Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи


Опубликована книга по материалам этого сайта. Если она Вас интересует, пишите в Гостевую или на эл. адрес

Странички сайта постоянно обновляются, заходите еще!


Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (продолжение).


Епископ Пахомий просил Черниговский губисполком сообщить Совету народных комиссаров о чаяниях черниговцев вернуть себе мощи святителя Феодосия. Но разжалобить "народную" Советскую власть воззванием, чтобы она проявила чуткостью к народным требованием, оказалось невозможно.
Секретарь Черниговского губкома КП(б)У Одинцов и исполняющий обязанности председателя губкома Филатов в направили телеграмму в ЦК КП(б)У, СНК УССР, СНК РСФСР и лично В.Ленину, давая отчет и спрашивая следующих указаний в сложившейся конфузной ситуации. Экстренно была создана новая комиссия из столичных экспертов.
В марте 1921 года к местным врачам-экспертам присоединились проф. Московского Лефортовского морга Семеновский, проф. патологичной анатомии Титов, проф. археологии Макаренко, проф. химии Прилежаев.
Обновленная группа экспертов опять осмотрела мощи святителя Феодосия и практически ничего нового не сказала. В ее выводах, по сравнению с заключением первой комиссии, добавились лишь несколько слов, которые не меняли сути: "Труп Феодосия Черниговского естественно-мумифицированный и находится в процессе медленного тления".
Кощунства власти в отношении Церкви не ограничились репрессиями против церковнослужителей и вскрытием мощей. Начался грабеж церквей и монастырей. Под агиткой помощи голодающим Поволжья из храмов извлекались и уничтожались предметы церковной утвари, в том числе и те, которые представляли исключительную историческую ценность. На Черниговщине процесс изъятия приобрел ужасающие размеры и формы. Местные власти, как будто, хотели превзойти все остальные регионы в своем варварстве, уничтожали все подряд, не обращая внимания ни на скорбь верующих, ни на протесты местных историков, деятелей культуры. Хруст ломающихся на Черниговщине колоколов, крестов, потиров, окладов и пр. слышен был далеко за ее пределами. "Слава" рьяных черниговских "помощников" голодающим долетела и до Украинской Академии Наук в Киеве.
8 апреля 1922 года непременный ее секретарь А.Крымский обратился к председателю Черниговского губисполкома с протестом: "Всеукраинская Академия наук решительно протестует против незаконного отстранения представителей Губмузея от работы Комиссии по изъятию ценностей. Академия признает совершенно недопустимым, чтобы такие памятники, как серебряные браслеты великокняжеской эпохи, или Евангелие Дунина-Борковского, или другие предметы, представлявшие исключительную научную ценность, забирались как металлический лом, и увозились из Чернигова. Всеукраинская Академия Наук посылает мотивированный протест в центр, согласно декретов которого Академия обязана стоять на страже научных интересов Украины"176.
Но ни в центре, ни на местах не обращали внимания на подобные протесты. Предметы старины, люди, хранящие память ушедшей эпохи, все это для большевистской власти было только "ломом", предназначенным к уничтожению.
Варварство власти по отношению к храмам Божиим, естественно вызывало у верующих протест, который еще больше подогревал аппетит хищников. Пастырь добрый и рассудительный, Черниговский епископ Пахомий (Кедров) обращался к властям с мудрым предложением путей, которые могли бы утолить голод и физический, и духовный. В своем докладе в Черниговский губисполком 14 апреля 1922 года он писал: "Жгучим вопросом переживаемого момента является отыскание средств и способов помощи голодающим. Одним из таких способов помощи голодающим является изъятие религиозного рада ценностей, хранящихся доселе в православных храмах Черниговщины. Эти изымаемые ценности - предметы церковной утвари, будучи реализованы центральным комитетом помощи голодающим, несомненно, насытят сотни и тысячи людей до крайности нуждающихся в физическом питании. Но вот беда: с изъятием различных церковных ценностей, дорогих верующим по трогательным воспоминаниям, хранящимся в душе еще от раннего детства, возникает духовный голод, скорбь об изымаемых ценностях, часто бесконечно дорогих верующим гражданам Черниговщины по соединенным с ними воспоминаниями"177.
Владыка Пахомий, видя, что не в силах остановить разграбление церквей в епархии, просил малого, но дорогого для верующих - возвращения им мощей святителя Феодосия. "Есть ли в распоряжении власти средства хотя к частичному удовлетворению нарождающегося духовного голода? Да, есть. Ввиду возникшей крайности, Православная Церковь щедро жертвует по всей Черниговщине своими ценностями. По моему глубокому убеждению, было бы делом глубокой справедливости, если бы государственная Советская власть на Черниговщине в лице местного губисполкома пожертвовала одной - в ее глазах имеющей лишь археологическое значение - ценностью, изъятой ею на Черниговщине у верующих год тому назад - мощами святителя Феодосия, находящимися теперь в одном из советских музеев г. Чернигова. Это - и религиозная, и национальная реликвия всей Черниговщины. Возвращение ее в Спасо-Преображенский кафедральный собор к празднику Пасхи сего года, по глубокому моему убеждению, повсюду на Черниговщине внесет сильное и прочное успокоение в сердцах верующих, скорбящих об изымаемых ценностях, и в очень большой степени утолит тот духовный голод, который возникает в их душах в следствие изъятия сих ценностей"178 .
Конечно, изъятые мощи ничем не могли помочь власти в деле насыщения голодающих, но и возвращать их верующим она не думала. На обращение черниговского пастыря не реагировали. Буквально через неделю владыка Пахомий вновь обращался в губисполком: "В дополнение к моему докладу от 14 апреля сего года о желательности возвращения в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Чернигова изъятых в 1921 году у православной соборной общины в г. Чернигове мощей святителя Феодосия для успокоения религиозного чувства верующих всей Черниговщины, которая затрагивается изыманием предметов церковной утвари в пользу голодающих, долг имею сообщить следующие.
Насколько мне известно из местных бесед с верующими и из сообщений с мест, самый факт освидетельствования мощей святителя Феодосия, имевший место 18 февраля 1921 года, не смущает религиозно настроенных насельников Черниговщины, как факт, ставший теперь обычным. Крайне смутил и теперь смущает верующих другой факт - помещение сих мощей в неприспособленном для сего здании вблизи собора".

