Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



"СВЕТ НА ВСЮ ЖИЗНЬ"

Воспоминания о Л.Н. Хорошкевиче
Учителю - Леониду Николаевичу Хорошкевичу


В картине жизни, полной красок,
Где властелин - великий цвет,
Там с обнаженностью, без масок,
Ложились рядом тень и свет.

Пусть время тонкими мазками
Рождает светоч, как тогда.
Мы вновь пришли к тебе с цветами
Сквозь суету и сквозь года.

Вновь пиршеством палитра пышет,
Ложатся рядом тень и свет,
А сердце преданностью дышит
К Тебе, к искусству, - сколько лет…

И память сердца не остудна,
Пути-дороги нелегки.
И низко кланяемся в жизни трудной
Тебе всегда - твои ученики.

В.Б. Арцыбушева (Мельникова)

Хотя работы Леонида Николаевича Хорошкевича рассеяны в музеях и частных собраниях России (ГТГ, ГИМ'е, Музее истории Москвы, ГРМ в Санкт-Петербурге, других московских и периферийных музеях России (Томска, Рязани, Тулы, Липецка), и других стран и после 1993 г. полотна художника экспонируются в выставочных залах, галереях и музеях России на коллективных выставках, и была персональная выставка в ЦДХ в 1995 г., спустя 40 лет после его смерти, сейчас о нем знают немногие.
Имя художника практически предано забвению, хотя уже при жизни были зрители, высоко ценившие его работы (в особенности из серии "Военная Москва" и Рига 1942-1947 гг.)1.
Однако пришло время вспомнить о нем, как и обо всех тех, кто прошел вместе с народом тяжкие испытания, кто при этом сохранил лучшие человеческие качества, честность и принципиальность в искусстве.
Судьбы художников того поколения, зрелость которых приходится на 30-40-е годы, имеют много общего.
Медленное угасание таланта или быстрый слом - пределы выбора. Каждое из этих десятилетий было для них роковым.
Московским художникам второго-третьего ряда, не перестроившимся в соответствии с партийными требованиями и сохранившим верность этическим и эстетическим нормам русского гуманистического искусства, которых по аналогии с малыми голландцами можно назвать "малыми москвичами", угрожала физическая или творческая гибель, полная невозможность осуществить свои замыслы.
Первые годы Советской власти пришлись на время их приобщения к художественной жизни Москвы, расцвета их индивидуальностей, многообещающего начала творчества.
Второй этап - столкновение с беспощадной бюрократической машиной тоталитарного государства и испытание на выносливость и стойкость…

Основы художественных знаний Леонид Николаевич получил в юности в мастерских К.Ф Юона, В.Н. Мешкова, П.И. Келина. Продолжил специальное обучение с 1919 г. в образованных на базе Строгановского училища2, Училища живописи, ваяния и зодчества в 1918 г., Свободных государственных художественных мастерских у А.Е. Архипова. Затем, до 1924 г. во ВХУТЕМАСС'е на графическом и живописном факультете3.
Система обучения ставила своей задачей привить знания пластической анатомии и перспективы, передать профессиональные навыки, четкого и правильного построения композиции и рисунка.
Основы художественных знаний, заложенных в юности, дали необходимую уверенность в своих силах и способностях, открыли возможность поисков собственного, самостоятельного пути в искусстве.
Однако и после революции с 17 лет ему пришлось заниматься педагогической деятельностью.
Он обучал школьников колонии Марфина в 1919-20 гг., общеобразовательных школ Свиблова в 1920-22 гг., Кускова в 1926-30 гг., метростроевцев в 1930-35 гг., учащихся ФЗУ и училища "Памяти 1905 г.", театральных художников и модельеров.
В 20-е годы Л.Н. Хорошкевич много занимался графикой, начав иллюстрировать "Боги жаждут" Анатоля Франса, в 30-ые - "Неточку Незванову" Ф.М. Достоевского 4.
В довоенные годы участвовал в выставках "Жар-цвета", выставках молодых художников.
В 1931 г. он принят в члены Всероссийского комитета cоветских художников, а вскоре после этого и Московского товарищества художников.
Он делает политические плакаты для Комитета Севера при ВЦИК, выполняет серию рисунков и акварелей на тему колхозного строительства, приобретенную Государственным историческим музеем для отдела "Соцстроительство".

____________________


1 - Один из них (И.И. Петров) летом 1947 г. признался, что "не ожидал видеть в Москве в Палашевском тупике такие вещи, вещи культурного парижанина. Вещь - часть Вас самого. Удивительно, что все идет из глубин Вашей души. У Вас целый мир, и этот мир своеобразен и велик. Какой диапазон! Ваше искусство поднимает. Не бойтесь себя, а бойтесь других. Ваше искусство поднимает. Какое счастье, что Вы живете…".
2 -Хан-Магомедов С.О. Высшие художественные образовательные учреждения (комплексная архитектурно-художественная школа 1920-1930 гг.). М., 1995. С. 6.
3 - В эти высшие художественно-технические мастерские были преобразованы "Свободные" - т. е. Строгановское училище (Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. М., 1990).
4 -Некоторые из иллюстраций к Достоевскому, отнюдь не лучшие, увидели свет под фамилией его давнего приятеля А.А. Шишова (Достоевский Ф.М. Повести. М., 1949).
Л.Н. Хорошкевич. Воспоминания учеников.




В 1935 г. был награжден почетным знаком Моссовета за художественно-скульптурную работу на строительстве московского метро.
Во время поездок на Волгу (Углич, Гурьев) и в Крым он внимательно вглядывается в традиционный быт и русских, и крымских татар, и казахов.
В его работах конца 20 - начала 30-х годов предстают и уже уходящие типы "Матушка Софья" 1928 г. (Томский музей) и вновь появившиеся ("Инженеры" 1933 г. для треста "Эмбанефть"), и характерные для того времени маргиналы ("Осколки прошлого" 1929 г.) и поэтичные образы русских девушек ("Девочка с козликом" 1928 г.). Как до войны, так и после нее он с увлечением пишет портреты (архитектора И.П. Машкова 1928 г.5, ныне в Липецком музее; писательницы А.В. Валюс, ныне в Тульском музее и Музее истории города Москвы).
Портреты композиторов Р.М. Глиэра и И.И. Дзержинского поступили в 1949 г. в Театральный музей им. Бахрушина. В 1941 г. он сделал панно "Спорт" для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Кроме этого с 1924 по 1926 гг. - работал художником в многотиражке "Сигнал" и журнале "Геодезист" (органы Военно-геодезического отряда и Военно-топографического управления штаба РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии, в рядах которой и находился).
С 1939 г. до осени 1941 г. преподавал живопись и рисунок в Московском институте прикладного и декоративного искусства, переименованном в 1940 г. в ЦХПУ (Центральное художественно-промышленное, ныне снова Строгановское училище).
С 1942 по 1946 г. был художественным руководителем Центральной студии изобразительных искусств ВЦСПС, до ее закрытия в 1948 г. оставался преподавателем рисунка и живописи.
Публикуемые воспоминания учеников Л.Н. Хорошкевича касаются по преимуществу военного времени, когда из столицы были эвакуированы не только музеи, но ее покинули и высшие учебные заведения - Строгановка и Суриковский институт.
Единственным художественным образовательным учреждением осталась самодеятельная Студия изобразительных искусств ВЦСПС.
Она возникла, судя по газетным публикациям, около 1935 г.6.
В этот год были созданы творческие союзы художников и литераторов, в 1934 г. прошел первый съезд писателей СССР.
На волне "упорядочения" творческого дела и партийно-государственной регламентации художественных процессов сложилась и студия самодеятельных художников.
Ее звездный час наступил, когда в Москве она осталась единственным профессиональным училищем художников.
Патроном Изостудии, как и до войны, был К.Ф. Юон, а занятия там вели его ученики и не эвакуировавшиеся из столицы преподаватели высших учебных заведений - И. Добров, К.Ф. Морозов, П.И. Карпов, С.Н. Борисов-Мусатов, в конце войны к ним присоединились К.Г. Дорохов, М.Г. Хазанов, И.М. Рубанов.
Зимой 1941-42 гг. несмотря на частые налеты, под вой сирены и грохот разрывающихся бомб здесь, за окнами, наглухо задраенными плотной синей бумагой и затянутыми шторами, продолжались занятия.
В студии, как и везде, царил такой холод, что замерзала даже вода для акварели.
Среди обучавшихся в Изостудии в это время (в феврале 1942 г. их было 40 человек) преобладали рабочие и служащие: работница фармацевтической фабрики О. Демидова, в будущем художественный редактор издательства "Детская литература" и автор многочисленных серий гравюр с видами старой Москвы, няня З.И. Красикова соседствовали со слесарем Н. Гришиным, ставшим известным скульптором, 16-летний столяр Н. Поробов - с 65-летним архитектором М. Айвазяном, очень исправно посещавшим Студию.
Многие студийцы уходили на фронт. Некоторые возвращались оттуда инвалидами (как, например, Ник. Первеев7).
Учащиеся в течение трех лет должны были овладеть профессиональными навыками в области рисунка, живописи, композиции, курсами анатомии и перспективы.
Здесь программа начиналась с азов, студийцам объясняли, что такое подрамник, как натягивать холст, как разводить клей, составлять эмульсии, качественно грунтовать холст, хранить живопись и т. д.
Три дня в неделю были посвящены рисунку, живописи, композиции, четвертый - теоретическим дисциплинам 8.
Исходя из мысли, изложенной Л.Н. Хорошкевичем:
"Искусство - только след, однако след пройденных шагов человечества.
Для (хорошего) искусства нет прошлого - оно перенимает старое и остается новым"
9, учащимся преподавали историю искусства.
. Этот предмет вел не уехавший с Суриковским институтом И. Добров. Другие преподаватели тоже вносили свою лепту в расширение культурного кругозора учащихся. Проводились литературные чтения, в том числе и на домах у преподавателей, классика литературы дополнялась и классикой зарубежного искусства, как эпохи Возрождения, так и не очень почитаемых в то время импрессионистов10.

