Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



Некоторые итоги и надежды


Сначала несколько слов о психологическом типе членов рода.
Значительной части представителей его свойственно довольно развитое чувство собственного достоинства (отсюда бережное отношение к собственным архивам), активная жизненная позиция, обусловленные весьма скудными материальными ресурсами, стремление утвердиться на литературном поприще,в XVIII в - это Яков Иванович, в XX-м братья Анатолий и Николай Федоровичи.
Мы не претендуем оценить судьбы героев полностью и всесторонне, да и кто поставил нас их судить?
Но нельзя пройти мимо и не отметить некоторых очевидных закономерностей.
Подъем страны, будь то просто патриотический в тот период, когда Отечество находилось в опасности, сопровождается активностью членов рода.
Эпоха реакции порождает позорные деяния, как то случилось с Порфирием Хорошкевичем.
Новый подъем России в конце XIX - начале ХХ вв. вызывает к жизни энергичного строителя нового - от железных дорог, мостов до доходных домов и особняков, формирует новый тип русского Штольца с широким кругозором и интересом к миру без границ, прагматичного практика и изощренного эстета.
Пучина революционных перемен пожирает этого "Штольца". Ему на смену приходит человек со слабой волей, сопротивляющийся тоталитарному давлению, пытающийся осуществить себя в самых разных сферах - изобразительном искусстве, поэзии и мемуаристике.
Всюду он открыт и искренен, а потому уязвим и беспомощен. Режим перемалывает таких людей. Что и произошло с Леонидом Хорошкевичем.
Вместе с ним ушел из жизни носитель классической традиции русского искусства, сократилось пространство атмосферы порядочности и чистоты. Активное приятие Советской власти и стремление соучаствовать в осуществлении социалистических идеалов сверстниками Л.Н. Хорошкевича - его двоюродными братьями - Анатолием и Николаем Федоровичами закончилось для обоих плачевно - ГУЛАГ'ом.
Этот урок не лишне знать и тем, кто пришел на смену Советской власти, взяв "на вооружение" ее методы подавления личности и общества.
Материалы сборника дают, как кажется, ясное представление о том среднем классе, создать который тщились, но не сумели реформаторы сто лет спустя европейско-африканских вояжей добившегося собственным трудом процветания архитектора средней руки.
В его интересах, скажем прямо, слабо отраженных в посланиях детям, настроениях и отношениях к инородцам (в частности, "жидам"), можно уловить настроения целого сословия.
Они оказали воздействие и на формирование интересов адресатов этих посланий, если не с молоком матери, то с "чернилами" отца впитывавшими европейскую культуру, прежде всего архитектурную традицию. Позднее это скажется в точности перспективы, любви к архитектурным мотивам, в частности, рижским, у Л.Н. Хорошкевича.
Можно сказать и больше.
Внучки Н.П. Хорошкевича, ни разу не видевшие его, росли на том же культурном багаже, который доставил в Россию их дед. Две из них, стали филологами - преподователями русского и европейских языков, третья - историком международных отношений Руси и России.
Традиция европеизма, заложенная Н.П. Хорошкевичем, не умерла, хотя и дорого стоила его сыну и, может быть, в условиях советского тоталитаризма преждевременно свела его в могилу...
Она возрождалась и в учениках Л.Н. Хорошкевича. знакомившим их с европейским искусством конца XIX - начала ХХ в. тогда, когда оно фактически было запрещено в СССР.
Есть и еще один аспект жизни рода, поучительный для нашего времени. Семья ХХ века объединила людей разного происхождения, национальности и - главное - самых разных убеждений - от абсолютно аполитичных до фанатично коммунистических.
Однако это не помешало сохранять добрые дружеские отношения между ними. Удивительный пример терпимости и взаимного уважения, которых так не хватает России начала XXI столетия.

Конец



Итак, наше повествование о далеких и близких предках завершено. Пройден путь, проделанный Хорошкевичами и их родственниками по дорогам Украины, России, СССР и некоторых других стран мира.
Путь, типичный для многих тысяч представителей беднейшей шляхты Речи Посполитой и такого же дворянства Российской империи - путь воинов, честно служивших то одному, то другому отечеству, как правило, незаметных защитников границ Речи Посполитой и Российской империи.





Некоторые итоги и надежды



Поразительным образом судьба хранила большую часть представителей рода от гибели на поле боя, а от участия в каких-либо восстаниях они осторожно уклонялись сами. Практически не было Хорошкевичей и в рядах карателей и жандармов.
Лишь двое из них оказывались соучастниками в подавлении волнений ссыльных поляков в Сибири, но тотчас после этого покидали место подобной службы.
Представители мелкой шляхты в Речи Пополитой, они остались на том же социальном уровне и в Росийской империи.
Какие-то щедрые пожалования монархов оставались то ли неполученными, то ли молниеносно растраченными. Не помогали и женитьбы на представительницах украинской знати и российского купечества.
В середине и второй половине XIX в. обозначился переход части этих украинских выходцев к другим занятиям - прежде всего бюрократическим и, наконец, к строительным.
На бюрократическом поприще потерпел фиаско, как и полагается, из-за корупции, один из них.
Карьеры архитекторов в стране, переживавшей расцвет капитализма, строившей железные дороги, ж/д станции и новые жилища, складывались более удачно (Н.П. Хорошкевич, А. Андреев).
Шляхтичи превращались в интеллигентов, знакомых с европейской культурой, традиции которой хотели привить не только в собственном семействе, но в целом в стране, и стремившихся ее модернизировать.
Октябрьский переворот принес конец созидательной архитектурной деятельности Н.П. Хорошкевича, которому в этот момент исполнилось всего 49 лет.
Впрочем, это было отнюдь не характерно для представителей данной профессии, даже в родственном Хорошкевичам семействе.
Традиции Андреевых - Великолеповых продолжил Р.А. Великолепов.
Можно привести и более выразительный пример. И.Т. Барютин (архитектор, дед жены Кирилла Дмитриевича Федорина, сына А.Л. Хорошкевич) в начале ХХ в. создавший современный в стиле модерн облик г. Егорьевска, после 1917 г. перешел к строительству рабочих общежитий.
Гражданская война, принесшая москвичам массу лишений, сопровождалась и временным возрождением национальных чувств. Представитель давно обрусевшего украинского рода вспомнил о своем происхождении и сделал попытку вернуться на землю предков, в связи с чем, вероятно, принял украинское подданство и несомненно перевел в него младшую дочь, Елизавету, зарегистрированную в качестве украинской гражданки Генеральным консульством Украинской державы в Москве (под № 6978/7143, дата неразборчива). Но...переезд в Украину не состоялся, видимо, из-за изменения политической обстановки в Украине.
Однако Е.Н. Хорошкевич судьба сулила перемещение в другую часть нового Советского государства - Азербайджан. Советская власть содействовала смешению языков и народов. И пример младшей дочери Н.П. Хорошкевича - доказательство тому.
Организация в Москве КУТВ'а, на службе в котором оказались сестры Хорошкевичи, привел в столицу огромное число будущей советской партийной элиты. За одного из представителей её и вышла замуж Елизавета Николаевна, чтобы, даже находясь в несколько привилегированном положении, испытать все превратности жизни на периферии СССР.
Она умерла от малярии и, конечно, катастрофического недоедания в 1943 г.
С ее дочерьми, в особенности, средней, вернувшейся по окончании московского вуза в Баку, судьба обошлась несколько милосерднее.
Ни она сама, ни ее муж и сыновья - "инородцы" в Баку (с отсутствием или с разным процентом азербайджанской крови), не пострадали во время кровавых событий в Сумгаите и в Баку, но вынуждены были покинуть родное гнездо. "Дружба народов" по-советски вылилась в трагические конфликты на национальной почве. И одной из жертв этой вечной и нерушимой дружбы оказалось семейство Шахбазовых - Дацковских.
Его члены стали предтечами той внутренней эмиграции, которая развернулась на постсоветском пространстве в 90-е годы ХХ в. Сказать, что во внутренней эмиграции находился Л.Н. Хорошкевич, было бы слишком сильно. Он не подвергся репрессиям, как его дядя и двоюродные братья - Анатолий, Николай, Сергей и Валентин Хорошкевичи, Алексей и Андрей Великолеповы. Но условий для его профессиональной деятельности не было. В 1951 г. в период борьбы с космополитизмом, проводившейся невежественной властью, в знакомстве с европейской культурой усматривавшей политическую "крамолу", был исключен из МОССХ'а.
Завершая послесловие к своеобразной эпитафии рода Полуницких-Мильковичей (Сибирских)- Хорошкевичей - Забел - Великолеповых, хотелось бы подчеркнуть типичность судеб рядовых представителей этого рода.








<<< - 174 - >>>далее

©  Валерия Шахбазова 2006 -
Генеалогический сайт! Создадим Памятник Семье!




Хостинг от uCoz