Указывая на известный, конечно, всем факт продолжавшегося кощунства, архиерей далее призывает власть быть последовательной и исполнить данное ею же обещание: "Как было объявлено при самом изъятии мощей, помещение их в этом здании было временным и рассматривалось лишь как способ демонстрирования мощей для желающих их видеть открытыми. И с этим фактом, как временным мирилось религиозное чувство верующих".
Факт демонстрирования мощей оказался по существу временным. Известно, что сразу по выставлению на показ мощей святителя Феодосия, были желающие на них взглянуть. Но скоро импровизированный "выставочный зал" опустел. Антирелигиозная акция провалилась. И епископ Пахомий в своем послании намекал власти на этот ее провал, предлагая простой способ его устранения, т.е., возвращение мощей христианам: "Как будет понято верующим народом это возвращение мощей в православный храм. Как исполнение обещаний относительно сего возвращения многократно даваемых высшими представителями местной Советской власти в ответ на многочисленные ходатайства о сем возвращении верующих граждан г. Чернигова (в том числе целого ряда рабочих организаций) и многих других городов и сел Черниговщины. Оно прекратит то глубокое тяжелое чувство, которое вызвала в верующих эта, продолжавшаяся уже слишком год, демонстрация мощей в музее".
В своем обращении владыка Пахомий также указывал на подобные случаи в других регионах, проявляя хорошую осведомленность: "Очевидно в целях предотвращения этого смущения верующих почти всюду после освидетельствования мощей, таковые тотчас возвращались религиозным общинам. Так было в Новгороде, во Пскове, в Воронеже в 1920 г. Так было в Иркутске уже в 1921 г. (почти одновременно с Черниговом)".
Епископ Пахомий пытался внушить губернским властям, что он выражает настроение большинства населения Черниговщины. "Православный человек - писал владыка - смотрит с благоговением на телесные останки всякого христианина и вид обнаженного тела, или хотя бы костей, крайне его смущают. Вот почему посильное участие в ходатайстве о водворение мощей в храме всякий православный гражданин Черниговщины почитает своим святым долгом, а действительные водворение их в храм примет с чувством самой глубокой признательности Рабоче-Крестьянской Советской власти. И эта признательность будет тем сильнее и глубже, чем менее эта Советская власть, как вневероисповедная и интернациональная, согласно декретам обязана считаться с религиозными настроениями верующего народа".
Епископ Пахомий обращал внимание местных властей на факт сохранения в неприкосновенности мощей святых угодников Киево-Печерских и, тем самым, указывал на рассудительность в этом вопросе центральной Киевской власти. "Община Спасо-Преображенского православного собора - писал владыка - примет останки святителя не для устройства каких-либо новых торжеств в честь его, вовсе не предусмотренных церковными уставами, а лишь для бережного хранения сих останков, обременяющих теперь Правительственную власть. Тогда искоренится всякий предлог к укоризнам на местные органы этой власти, которые теперь нередко возводятся на них верующими, хорошо знающими, что в таких крупных культурных центрах, как Киев, местная Советская власть щадит религиозное чувство верующих и вовсе не касается тех многочисленных телесных остатков святых, которые находятся в храмах и монастырях этой матери городов русских.
По моему глубокому убеждению, возвращение в храм мощей святителя Феодосия будет в очень сильной степени способствовать укреплению доверия верующих народных масс к Рабоче-Крестьянскому Правительству, как чутко прислушивающемуся к желаниям верующего народа и исполняющему эти желания, не взирая на формальные к сему препятствия"
179.
Однако, ни на Пасху 1922 года, ни в последующие годы христиане древнего Чернигова так и не испытали радость от возвращения мощей своего покровителя. Против епископа Пахомия, священников С. Яковенко, Н. Воскресенского, А. Короткевича, Л. Терлецкого в мае 1922 года было возбуждено уголовное дело с обвинением в контрреволюции. В ноябре того же года владыку Пахомия приговорили к высылки из Чернигова.
Не облаченные мощи святителя Феодосия поместили как экспонат в этнографическом музее. Находились ротозеи поглазеть на это кощунство. Но скоро выставочный зал опустел. Власть должна была что-то предпринимать. Решили отправить мощи Феодосия Углицкого в Москву. Там они также выставлялись на всеобщее обозрение. Но и в Москве интерес к таким выставкам был невелик. В конце 1920-х годов мощи святителя Феодосия перевезли в Ленинград.
Осиротела черниговская земля без своего небесного покровителя. Антирелигиозная компания продолжалась. Репрессии постигли священнослужителей, монашествующих и простых верующих людей. Храмы и монастыри закрывались. Многие церкви были разрушены, особенно в сельской местности. К концу 1930-х годов в Чернигове не было ни одной действующей церкви. Они использовались Советской властью далеко не по своему прямому и естественному предназначению.
Приближалось огненное испытание. Наступил грозный 1941 год. Началась Великая Отечественная война, которая стала одним большим чудом. Пережив ее, победив в ней грозного врага, народ вышел из этого испытания как бы из огня.
Чернигов был захвачен фашистами 9 сентября 1941 года. Это стало грозным напоминанием о разгуле атеистического варварства в предыдущие годы (напомним, что 9 сентября по старому стилю праздновался день прославления святителя Феодосия). Во время оккупации в Чернигове открылись некоторые храмы и Черниговский Троицкий монастырь. Оккупационные власти не питали никакой симпатии ни к Церкви, ни к Православию. С их стороны это был всего лишь политический ход, рассчитанный на завоевание доверия к себе со стороны местного населения. Но для верующих это имело иное значение. Они получили возможность соборного отправления молитвы Господней, молиться за свое отечество, за восстановление храмов Божиих. Безусловно, молитвы верующих черниговцев были обращены и к своему небесному покровителю, святителю Феодосию, мощи которого в этот грозный час находились в блокадном Ленинграде.
Освобождение Чернигова от оккупантов произошло 21 сентября 1943 года, в день Рождества Богородицы, накануне праздника прославления в лике святых Феодосия Углицкого. Это стало знаменательным событием и в жизни города, и в жизни черниговских православных христиан. Воскресла надежда на возвращение родной святыни, мощей Черниговского чудотворца, домой. И эта надежда полностью оправдалась. О том, какую роль сыграл святитель Феодосий Углицкий в жизни блокадного Ленинграда и как его мощи были возвращены в Чернигов, расскажут свидетели