____________


5 - Ему же принадлежат и посмертные портреты И.П. Машкова в августе 1945 г., а ранее - его супруги.
6 - Эту дату дает Л. Воронцова (Воронцова Л. В изостудии ВЦСПС // Вечерняя Москва. 6 мая 1944 г.). В 1943 г. считалось, что Студия существует больше 8 лет (Ольгина О. В студии ВЦСПС // Вечерняя Москва. 29 апреля 1943 г.), в феврале 1944 г. - 9 лет (Изостудия ВЦСПС. // Вечерняя Москва. Февраль 1944 г.).
7 - Да и после войны "в этой школе живописи можно увидеть за мольбертом и убеленного сединами ученого, и солидного инженере или врача, и молодого газосварщика, и совсем юного школьника (Огонёк. 23 июня 1947 г. С. 26).
8 - Изостудия ВЦСПС // Вечерняя Москва. Февраль 1944 г
9 - Леонид Николаевич Хорошкевич. Каталог выставки. М., 1953. С. 3.
10 - В связи с этим приведем отрывок из письма отца одной из учениц Л. Хорошкевича - Бориса Брежнева от 21 июня 1940 г.: "Вы за несколько коротких, эпизодических встреч уже в какой-то мере приобщили Лерку к искусству, расширили ее горизонт и подсказали пути к пониманию и к работе. Новые для нас Дега и Моне, почти непонятные сначала, к концу беседы воспринимались уже по - другому. В частности, мы, благодаря Вам, увидели - рассмотрели "Танцовщиц" и унесли их с собой, вчера и сегодня к ним возвращаясь".

<<< - 130 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz