Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


В первый день я сухим углем осторожно сделал контур черепа и ушел домой с радостным чувством приобщения к чему-то великому. С этого же дня я стал гордым патриотом студии и другие московские студии Рерберга56, Мешкова57, Харламова58 мне казались недостойными сравнения. Кстати, я знал о них только понаслышке.
С первого же дня во мне поселилась бодрая уверенность, а в своем ничтожестве я не убеждался даже тогда, когда оно было очевидно.
Присмотревшись, я обнаружил, что почти все учащиеся в студии были старше меня.
На воскресные занятия приходило много молодых людей: гимназисты, реалисты и кадеты, а также молодые дамы, заполняющие, очевидно, все студии мира и вносящие с собой шумное оживление, улыбки, восторги.
Но на дам я посматривал осторожно, а думал о них нелестно и очень консервативно.
Искусство, сделанное женскими руками, в то время, за очень редким исключением, не содержало для меня ценных качеств. В живописи дам я не замечал смысла, а говорливость их меня смущала, как нечто недостойное. Незадолго до поступления в классы Юона, я видел выставку женщин-художниц. Выставка была устроена в пользу раненых. На этой выставке было много нарисованных кошмаров, вампиров, снов, призраков и т. п. и с тех пор мне начало казаться, что женщины слишком восприимчивы к веянию непонятного и пустого декаданса.
Сосредоточенный ум в 14 лет имеет возможности полного и острого внимания к происходящему. Я ходил сторонкой, и старался ничего не пропустить.
Помощник Константина Федоровича, Михаил Алексеевич Добров, был серьезен и ласков, но к приходу Константина Федоровича все становилось напряженнее и деятельнее.
Имя и власть гипнотизируют людей.
Юон приходил в студию бодрый, мужественный в чудном расцвете душевных и физических сил. Переходя от одного к другому, он садился, брал уголь и очень энергически вносил поправки, сопровождая их ясным и логическим объяснением.
Он говорил то, что интересно слушать, что обычно кажется понятным, но обычно ускользает, что понимается позже, или не понимается вовсе.
Расстояние между учителем и учеником всегда очень велико. Сколько заботы учителю исправить то, что неверно видят и неверно передается.
Несмотря на множество моих ошибок, мне казалось, и это действовало бодряще, что Константин Федорович Юон оценивает меня положительно, как будто предполагал за моей молчаливой сдержанностью какие-то большие качества.
Это было тем дороже, что он стал для меня единственным авторитетом. Еще не зная полностью его произведений, я чувствовал, что около меня мастер и художник огромной культуры и дарования. Ошеломляюще действовали его способность сгруппировать и обобщать явления жизни.
Объясняя и задержав перед мольбертом протянутую руку с угольком, Константин Федорович обращал взгляд к стоящему ученику и мне казалось, что он взвешивает: "Дойдет ли сказанное?" и "Кто перед ним?" Сказанное доходило. Как весенний дождь на землю падали на мои неопределенные взаимоотношения с натурой ясные слова о лепке формы, о характере, о распределении света, об анатомических признаках.
В эти минуты нельзя было не отвлечься им самим, его мыслящими глазами и движениями крепкой и небольшой руки. Я видел, как спутанные и вялые работы под его рукой наполнялись энергичными контрастами золотистых, ярких тонов и окружались звучными тонами теней.
В одно из первых воскресений я рисовал студента в позе играющего на гитаре. Мне удалось в линиях передать движение и круглое лицо с глуповатыми на выкате глазами, но рисунок стал лучше, когда, по указанию Юона я прибавил по два сантиметра к каждой ноге студента.
В воскресных занятиях, бывших для меня несравненной радостью, утвердился мой интерес к рисунку, и глаз приобрел новое внимание к изображению характерного.
Нам позировали: круглолицая девушка с пылавшими от смущения щеками, монах в засаленной ряске, обросший, с разрезом глаз, похожим на волчий, худенький старичок в очках из богадельни, опирающийся на палочку, мальчик, обнаженный до пояса и другой мальчик, тонкий с впечатлительными "по нестеровски" глазами. Во время перерывов монах с внушительной серьезностью, но украдкой, раздавал маленькие лубочные образки святых, отпечатанные на бумаге, и рассказывал о Старом Афоне.

____________________


56 - Рерберг Иван Иванович (р. 1869) - инженер, архитектор, проектировал множество зданий в Москве, принимал участие в проектировании российских ж.д.
57 - Мешков Василий Никитич (1867-1946), художник - пейзажист, график.
58 - Харламов Алексей Алексеевич (1840-1925) - художник, в 1874 г. написал портрет императора Александра II.

Леонид Николаевич Хорошкевич. Воспоминания о 1907-1920 гг.



Однажды студийцы принесли свои композиции, и одна из них стала предметом моего восхищения и зависти. Ее принес кареглазый кадетик с чуть пробивающимися усиками. Сочно и широко написанный этюд изображал ярко освещенную веранду и группу людей на фоне морского прибоя.
У меня же в руках был листок бумаги, претерпевший длительное стирание резинкой: вдали - поворот Волги, а на высоком берегу - костер и рыбаки. Впечатления летней поездки в Жигули получились сухо и безцветно, в красках не было смелости и живой правды. Трава, для которой я подбирал тон при электрическом свете, оказалась при дневном противного желтого цвета.
И все же от непризнания качеств за этим листком акварели, от равнодушного молчания у меня осталась обида, потому что именно я, а не кадетик, был полон внимания к жизни людей.
Вторичный стыд я испытал, когда анатомический торс получился плоским и безобразно "расползался".
Мне пришлось узнать, что в минуты чрезвычайного неудовольствия лицо моего учителя краснеет до кончиков ушей, такой же красный, но от смущения, стоял и я перед ним.
Падение мое было глубоко. Еще не вступив на путь искусства, я имел тяжелый груз пороков. Лень к мыслям, несообразительность, самодовольство.
Как инертная масса, скатывался я с профессиональных ступеней. Быстрота исполнения рисунков равнялась их поверхностости.
Я не признался учителю, что был очень усталым, в течении трех дней, по случаю переезда нашей семьи на новую квартиру.
Профессионализм особенно открыт к житейским мелочам, и художника судят строго, без скидки на условия. Так, бичуя сам себя, возвращался я домой.
"А все же как слушается меня рука! Ведь это я нарисовал худощавую женщину, что сидит в голубой блузке с высоким воротничком и широкими у плеча рукавами, в серой юбке до пят с высокой талией". Рисунок был закончен в меру, понятную мне. И выражение задушевного напряженного лица и свисающие месяцем сережки и растегнувшиеся кнопки в талии и ботики с заплатами - все было замечено и обозначено. "Над чем они столько трудятся? Почему темные рисунки соседей содержат в себе столько лишнего и не содержат что-то нужное? Чего добивается вот этот, кто обсасывыает мокрую кисточку и острым кончиком полирует свою акварель и уже отполировал ее так, что все предметы выглядят, как железные?"
Я видел каждую модель явственно и понимал ее, как себя, и это было убедительно, я чувствовал в себе способность перевоплощаться.
Но все, что не линия, казалось мне лишним.
Другие знают о форме какие-то правила? Но я никого не спрашивал, да ничего другого и нет, кроме того, что я вижу!
Я уже мог на листе бумаги легко разместить фигуру до колен и придать рисунку жизненность.
Из отцовского дома я вынес интерес к характеру, к рисунку вообще и глубокую любовь к естественному, к совпадению общего с частным, причины и следствия в самом прямом, жизненном смысле.
Отец мой всегда был моим судьей, беспристрастным и порой очень насмешливым.
Слова его метко попадали "не в бровь, а в глаз", впрочем, это я понял и оценил гораздо позже, а во время описываемого мною, отец мало вмешивался в мои дела, предоставив все моему обожаемому учителю.

Прошло три года

Прошло три года с дней, на которых я кончил предыдущую главу (главу "В студии Юона"). Течение этих трех юношеских моих лет, также, как и предыдущих, связано судьбой моего отца, а он, в силу своей слабости, стал мне ближе и дороже. В 1918 г. все его скромное состояние было утрачено. Лежавшие в сейфе драгоценные вещи и деньги, доверенные банку Юнкер59, были конфискованы в пользу государства на общем основании по декрету Ленина о конфискации. Страховое общество "Якорь" закрылось. Отец мой, надломленный происходящим, стал на службу архитектором-контролером строительного Госконтроля. Но это были годы разрушения, а не строительства.

____________


59 - Основан И.В.Юнкером в 1818 г. в Москве для покрытия бюджетного дефицита, в особенности зарубежных долгов, образовавшихся в связи с военным расходам и в результате 7 внутренних займов. В 1915 г. он получил название Промышленного и перешел во владение "Товарищества А.Ф. Второва с сыновьями", занимавшегося торговлей мануфактурой на всей территории России. С 1911 г. главой Товарищества стал Н.А. Второв, по прозвищу "Сибирский американец" и "русский Морган". Банк располагался на Кузнецком мосту в здании, построенном А.Э. Эрихсоном в начале ХХ в., 20 мая 1918 г., прекратил свое существование. Боханов А.Н. Деловая элита России 1914 г. М., 1999; Второв О.А. Представители промышленного мира России на рубеже XIX-XX вв. на примере "Товарищества А.Ф. Второва с сыновьями" // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 7.М., 2001. С. 85-87. Комментарий составлен М.И. Леньшиной.
См.сайт: Представители промышленного мира России на рубеже XIX-XX вв. на примере "Товарищества А.Ф. Второва с сыновьями"

<<< - 100 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -



Хостинг от uCoz