Рассказ игуменьи

Черниговского Елецкого монастыря Амвросии (Иваненко).


Интервью провела монахиня Вероника (Терехова)

М. Вероника. 15 августа, 2003 год. Происхождение честных древ животворящего Креста Господня, семи мучеников Маковеев. Матушка Игуменья, расскажите, пожалуйста, о святителе Феодосии Черниговском чудотворце, как Вы ездили на Валаам, и как Вам рассказывали о дороге жизни святителя Феодосия. >М. Амвросия. Это было в 1969 году, примерно, если не в 1968 году. Пришлось нам побывать в Петрограде. Мы с матушкой Анимаисой во время отпуска всегда ездили по святым местам. И вот мы поехали на остров Валаам. В Петрограде мы узнали, как туда можно добраться. Мы берем билеты и едем на остров Валаам. Отплывает пароход вечером, а на утро мы были на Валааме. Вечером, когда мы проплывали там разные места, диктор объявляет, что мы проплываем такое-то, такое-то место, достопримечательности всякие. Потом он говорит, а вот сейчас мы проплываем Дорогу Жизни или Дорогу святителя Феодосия. И начал рассказывать, как на остров Валаам приплыли два монаха, как они там поселились на этих скалах, привезли с собою два-три мешка земли, раструсили на этой почве, и начали там жить. Потом к ним стали приезжать люди, потому, что они как светильники под спудом не бывают, так и они начали привлекать к себе людей, и начали люди сюда приезжать. Самым лучшим подарком было - это мешок, два, три земли. Привозили землю. И начали они засыпать остров землей. Так началась там монастырская жизнь. Была построена лавра, построены там три скита - Белый, Красный и Никольский. Мы всюду там побывали в этих скитах. А я все думаю, почему Дорога Жизни или Дорога святителя Феодосия? Откуда взялся наш святитель Феодосий?
Когда мы приехали уже домой, нам никто не ответил на этот вопрос. Мы и там не могли добиться тогда хорошо, чтобы узнать. Мы побывали на острове Валаам, побывали на этих скитах. Очень такое благое впечатление у нас осталось. Конечно, остров был еще не ухоженный, потому, что там находились, в монастыре, в общежитиях тех, в кельях жили инвалиды и душевно больные люди. Мы посетили эти больницы, конечно, и приют этих больных и вернулись из Валаама. И никто нам не мог ответить на этот вопрос: почему Дорога Жизни или Дорога святителя Феодосия?

Но однажды, после, уже год или два прошло после того, я выхожу на Троицкую горку, там, где находится могила неизвестного солдата. Девятого мая там всегда происходит празднование дня Победы. В этот день Победы, так как я жила под горой, я вышла на гору посмотреть на людей. Тогда монастырь был закрыт и я имела такую возможность. И вдруг подходят военные, пять человек, отставники, все в погонах, очень такие нарядные офицеры. Подходят до мороженицы и спрашивают: "Где ваш святитель Феодосий?". Она говорит: "А я не знаю, кто такой святитель Феодосий и где он, я ничего не знаю". Один из отставников поворачивается к своим друзьям и говорит: "Я вам расскажу, кто такой святитель Феодосий". И рассказывает… Святитель Феодосий - это черниговский чудотворец. Мы, говорит, занимали… последнее у нас было собрание в Петрограде, в подвале…
М. Вероника. Заседание военного совета во время обороны Ленинграда.
М. Амвросия. Ну я ж не знаю… То потом мне стало понятно, что за заседание. Он говорит, что заседали, и никто ничего не мог придумать, что дальше делать, как быть с блокадой. И вот, говорит, мы сидели молча. И вдруг слышим голос: "Просите святителя Феодосия, он вам поможет". Мы, говорит, оцепенев, "оцепенев" - так он и говорит, мы несколько минут сидели молча, только смотрели друг на друга. Один из нас говорит: "Вы слышали этот голос?". Слышали. "Так, а кто ж такой святитель Феодосий, кого просить?". Никто из нас не мог ответить. Утром мы вышли из подвала. Спрашиваем людей, кто такой святитель Феодосий. Никто не знает. Мы просим, дайте нам священника, который бы сказал, кто такой святитель Феодосий. Приводят нам Алексия (Симанского)*. Алексий (Симанский) - это патриарх.
М. Вероника. Будущий патриарх.
М. Амвросия. Будущий патриарх. Да. Они спрашивают: "Кто такой святитель Феодосий?". "А зачем вам?" - патриарх спрашивает. А нам надо знать, потому что мы слышали такой голос: просите святителя Феодосия, он вам поможет. Мы хотим знать, кто такой святитель Феодосий. Алексий говорит, так это черниговский чудотворец, он у вас в музее. Давайте, сейчас же забирайте святителя Феодосия с музея и везите в церковь, будем молиться. И мы, говорит, забрали святителя Феодосия с музея и перевезли его в Никольский собор, и начали службу, начали молиться. И только отслужили службу святителю Феодосию, молебен, и, говорит, прорвали блокаду. И эта дорога так и называется, Дорога святителя Феодосия или Дорога Жизни. Вот тут я только разобралась, почему называется Дорога Жизни или Дорога святителя Феодосия, когда я услышала этот рассказ.
Потом Алексия (Симанского) делают патриархом. Алексий (Симанский) вызывает нашего архиерея. Он его и поставил, прислал сюда владыку Бориса**. Потом через год или… да, через год вызывает владыку Бориса в Москву и предлагает ему делать документы, приказывает делать документы на получение мощей святителя Феодосия, чтобы мощи привезти в Чернигов. Он приезжает сюда, готовит документы.
Едет в Москву, подписывает эти документы Сталин. Подписал патриарх и Сталин. И с этими документами владыка приехал сюда до дому и послал в Петроград трех человек - Красковский, Красновский или Красниковский, я уже не помню точно фамилий, и протодиакона Корсакова, отец Феодосий, был такой. Сильный у его был голос и очень такой знатный был Корсаков. Да. Они едут в Петроград и там живут неделю или две, не помню сколько… Получают мощи и привозят поездом мощи в Чернигов. В Чернигов пришли мощи 16 сентября 1946 года. Привозят их машиной до ограды в нашу обитель*** и мы все встречали мощи.

Перед этим постоянно служились акафисты, потому, что преподобный Лаврентий предсказывал возвращение мощей. И акафисты служились постоянно, можно сказать не усыпаемо, потому, что ждали мощей. И мы вышли на встречу. Преподобный Лаврентий шел со свечой, так как, и все монашествующие, и кто присутствовал из людей. Людей не было багато, потому что это было… ну, як бы сказать, не оглашенно, не сказано, что будут мощи, без объявления. Мощи принесли в церковь, и началась служба. Служба была пасхальная, пели Христос Воскрес. Отец Лаврентий управлял хором и всем парадом, владыка служил… Святитель Феодосий служил, а владыка был сослуживцем. Мощи выносили на амвон, мощи выносили на солию, мощи выносили на горнее место, ставили. Когда же владыка должен стоять, там ставили мощи. Мы все были с большими свечами. Это была необыкновенная служба, необыкновенное было торжество. Мощи оставались в Троицком соборе.
 Свято-Троицкий Кафедральный Собор Черниговского Троицкого монастыря, в котором почивают мощи святителя Феодосия и преподобного Лаврентия. (Собор во 2-ой четверти II-ой половины XVII в. освящал сам святитель Феодосий.)
Потом через месяц или полтора месяца, я уже не помню, через сколько, владыка распорядился мощи поставить на свое место в кафедральный собор. Кафедральный собор тогда был Спаский собор. Всегда там мощи находились и их надо было туда перенести. Мощи переносили на руках. Священники несли, владыка помогал им. Отнесли мощи туда в собор. Перенесение мощей было, конечно, ночью. Не помню числа, не помню, какого месяца… Я тоже ходила туда. А потом мы ходили в собор, там ночевали и всегда спивали акафисты… Долгое время монашествующие ходили туда, и ночевали, и всегда ночами там служились акафисты святителю Феодосию.
Потом собор закрывают. При Хрущеве пошло гонение на Церковь. И собор закрыли. Только вот я не помню, в каком году, или в пятьдесят первом, пятьдесят другом, не помню я уже, в каком году закрыли собор, и мощи перенесены были опять в Троицу. И певчие перешли в Троицу и диакони, и батюшки, все. Служили все вместе уже в Троице. А потом в шестьдесят первом году нас выписали сорок человек молодежь с монастыря, а остались старухи. Их в шестьдесят втором году тоже всех с монастыря вывезли, кто куда мог, административным порядком. Мощи были вынесены в подвал, в усыпальницу, где был похоронен преподобный Лаврентий. Преподобный Лаврентий там был сорок два года, а святитель Феодосий двадцать два года, мощи стояли в усыпальнице. Доступа туда не было, было окошечко, приходили до окошечка, молились преподобному Лаврентию и святителю Феодосию. Но, потом окошечко было замуровано. Все равно люди не прекращали хождение, люди шли и молились у стены, там где стояли мощи преподобного и святителя. Потом мощи были забраны из собора, люди сполошились и начали хлопотать о том, чтобы мощи возвратить, отдать Церкви. И женщины все время писали… одиннадцать год писали письма, очень много писем, целые стопки этих писем, очень такие трогательные письма. Я когда читала эти письма, я не могла не плакавши их перечитывать. Но на это никто, на эти письма, не обращал внимание.
А потом, когда началась перестройка, начали просить только мощи, хотя бы не церковь, а мощи. Начали молиться. И две женщины - Валентина Ивановна и Маргарита, не знаю, Михайловна чи Васильевна - они собрались ехать в Москву. Они сутки молились тут в Чернигове. Потом поехали в Москву. Мы, говорит Валентина Ивановна, целую ночь на квартире читали акафист святителю Феодосию, а на утро пошли в Кремль. И вот Маргарита остается у Кремля, у ворот на улице, а я, говорит, иду в Кремль. Когда я проходила охрану, милиция стояла, меня никто ничего не спрашивал. Я прошла туда, во двор. Я ж не знаю, где это правительство находится, где шукать Михаила Сергеевича. Я, говорит, начала ходить по двору, плутаться. Милиция кругом стоит и меня никто ничего не спрашивает. Я захожу в дом правительства, там где Михаил Сергеевич, стоит охрана, с правого и левого боку стоят милиционеры и ничего мне не говорят. Я поворачиваюсь, иду на второй этаж по лестнице, (я не знаю, где там та лестница была, ну она так рассказывала), и захожу на второй этаж. Написано - секретарь. Я, говорит, открываю двери, там сидит женщина, молодая женщина и говорит:

- Заходите, бабушка, заходите.
Я зашла. Она спрашивает:
- У вас пропуск есть?
- А какой пропуск, у меня нет пропуска.
- А как же вы зашли сюда?
- Так шла, мне никто ничего….
- Ну как, как вы зашли, ну как это без пропуска зашли? Там же милиция кругом стоит!
- Ну, говорит, меня не видели, я шла, а мне ничего не говорили и вот я к вам пришла.
- Так, а что вы хотите?
- Мне надо к Михаилу Сергеевичу.
- Как к Михаилу Сергеевичу? Я не могу вас пустить, у вас пропуска нема, так нельзя. Вы говорите, что вы хотите.
- Да вот я пришла с письмами… Мы хотим, чтобы нам отдали мощи святителя Феодосия. Пожалуйста, деточка, пропусти меня, пропусти к Михаилу Сергеевичу.
Она говорит:
- Да, нет, я вас уже туда не пропущу, но я даю вам слово, что мощи вам отдадут. Едьте домой и ожидайте, и вам мощи отдадут.
Это она мне лично рассказывала. И вот, говорит, мы приехали домой. А тогда через некоторое время нам приходит повестка о том, что документы высланы в обком, куда там надо, в облисполком. Идите, требуйте! Мы пошли, сказали, что вот нам пришло извещение, что вам пришли документы. Нам показали эти документы и начали заниматься этим делом, как отдать мощи. И вот, я не помню какого числа, в восемьдесят шестом году отдают мощи в Воскресенскую церковь. Отдали мощи и сразу после того, как отдали мощи, через несколько дней и взорвался Чернобыль. Мы все, все люди были поражены тем, что Чернигов остался, как-бы кусочек края, на краю. Ничего не попало радиации. Мало совсем попало в Чернигов. Мы считаем, что это заступничество святителя Феодосия. Это, как бы чудо, потому, что у нас же тут на прямую сорок-пятьдесят километров. У нас же могло все покрыть попелом, а так оно все пошло по другим сторонам, а нам досталось мало. Спаси Господи!
М. Вероника. Это по молитвам святителя Феодосия.
М. Амвросия. Да. Я думаю, что по молитвам святителя Феодосия и потому, что отдали именно на поклонение мощи. Спаси Господи!

К сожалению, уже мало осталось в живых свидетелей возвращения в Чернигов мощей святителя Феодосия. Как видно из рассказа м. Амвросии, привоз мощей происходил без широкого оглашения, ночью и встречающих было немного. В послевоенные годы в Троицком монастыре было много монашествующих180, но они почти не оставили письменных воспоминаний о том радостном событии, так как, большинство из них были неграмотные или малограмотные. И все-таки, некоторые из них изложили на бумаге свои переживания в момент прибытия мощей святителя Феодосия в Чернигов. Помещаем здесь воспоминания схимонахини Азарии, в миру Кульжинской Зои Михайловны. Она родилась в Чернигове в 1892 году, в семье служащих (вероятно дворянского происхождения), имела среднее и незаконченное высшее образование. В Троицкий монастырь поступила в 1941 году.
Ее рассказ изложен в ученической тетради (белорусского изготовления) из 12 листов, выпущенной в первом квартале 1962 года, что дает основание предполагать приблизительную дату написания его. В тетради только 6 исписанных листов. Листы не пронумерованы. Текст написан чернилами фиолетового и синего цвета, одним, довольно правильным и аккуратным почерком. О литературных способностях матушки Азарии читатель сможет судить сам, так как, текст подается полностью, практически, без изменений.

