Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


Война

Война 1914 г. застала нас троих: меня, Литу и Натю в Ассари под Ригой. Вызванные в Москву телеграммой отца, мы уезжали в переполненном до крыш поезде, наслышанные об ужасах наступившей войны мимо Риги, через Тукум и застали Москву в состоянии крайней взбудораженности. Патриотический подъем, первые раненые войны, первые отряды сестер, формирующиеся части для отправки на фронт, манифест царя - все волновало. Волновали известия о первых победах. Русское воинство шло победоносно, взяв Кенигсберг на Севере и дойдя до Ченстохова в Польше. Каждый вечер я выбегал из дома, чтобы купить "газетку" - "Копейку". Ее распродавали, и газетчики выкрикивали сенсационные победы. Мы были рады каждой победе, но осенью фронт встал. Москва переполнилась беженцами, польками из-под Ченстохова, Львова… Как река, выйдя из берегов, крутит, ломает, топит, бросает и затопляет все большее и большее пространство, так все слои населения, захлестнутые войной, вошли в круговорот, и началось движение внешних и скрытых сил. Оно затронуло глубокие провинциальные углы, а Москва жила, кутя, молясь, пируя, достраивая свои сооружения, спекулируя, сиротея и богатея. У Иверской Божьей матери шло непрестанное молебствие.
Леонид Николаевич Прозоровский Осенью уехал прапорщиком на фронт мой двоюродный брат Леонид48 и зимой, приехав на неделю в Москву, новый, крепкий, весь в запахах ремней, сапожной мази, он рассказывал о фронтовой жизни, о жизни в окопах, о немецких чемоданах.

И приходят матери и жены….
……………………………...
От Альп неподвижных до Па де Кале
Как будто дорога бежит по земле.

В. Брюсов

Как мы учились? Как могли учиться? Как могли тогда бессовестно предаваться забавам, играм и озорству? Я был увлечен только рисованием, все другое меня мало касалось - и предметы школьного изучения и политика. В 1916 г. я поступил на воскресные занятия в классы рисования и живописи К.Ю. Юона и жил одной мыслью от воскресенья до воскресенья. Я видел искоса, как одноклассницы приносили в гимназию и показывали украдкой открытки-портреты Плеханова49, Веры Фигнер50, Ленина и Брешко-Брешковской51. Произносилось слово Интернационал. Среди нас были очень сведущие политики, особенно Надя Шмелькина и Вера Бродская. Мне плохо давалась математика, приходилось заниматься дополнительно дома. Занимался со мной Григорий Григорьевич Холодный. Он приходил к нам иногда со своей женой Софьей Касьяновной. Оба были украинцы из Киева, оба мечтали вернуться на Украину. Забегая вперед, скажу, что мечта сбылась, и они вернулись в Киев в дни правления гетмана Скоропадского52. Позже до нас дошла весть, что Григорий Григорьевич был расстрелян красными за работу с правительством по восстановлению самостийной Украины. Кажется, ни об одном человеке мы с сестрой не жалели так, как о Григории Григорьевиче. Был он мужественный красавец с большими серыми глазами, слегка кудрявый, темноголовый, чернобровый и белолицый, настоящий казак, воспетый в украинских песнях. Слово смерть, прежде редкое, как крушение чего-то большого, стало к этому времени все привычнее и привычнее. Как коротка жизнь… Цена жизни человека равна моменту в жизни страны, государства, планеты!

____________________


48 - Леонид Николаевич Прозоровский, сын Александры Порфирьевны, сестры отца. Убит на австрийском фронте в 1916 г.
49 - Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) - cначала народник в руководстве "Земли и воли", "Черного передела", с 1880 г. - потом марксист, основатель группы "Освобождение труда", РСДРП, газеты "Искра", с начала ХХ в.- меньшевик, философ ("Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю"), талантливый теоретик искусства.
50 - Фигнер Вера Николаевна (1852-1942) революционерка-народница, дворянка. Родилась в Казанской губернии. В 1872-1875 гг. жила в Швейцарии и училась на медицинском факультете Университета Цюриха. В 1876 г. примкнула к кружку "Северной револ.-народнической группы" (с 1878 г. "Земля и воля") В 1877-1879 гг. работала фельдшерицей в Самарской и Саратовской губерниях, занималась просветительской деятельностью среди крестьян. После раскола "Земли и воли" вместе с С. Перовской, А. Желябовым и др. вошла в Исполнительный комитет "Народной воли" (1879 г.), целью которого была организация террористической деятельности и покушений на Александра II. В 1883 г. - арестована и приговорена по "процессу 14-ти" к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Провела 20 л. в Шлиссельбургской крепости. С 1904 г. - в ссылке. В 1906-1915 гг. жила за границей. В 1915 г. возвратилась в Россию.
51 - Брешко-Брешковская Екатерина Константиновна (1844-1934 гг.). - "бабушка русской революции". Дочь помещика, в 1870-х г. примкнула к движению народников на Украине под именем солдатки Феклы. Провела 22 года в тюрьмах, на каторге и в ссылке. Организатор партии эсеров, принадлежала к ее крайнему правому крылу и была вдохновительницей политического террора. После Февральской революции поддерживала А.Ф. Керенского. Октябрьского переворота не приняла и боролась с советской властью. В 1919 г. выехала в США для сбора средств в помощь антибольшевистким силам, осталась в эмиграции.
52 - Скоропадский Павел Петрович (1873-1945) - генерал царской армии, крупный помещик. С 29 апреля по14 декабря 1918 г. во время оккупации Украины немцами - гетман Украинской державы. Его поддерживали украинские националисты. После освобождения Украины от германских войск бежал в Германию, где сотрудничал с фашистами.
Леонид Николаевич Хорошкевич. Воспоминания о 1907-1920 гг.



Гимназия Е.А. Репман. Первый ряд, крайний слева - Леонид - во втором ряду, крайняя справа, Елизавета

В студии Юона


Мы шли по Арбату, и я задавал папе множество вопросов, вертевшихся возле одного и того же, а он был озабочен и рассеян
В этот час Арбат был малолюден. Воскресный отдых соблюдался строго. Полотняные козырьки над окнами магазинов не были спущенными - сентябрьское солнце светило неярко и осенняя дымка слегка затушевывала перспективу переулков, дома с мезонинами и садами и повороты Арбата.
Арбат был мне знаком хорошо. Вот магазин Шахворостова, где всегда пахло сухими грибами, мукой и цикорием, вот "Ницца" с блестящими витринами красок, палитр и кистей, вот кривые, стертые ступени вылезших на тротуар старых домов, вот на вывесках кукольного вида дамы в боа и франты с откинутыми полами пальто.
Истекал третий год войны, а два прошли в переменных радостях и волнениях, в надеждах на победу и конец.
Победу над Вильгельмом должен был принести главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, тот, чья сухопарая старческая фигура внушала мне наивную мысль о неподдельном величии.
А фронт не двигался, а Москва переполнялась военными, ранеными и беженцами. Не найти было семьи, в которой брат, сын, муж или отец не были на фронте.
Папа был озабочен. Кругом все чаще и настойчивей говорили о революции.
В доме отца изменился состав клиентов: исчезли знакомые Гарфункель и herr Сhekles и какие-то еще менее знакомые люди просиживали подолгу в кабинете отца и в гостиной, ожидая.
Они оставляли после себя крепкий запах сигар, папирос и духов. На круглом столике гостиной вместе с журналами "Столица и усадьба" валялись газеты и журналы с карикатурами на курящих гимназистов, на мужей, изменяющих женам, на женщин в юбках цвета танго с разрезом вдоль ноги возле колена и изредка - едкие политические карикатуры.
По дороге в гимназию я не раз видел узкую, не новую вывесочку на выступе крыльца "Классы рисования и живописи К.Ф. Юона и Дудина"53.
Классы помещались на втором этаже в доме "Общества русских врачей" на углу Арбата и Староконюшенного переулка.
Приемная студии со старинными книжными шкапами в металлических скрепах, с конским черепом, тканями и гипсами и большим письменным столом носила отпечаток порядка и деловитости.
Я разглядывал предметы, наполнявшие комнату, когда в приемную вошел Юон.
Черная борода резко выделялась на белом воротничке, своеобразная голова с вдумчивыми глазами имела нечто поражающее, так же, как и весь он в темном костюме, красивый в движениях, произвел на меня впечатление человека особенного, сильного, счастливого и светского в лучшем смысле этого слова.
Теперь я припомнил то, о чем говорили взрослые: лето в Воскресенске, строящуюся по проекту отца школу, торговую площадь и двух моих товарищей по играм: Игоря и Бориса - детей художника; лестницу на второй этаж и бородатого человека в белой косоворотке со строгим видом приоткрывшего нам, держа в руке палитру и кисти, после чего мы горошком скатились с лестницы.
Фразы, сказанные Константином Федоровичем после того, как он внимательно посмотрел все мои рисунки, показались мне очень значительными - о том, что надо учиться, что очень хорошо иметь интерес к истории и что моя акварель верно передает весенний воздух.
Последнее замечание меня смутило, так как жилой бревенчатый домик с открытыми окнами, тюлевыми занавесками и солнечными тенями был нарисован с натуры не весной, а осенью.
В студии оказалось пять комнат, и в каждой работали разное: гипсы, Венеру Медицейскую, столики с группами предметов и живую натуру. В первой комнате висел перечень красок нормальной палитры живописца (по Петрушевскому"54).
Стену одной из комнат заполняли мастерски написанные этюды: прекрасные по живой мимике, женская голова и студеная темная река на снежной опушке леса с подписью "Бялыницкий-Бируля""55.
В маленькой кладовушке можно было купить все необходимое для занятий: французскую бумагу для угля, альбомы, закрепители, холст, краски и кисти.
Все было обдумано, все было устроено так, как надо.

____________


53 - Юон Константин Федорович (1875-1958) - русский и советский пейзажный и жанровый живописец, работы которого выдержаны в мажорных тонах, театральный художник, член Союза русских художников, действ. член Академии художеств СССР (1947), нар. худ. СССР, член КПСС (1951).
54 - Петрушевский Федор Федорович (1828-1904), физик-академик. Автор книги, выдержавшей два издания, "Краски и живопись". СПб., 2-е изд. 1904.
55 - Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872-1957) живописец-пейзажист, учился у Поленова В.Д., Прянишникова И.М., Коровина С.А., член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал в традиции русского лирического пейзажа XIX в.

<<< - 98 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz