Некоторые итоги и надежды
Сначала несколько слов о психологическом типе членов рода.
Значительной части представителей его свойственно довольно развитое чувство собственного достоинства (отсюда бережное отношение к собственным архивам), активная жизненная позиция, обусловленные весьма скудными материальными ресурсами, стремление утвердиться на литературном поприще,в XVIII в - это Яков Иванович, в XX-м братья Анатолий и Николай Федоровичи.
Мы не претендуем оценить судьбы героев полностью и всесторонне, да и кто поставил нас их судить?
Но нельзя пройти мимо и не отметить некоторых очевидных закономерностей.
Подъем страны, будь то просто патриотический в тот период, когда Отечество находилось в опасности, сопровождается активностью членов рода.
Эпоха реакции порождает позорные деяния, как то случилось с Порфирием Хорошкевичем.
Новый подъем России в конце XIX - начале ХХ вв. вызывает к жизни энергичного строителя нового - от железных дорог, мостов до доходных домов и особняков, формирует новый тип русского Штольца с широким кругозором и интересом к миру без границ, прагматичного практика и изощренного эстета.
Пучина революционных перемен пожирает этого "Штольца". Ему на смену приходит человек со слабой волей, сопротивляющийся тоталитарному давлению, пытающийся осуществить себя в самых разных сферах - изобразительном искусстве, поэзии и мемуаристике.
Всюду он открыт и искренен, а потому уязвим и беспомощен. Режим перемалывает таких людей. Что и произошло с Леонидом Хорошкевичем.
Вместе с ним ушел из жизни носитель классической традиции русского искусства, сократилось пространство атмосферы порядочности и чистоты. Активное приятие Советской власти и стремление соучаствовать в осуществлении социалистических идеалов сверстниками Л.Н. Хорошкевича - его двоюродными братьями - Анатолием и Николаем Федоровичами закончилось для обоих плачевно - ГУЛАГ'ом.
Этот урок не лишне знать и тем, кто пришел на смену Советской власти, взяв "на вооружение" ее методы подавления личности и общества.
Материалы сборника дают, как кажется, ясное представление о том среднем классе, создать который тщились, но не сумели реформаторы сто лет спустя европейско-африканских вояжей добившегося собственным трудом процветания архитектора средней руки.
В его интересах, скажем прямо, слабо отраженных в посланиях детям, настроениях и отношениях к инородцам (в частности, "жидам"), можно уловить настроения целого сословия.
Они оказали воздействие и на формирование интересов адресатов этих посланий, если не с молоком матери, то с "чернилами" отца впитывавшими европейскую культуру, прежде всего архитектурную традицию. Позднее это скажется в точности перспективы, любви к архитектурным мотивам, в частности, рижским, у Л.Н. Хорошкевича.
Можно сказать и больше.
Внучки Н.П. Хорошкевича, ни разу не видевшие его, росли на том же культурном багаже, который доставил в Россию их дед. Две из них, стали филологами - преподователями русского и европейских языков, третья - историком международных отношений Руси и России.
Традиция европеизма, заложенная Н.П. Хорошкевичем, не умерла, хотя и дорого стоила его сыну и, может быть, в условиях советского тоталитаризма преждевременно свела его в могилу...
Она возрождалась и в учениках Л.Н. Хорошкевича. знакомившим их с европейским искусством конца XIX - начала ХХ в. тогда, когда оно фактически было запрещено в СССР.
Есть и еще один аспект жизни рода, поучительный для нашего времени. Семья ХХ века объединила людей разного происхождения, национальности и - главное - самых разных убеждений - от абсолютно аполитичных до фанатично коммунистических.
Однако это не помешало сохранять добрые дружеские отношения между ними. Удивительный пример терпимости и взаимного уважения, которых так не хватает России начала XXI столетия.
Конец
Итак, наше повествование о далеких и близких предках завершено. Пройден путь,
проделанный
Хорошкевичами и их родственниками по дорогам
Украины, России, СССР и
некоторых других стран мира.
Путь, типичный для многих тысяч представителей беднейшей
шляхты Речи Посполитой и такого же дворянства Российской империи - путь воинов, честно
служивших то одному, то другому отечеству, как правило, незаметных защитников границ
Речи Посполитой и Российской империи.