Возвращение мощей Св. Феодосия в Чернигов

1946 г., сентябрь.

"Преудобрен во архиереях Святителю Феодосие,

был еси светило своему стаду…"

Дорогие о Господе братие и сестры!
Хочется поделиться с Вами нашими незабываемыми переживаниями. На Украине есть древний город Чернигов. Многострадальный он был и в древние времена от нашествие татар и поляков, многострадальный был и в недалекие наши дни от нашествия немцев. Но всегда хранил Господь этот маленький городок, известный своими святынями. У многих при слове "Чернигов" возникает сейчас же представление о Спасо-Преображенском и Борисоглебском соборе с их когда-то золотыми главами, с их знаменитым большим колоколом, которому трудно было найти равного по красоте звука.
Представляются на Болдиных горах Троицкий монастырь с чудотворной иконой Матери Божией и с колокольней знаменитого архитектора Растрелли, а рядом древняя Ильинская церковь с пещерами, в которых временно [проживал] Св. Антоний Киево-Печерский - родоначальник монашества на Руси.
Представляется Елецкий монастырь с явленной иконой Матери Божией. Пятницкая церковь с ее особенной архитектурой: символическое изображение куполами Иисуса Христа и 12-ти апостолов, из которых выделяются 4 Евангелиста. Но к скорби верующих эта церковь разрушена немецкими снарядами.
Об этих святынях слушали многие, но не все. Но все верующие с разных концов России знают, что есть в Чернигове святыня - мощи святителя Феодосия Углицкого - Черниговского чудотворца и всея Руси.
Преставился Св. Феодосий в 1696 г., а в 1896 г. было открытие и явное прославление его мощей. В годы гражданской войны, по грехам нашим, мощи Св. Феодосия были увезены сначала в Москву, а потом в Ленинград. Но сердца верующих черниговцев всегда горели любовью к своему Святителю и обращались к нему неустанно во всех своих бедах и печалях. И не только черниговцы, но, например, из далекой Уфы, когда мощей Св. Феодосия уже не было с нами, однажды почтальон принес открытку с таким неопределенным адресом: "Чернигов. Собор" и какая-то раба Божия писала, что хочет поделиться с верующими города о том, как она получила исцеление от нашего великого Угодника Божия.
И много было чудес тайных, не всегда даже понятых людьми. Пишущей эти строки тоже когда-то во сне явился Св. Феодосий и манил к себе. И после этого сна произошел перелом в моей жизни. И третьим сном Св. Феодосий окончательно привлек меня на другой жизненный путь. Ушел он от нас, но хранил свой древний град и хранил души своей черниговской паствы.
И вот закончились тяжелые годы войны, настала мирная жизнь. В сердцах верующих зародилась надежда на получение мощей Св. Феодосия. Все лето 1946 г. верующие при встрече друг с другом спрашивали о мощах, привезут-ли [их] и когда и т.п. Никогда не забудут верующие г. Чернигова того момента, когда с побледневшим лицом их пастырь объявил своей ближайшей пастве, что настал радостный момент и можно надеяться на скорое прибытие мощей.
Был отслужен молебен о путешествующих за мощами. И с этого памятного вечера в Троицком монастыре стали совершать каждый вечер чтение акафиста Св. Феодосию на распев перед большой иконой, с любовь обставленной цветами и горящими свечами. С радостью и умилением молящиеся благодарили Господа за великую милость к нам грешным, молились за тех, кто способствовал возвращению мощей на свое родное место.
Настал вечер, когда узнали об отъезде дорогих путешественников из Ленинграда, везущих черниговцам их родного Отца, с которым они были в долгой разлуке. И кроме ежедневного чтения акафиста, монашествующие собирались в церковь в 12 ч. ночи на полунощницу с таким припевом: "Святителю, Отче наш Феодосие, моли Бога о нас". К полунощнице присоединяли канон Св. Феодосию. И в полумраке большого храма Троицкого монастыря, под тихое пение, все сердца сливались в одно представление: холодная сентябрьская ночь, леса и поля, освещенные бледным светом луны и по этим далеким лесам и полям мчится поезд с дорогой ношей. Даже чудится лязг вагонов и кажется, что тихое пение совершается там в дороге, возле гробницы. Забывается все на свете!… Не спеша расходимся по келиям. Наш дорогой и незабвенный Отче Феодосие! Твои осиротевшие дети ждут твоего возвращения и жаждут принести тебе все свои беды и печали, и верят в твое заступление. Приими же наши молитвы и помоги нам совершать свой жизненный путь достойным этой милости Божией. Помоги каждому из нас принести Тебе в дар, как советовал наш пастырь в день молебна об отъезжающих за мощями, желание и старание бороться со своими недостатками и грехами.
Настало 15 сентября 1946 г. (нов. стиля). С утра стало заметно особенное приготовление в храме, длинный невысокий стол обтянули красивым расшитым шелком, приготовили уголок возле иконы преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, поставили большой образ Св. Феодосия Черниговского, повесили лампады, заслали ковер, поставили красивую ограду из живых цветов. И все сердца слились воедино в светлом, радостном ожидании. Отслужили вечерню, утреню, акафист Св. Феодосию.
Духовенство ушло в алтарь. И вдруг толпа зашевелилась: пришел кто-то в алтарь с извещением, что пора выходить встречать. И тихо без давки, с большим благоговением двинули все из храма к воротам. На цвинтаре духовенство в праздничных облачениях со свечами в руках. И все сестры также со свечами вытянулись в два ряда по сторонам дороги. Впереди всех стоял наш пастырь, потом духовенство, игуменья, сестры, а за ними присутствующие богомольцы. Тишина… Все замерло. Было 11 часов ночи. Ночь темная, тихая, только сияют огоньки свечей.
Ждем… Незабываемые минуты… Их трудно описать. И мысли не отрываются от дороги с вокзала к Троицкому монастырю, ведь где-то уже недалеко двигается наш дорогой долгожданный Святитель… И вдруг в воротах при полной тишине появилось что-то несомое высоко и все, как один человек, упали на землю со слезами, приветствуя тебя, отче наш Феодосие! С пением тропаря все двинулись в храм, который был ярко освящен. Духовенство пронесло гроб в алтарь, а затем вынесли на середину храма уже без крышки. И мы увидели гроб обитый желтой парчей, митру, прикрытую воздушком, руки в атласных рукавицах и ноги в бархатных туфлях, расшитых золотом. Не было 25-ти лет! Это был сон!
Наш Св. Феодосий снова среди своих немощных, грешных, но горячо его любящих детей, плачущих сейчас обильными слезами, в которых слилось все, все воедино, что переживалось нашими сердцами за эти годы и в настоящий момент.
Бледны все слова… Но вот наш пастырь сказал несколько слов. Из них особенно ярко помнится: "У меня сейчас на душе, как Пасха, думается, что и у Вас - Христос Воскрес!". И он запел громко, радостно, восхваляя Господа: "Христос Воскресе из мертвых…" и т.д. И все мы, крикнув: "Воистину воскресе!", подхватили его пение.
Если бывают минуты на земле, когда человеческая душа на миг, как бы отрешается от тела, сбрасывает его узы и становится вне пространства и времени, так такая минута была в эту ночь, а особенно в этот миг. Затем наш пастырь объявил, что после полунощницы будет сразу и обедня и служить ее будет сам Св. Феодосий, а все духовенство будет только сослужить. После чтения часов гроб отнесен на горнее место в соответствующий по литургии момент.
После литургии мощи Св. Феодосия поставили в правом Благовещенском пределе в заранее приготовленном уголке, где они стояли 27 дней до перенесения их в собор. И под тихое пение лучших голосов по трио начали люди впервые прикладываться к мощам. С какими лицами подходили молящиеся! Казалось, что кругом стоят ангелы и собирают все эти слезы, и как жемчужины несут их Господу в дар… И эти дни прошли, как дивная духовная сказка, как чудный сон, как бы перенесший нас к приоткрытому входу на небеса, где неизреченное радование всех святых.
При мощах дежурили сестры и днем и ночью. Каждый день не умолкали акафисты, а по ночам полунощницы. Не хотелось отрываться от этого святого уголка и переходить к обыденным житейским делам.
Благодарение Господу за незабвенные дни радости духовной, благодарение Господу за то, что мы сейчас имеем возле себя своего покровителя и утешителя. Благодарение и тебе, Отче наш Св. Феодосие, что Ты благоволил вернуться в наш истерзанный, многострадальный град Чернигов.
М. Зоя.
Сентябрь 1946 г.

Таким образом, после счастливого и радостного возвращение мощей святителя Феодосия Углицкого в Чернигов, они стали общедоступны к поклонению верующих христиан Чернигова и паломников из других населенных пунктов тогдашнего Советского Союза. Мощи постоянно находились в Спасо-Преображенском соборе. Спасо-Преображенский Собор в Чернигове, до революции Кафедральный; основан в нач. XI в.; древнейшая, из сохранившихся, православная церковь на Руси, заложена на несколько лет ранее Св. Софии Киевской. В нём, по прославлении святителя 22 сентября 1896 г. (нов. ст.), были положены его мощи.
Во время "хрущевского" гонения на Церковь этот собор был закрыт. Мощи перенесли в Троицкий собор. Затем власти распорядились убрать их в усыпальницу под собором, а вход в нее запретить. Верующие молились у закрытых дверей усыпальницы. И только в середине 1980-х годов мощи святителя Феодосия были возвращены верующим и теперь находятся в кафедральном Троицком соборе Чернигова.
С 1990-х годов, после падения атеистического режима и самого Советского Союза, православные христиане Чернигова имеют возможность свободно отправлять свои религиозные обряды.
Почти все храмы возвращены Церкви. Усилилось почитание и святителя Феодосия Углицкого.
Ежегодно перед праздником Черниговского чудотворца 22 сентября его мощи торжественно переносят на поклонение прихожан главных соборов Чернигова. Особенно большое торжество состоялось в 1996 году в 300-летия преставления Феодосия Углицкого и 100-летия его канонизации. В торжественных службах и юбилейных празднествах принимали участие, в частности, предстоятель Украинской православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан), Черниговский архиепископ Антоний (Вакарик), архиепископ Токийский, митрополит всей Японии Феодосий, а также светское начальство Чернигова и Черниговской области181.
1996 год был годом скорбного десятилетнего юбилея трагической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Тогда же возникла идея сооружения нового храма в честь святителя Феодосия Углицкого на черниговском кладбище "Яцево". Идея была воплощена в жизнь старанием протоиерея Петра Казновецкого.
В храме (проект В.Устинов, Р.Лифшиц, Т.Овсянникова) зазвучала молитва Господняя, христиане воспели черниговскому чудотворцу: "Святителю отче наш Феодосие, моли Бога о нас"!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известный русский историк Церкви Г. Федотов в своем исследовании, посвященном святым Древней Руси, метко определил значение двух основателей отечественного монашества - Антония и Феодосия Печерских. В их образах открываются два потока духовной жизни. Антоний был основоположником пещерного, аскетического подвижничества, Феодосий - наземного, смиренно-послушного, социально-активного.
Изучая жизнь святителя Феодосия Углицкого, становится ясно, что он принадлежал к тому типу святых, которые проходят земное служение путем, проложенным его знаменитым тезкой времен Киевской Руси.
И хотя они жили в разные исторические эпохи, в их образах есть много общего, как много сходного в общественной и церковной жизни Древней Руси второй половины 11 века и Руси-Украины второй половины 17 века. Обе эти эпохи характеризуются повышенной активностью государственных и церковных деятелей, державным и церковным строительством (в широком смысле это слова), успехами и неудачами на этом пути. В конце концов, на рубеже 11-12 веков Русь достигла своего апогея, и Гетманщина в конце 17 века - в начале 18 века была на пике своего развития.
Феодосий Углицкий жил целостной полнотой христианской жизни, далекой от крайностей, односторонности и радикализма. Он является перед нами трудолюбивым, деятельным, распорядительным пастырем, вникающим во все стороны жизни своей паствы. Бурная эпоха второй половины 17 века предоставила уйму разных испытаний, в том числе и в общественно-церковной сфере. Феодосий Углицкий, занимая высокие административные должности, находился в гуще этих событий. Но и здесь он прошел свой путь взвешено, обдумано, без резких движений и колебаний.
Духовная жизнь святителя Феодосия во многом является потаенной от нас, но и она по крупицах прорывается сквозь молчаливую завесу немногочисленных источников. Во взаимоотношениях с людьми он был требовательным отцом, заботливым пастырем и смиренным рабом Божиим. Своей земной жизнью он оправдал иноческое имя Феодосий - "данный Богу". Его образ, озаренный светом Христовым, остался в памяти людей, потомки которых по сей день воспевают: "Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный".






____________________


176 - ГАЧО. ф.Р-15, оп.1, д.193, л.116.
177 - ГАЧО. ф.Р-15, оп.1, д.193, л.131.
178 - Там же. Это обращение замечательно во многих отношениях, в частности, интересно его сравнить с "посланиями" на церковные темы представителей большевистской власти того времени. Епископ Пахомий, как и подобает пастырю, знаком с тем, что называется ныне психологией, апеллирует до естественного религиозного чувства, до разума, в конце концов, проявляет свое глубокое историческое сознание. Ничего подобного мы не прочитаем у оппонентов. Там пустой популизм.
179 - ГАЧО. ф.Р-15, оп.1, д.193, л.132.
* - Алексий (Симанский) родился 27.10.1877 году в Москве в дворянской семье. Закончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. В 1902 году принял монашество, а в следующем году священнический сан. В 1913 году он хиротонисан во епископа Тихвинского. После служения на разных кафедрах, в 1933 году, уже в сане митрополита, Алексий возведен на Ленинградскую кафедру. Всю блокаду оставался со своей паствой. 4.02.1945 года на Поместном Соборе избран Патриархом Московским и всея Руси. Умер 17 апреля 1970 года. Похоронен в усыпальнице Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. (Прим. авт.)
**- Борис (Вик) возглавлял Черниговскую епархию с апреля 1945 года по январь 1947 года. В дальнейшем он проходил службу на других кафедрах Русской Православной Церкви, в том числе, и за границей. Умер 16. 04.1965 года. (Прим. авт.)
***- Черниговский Троицкий монастырь. (Прим. авт.)
180 - На 1 января 1949 года в Черниговском Троицком монастыре находилось 129 монашествующих (ГАЧО. ф. Р-5166, оп.1, д.1, л.84).
181 - Ладимиров В. Його ім'я - окраса і слава Церкви // Деснянська правда. 1996. №117. 24 вересня; Троїцький вісник. 1996. №9. Вересень.





Предисловие
Глава 1. Жизнь и деятельность Феодосия Углицкого до прибытия в Чернигов
Глава 2. Феодосий Углицкий - архимандрит Елецкий и архиепископ Черниговский
Глава 3. Почитание и прославление в лике святых Феодосия Углицкого
Глава 4. "В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится"
Заключение

<<< 10 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова