевию, Иоана, Иоана, Иоана, Евстафия, Магдалину, Василия, Василия, Исакия, Стефана, Феодора, Сергия, Феодосию" (Синодик Любецкого Антониевского монастыря / факсимиле. Чернигов, 1902. л. 22 об). Поминальный список рода Феодосия Углицкого в синодике Выдубицкого монастыря такой: "Помяни Господи рабов своих иерея Никиту, Марию, Патапия, Созонта, Домнику, Михаила, Герасима, Григория, Евдокию (2-жды), Петра, Февронию, Агафию, Василия, Параскеву, Анну (2-жды), Иоанна (2-жды), Еврокию, Филона, Анну (2-жды), иерея Евстафия, Исаакия, иерея Иоанна, Палагею, Феодора, иеромонахов Прохора, Иоанникия, иереев Николая, Дометиана, Екатерину, Фому, Магдалину, Стефана, Тихона, Нестора, Марию, Анастасию, Христофора, Меланию, Иоакима, Феодора (2-жды), Анну, Екатерину, Иоанна" (Бородулин Г. Памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в Киевском Выдубицком монастыре // Прибавления к ЧЕИ. 1898. №10. С.411-412).
28 - По мнению сфрагиста И.Сытого, такая гербовая эмблема свидетельствует в пользу украинского происхождения покровителя Чернигова, так как, специалисты видят в ней черты самобытной украинской геральдики (Ситий І. Церковна старовина. Чернігів, 2001. С.40). Сердце и скрещенные предметы в геральдической символике чаще всего символизируют такие добродетели, как верность, любовь.
29 - Милорадович Г. Родословная книга Черниговского дворянства. СПб., 1901. Т.2. Ч.6. С.165; Модзалевский В. Малороссийский родословник. К., 1914. Т.4. С.172-178. Герб Полоницких являет собой две стрелы и меч скрещены в звезду остриями вверх на красном поле (Лукомский В.К., Модзалевский В.Л. Малороссийский гербовник. К., 1993. С.139, LVIII).





<<< 1 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова





Хостинг от uCoz