Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



Европейски образованный сам, Л.Н. Хорошкевич передавал свои знания учащимся, воспитывая в них уважение к другим народам и культурам 11.
Раз в неделю в 1941-42 гг. из военной части отпускали Константина Феофановича Морозова читать лекции по пластической анатомии.
Кроме того, учащихся готовили к трудному искусству выживания художников в условиях советской действительности, т. е. давали им навыки того, что называлось "халтурой", навыки шрифтовиков и оформителей.
Этим занималась специально А.А. Андреева, твердо усвоившая выражение одного из преподавателей, что "пейзажи и натюрморты художника в СССР не прокормят".
Другие преподаватели тоже вносили свою лепту в расширение культурного кругозора учащихся. Проводились литературные чтения, в том числе и на домах у преподавателей, классика литературы дополнялась и классикой зарубежного искусства, как эпохи Возрождения, так и не очень почитаемых в то время импрессионистов.
Помимо занятий в студии в летнее и весенне-осеннее время проводились занятия на плэнере. Это были, как правило, Новодевичий монастырь и Царицыно. Два раза в год для просмотров работ приходил К.Ф. Юон, однако и эта Голгофа, знакомая каждому художнику, проходила в атмосфере доброжелательности и душевного подъема.
Разумеется, в Студии во время войны было много женщин. И актуальной была одна из тем, заданных для композиций в 1942 г. - Женский труд.
В работах студийцев преобладали военные темы.
В 1942 г. были проведены выставки - Оборона Москвы, Осень и зима 1942 г., в 1943 г. - "Великая Отечественная война в произведениях ее участников".
Комплекс таких материалов пополнялся за счет фронтовых работ бывших студийцев.
Старшина М. Грачев, приславший свои фронтовые зарисовки польских городов - Хелма, Люблина, освобожденного советскими войсками лагеря смерти в Люблине, встреч польского населения и советских войск, писал в 1944 г.: "Последнее время мы непрерывно с боями двигались на Запад. Сейчас перед нами предместье Варшавы - Прага. Часто было жарко, однако я пользовался каждой свободной минутой, чтобы рисовать. Многого мне сделать не удалось, но все же думаю, что драгоценные минуты зря не пропадали. Прошу Вас, напишите мне правдиво о недостатках. Все посылаемые рисунки и этюды я сделал на марше, пройдя вместе со своей частью от Ковеля до Праги. Кончаю писать. Опять усилилась канонада. Видимо, это письмо придется отправить после боя" 12.
Несколько раньше шофер А. Меркурьев писал в Изостудию: "Прошло уже три года, как я на фронте, но мои мысли, как всегда, не покидают студии. Самые счастливые дни и годы моей жизни - это когда я учился в ней. И сейчас, в свободные часы и минуты я усиленно занимаюсь рисунком и живописью. Скажите, возможно ли устроить в студии выставку моих рисунков, которые я сделал на фронте?"13.
Студийцы военного времени участвовали в подготовке боевых листков, плакатов, оформляли здание фабрики "Красного Октября", где учащиеся должны были написать лозунги, разместить портрет Сталина на 4 листах фанеры, "барельеф" Ленина-Сталина такого же размера, оформить парткабинет ВЦСПС.
Несколько поколений учеников Леонида Николаевича стали настоящими художниками-профессионалами. Это - В. Арцыбушева (Мельникова), Л. Берлин, И. Блюмель, И. Богданова, И Васнецова, В. Вайсберг, Л. Вертинская, Т. Воловик, К. Гневушев, Н. Гришин, О. Демидова, Л. Деминская, З. Елисеева, В. Зайцева, А. Курбатов, Б. Маркевич, И. Новодережкин, Н. Новиков, Л. Платов, В. Преображенская, А. Пушкарев, В. Рыбальченко, Г. Спивак, Т. Темпа, Н. Ульянов и многие другие - живописцы, графики, скульпторы, художники театра и кино, всего, по его собственным подсчетам, более ста человек.
Многие студийцы продолжили обучение в различных художественных вузах СССР, однако и покинув студию, они долго вспоминали о ней.
И. Богданова, едва став студенткой Полиграфического института, критически отнеслась к занятиям в нем ("… вообще халтура. И.И. Чекмазов дал рисовать табуретку с кубом и призмой. В студии у нас занятия были лучше", - признавалась она 7 сентября 1955 г.).
Выдающийся скульптор И.Ф. Блюмель, будучи студенткой Академии художеств в Ленинграде, продолжала живо интересоваться делами студии:
"Я часто вспоминаю студию, в особенности наши ночные работы на квадрате. Напишите мне побольше о том, что пишут в студии. Какие Вы делали постановки?" - спрашивала она 5 июля 1945 г.
Следы школы Л.Н. Хорошкевича оказались заметны зрителям в натюрмортах Константина Гневушева, замечательная выставка работ которого прошла в 2003 г.
Для некоторых учащихся оказалось достаточно того багажа, который они получили в Изостудии ВЦСПС.
Наибольшей известности добились выпускники ВГИК'а - художники кино. Рано ушедший Иппполит Новодережкин (1927-1986, окончив ВГИК в 1952 г., он начал свою деятельность с "Моабитской тетради" и выступил художником во всемирно известных картинах "Судьба человека", "Оптимистическая трагедия", "Андрей Рублев", "Калина красная" и многих других ("Первые радости", "Непрошенная любовь", "Пришел солдат с фронта", "Самый последний день", "Пошехонская старина", "Целуются зори").

____________________


11 - Так, придя в соприкосновение с другими народами, старательно изучал их языки - латышский в 1945-1946 гг., украинский - в 1949-1955 гг.
12 - Алексеев М. Начинающие художники // Труд. 24 сентября 1944 г.
13 - Воронцова Л. Указ. соч.
Л.Н. Хорошкевич. Воспоминания учеников.




Он был художником в общей сложности более десятка советских картин, делал декорации к "Трем сестрам".
Его творчество полностью отвечало запросам советского общества эпохи хрущевской оттепели 60-х годов, хотя и тогда пробивать свое видение образов снимаемых сценариев было крайне трудно14.
Больше 60 картин на счету у Леонида Платова (среди них "Ломоносов", "Шаляпин", "Ждите писем", "Большая перемена", "Душечка", "Пограничная тишина", "Вызываем огонь на себя", "Первая любовь", "Курочка-ряба", "Мелкий бес").
Он работал с выдающимися режиссерами кино - А. Кончаловским, А. Прошкиным и др.
Платов унаследовал от учителя талант педагога, он профессор ВГИК'а, воспитавший не одно поколение художников кино и уже 17 лет - декан художественного факультета этого института.
Среди скульпторов наиболее известна Ирина Федоровна Блюмель (р. 3 декабря 1922 г.),
Ира Блюмель. Скульптура. Графика. Ira Blumel. Sculpture. Drawing , выпускница Академии художеств.
В первый период ее творчества преобладали портреты - от дипломного "Маяковского", серии женских образов ("Зина", "Валентина Николаевна" и др.) до монументально-мощного "Сережи", представленные на молодежных, московских и зональных выставках МОССХ'a, в Москве и других городах СССР. В том числе в Риге, на выставке "Скульптура на открытом воздухе" в 1976 г. была отлитая в бронзе "Зоя", а в Днепропетровске - "Золушка".
Наряду с портретами из-под ее рук выходили и многофигурные композиции - "Материнство", "Мордовки".
В более зрелом возрасте их сменили более отвлеченные композиции (серии "Клоуны", "Ангелы" на выставке "Деревянная скульптура" 2003 г. и выставке "Тринадцати" на Кузнецком мосту).
Впрочем, и в это время И. Блюмель не забывала портрета, необычайно выразительная композиция "Моя семья" экспонировалась на групповой выставке в ЦДХ в 1995 г.
Работы скульптора находятся в ГТГ, ГРМ, Доме мастера в Липецке, Астрахани, в замечательном музее современного искусства в Нукусе, постсоветская судьба которого неизвестна, в Болгарии.
По приглашению Е.Ф. Белашовой И. Блюмель в 1959-1961 гг. преподавала в Строгановке.
И продолжая следовать заветам Л.Н. Хорошкевича, которому всегда была искренне предана, с удовольствием помогала своим современникам и более молодым друзьям - Нине Жилинской, Дмитрию Шаховскому, Алле (Аделаиде) Пологовой, Андрею Красулину.
Конечно, далеко не всех жизнь гладила по головке. Трагической была участь немки по происхождению Ольги Мантель, подвергавшейся многочисленным унижениям из-за своей национальности не только в годы войны, но и после нее.
Участь же Изостудии ВЦСПС, где учащихся обучали истории русского и мирового искусства, а не истории партии или сталинизма, сложилась неудачно.
Уже в 1946 г. руководство Студии сменилось.
В 1947 г. была арестована А.А. Андреева, жена поэта Даниила Леонидовича Андреева.
Другие преподаватели военного времени, многие из которых были в свое время выпускниками передовой в начале ХХ в. гимназии Е.А. Репман (С.Н. Борисов-Мусатов, И. Добров, Л. Хорошкевич), в эпоху начинавшейся борьбы с космополитизмом были уже не ко двору, равно как и сама Студия.
За безидейность и космополитизм она была закрыта в марте 1948 г.15
Эпоха "военной оттепели" в сфере культуры кончилась, а вместе с ней пришел и конец этого оазиса в лоне совьетизма.
Однако память о Л.Н. Хорошкевиче сохранялась его учениками. Приводим их воспоминания16 и одной из портретируемых.

И.С. Богданова

Война. 42 год. Хмурая какая-то, отчужденная Москва. Рано темнеет, холодно. Страшно, налеты по вечерам.
Зима. Казалось бы, что могло в этой страшной, такой непривычной жизни обрадовать? А вот было, было то, что никто из нас, уже людей немолодых, не может забыть никогда.
Был красивый дом (Изостудию ВЦСПС во время войны перевели в центр города в помещение Дворянского собрания, в советское время Дома союзов, на четвертый этаж здания, выходившего на Георгиевский пер. и Пушкинскую улицу - Большую Дмитровку с просторными и светлыми - даже с верхним светом помещениями - В.Ш.), входя в который, окунаешься в великое прошлое, была в нем художественная студия.
И был там человек, которого мы помним, любим и чтим всю свою жизнь
Этим человеком был Леонид Николаевич Хорошкевич. Мы очень любили его. Думаю, что эта наша любовь поддерживала, ограждала его от каких-то сложностей и неурядиц жизни, которых мы не ведали.
Он любил эту атмосферу почитания, ему было хорошо с нами.
Это был оазис среди сумрака и тревог войны. У каждого из нас кто-то был на фронте, каждый носил в себе тревогу о близком. И поэтому радость была особенно нужна всем.
Леонид Николаевич входил к нам немножко ироничный, всегда с какой-то прячущейся улыбкой и с сиянием глаз.
И все уходило куда-то далеко, далеко, и начиналась прекрасная жизнь искусства, которая до сих пор только одна поддерживает меня на плаву, дает силы в жизни, дает забвение неприятностей, болезней и трудностей нашей жизни.
Вспоминаю первый день, когда я девчонкой 15-ти лет пришла "наниматься".

____________


14 - См. подробнее: Ипполит Николаевич Новодережкин. М., 1999. Благодарю Л.М. Платова за знакомство с этим изданием.
15 - Не помогла и более чем одобрительная характеристика деятельности Студии 1947 г. в прессе (Огонёк, 23 июня 1947 г. С. 26).
16 - Большая часть воспоминаний учеников начала 90-х годов ХХ в. опубликована (Леонид Николаевич Хорошкевич. Каталог выставки. М., 1993). Воспоминания А.В. Михайловой и Л.М. Платова написаны в июне 2005 г.

<<< - 132 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz