Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



Что человек на палубе парохода имеет другую походку, чем на улице и т. д. и т. д.
Все это порядок жизни, где движения подчинены предметам и их взаимодействию.
Искусство находит свой порядок, отвечающий порядку жизни и средства, которыми оно действует на зрителя.
Этот порядок строго математичен. В основе его лежат - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и другие геометрические фигуры.
А если говорить о пространстве, то в основе будут объемы: шар, призма, конус, цилиндр и другие тела.
В основе этого порядка лежит - диагональ, ритмичные повторения фигур, пятно и линия, как граница пятна, света или цвета.
3.О заполнении светом и краской центра: "Черная вдовушка" Федотов, темный силуэт бурлаков - Репин13, темный силуэт входящего - "Не ждали" , темный силуэт Сикстинской Мадонны; светлые силуэты: лежащей Венеры Джорджоне14, Ангел покидает Товия15.
Значит речь идет о выражении центра красочным пятном.

5-я беседа "О практической работе над композицией"

1-я стадия работы - своеобразно представлению нанести первый эскиз или карандашом, или углем, или красками, или кистью в один тон.
2-я стадия работы - проверить все натуральными зарисовками, этюдами, сообразуясь с принятым горизонтом.
3-я стадия - объединить все в так называемом картоне. Картон - подробный рисунок на бумаге, желательно в натуральную величину картины.
4-я стадия - перенести механически, т. е. способом припороха или способом отпечатка (изнанка вымазывается толченым карандашом, сангиной, углем), или по клеткам рисунок картона на холст.
5-я стадия - живопись картины

Программа по композиции

1.Общее понятие о композиции. Начало ритма и симметрии в природе.
2.Композиция - организующее начало всех видов искусства.
3.Примитивная композиция первобытного художника и детей.
Методы работы над композицией:

1. теоретическое выяснение её основ,
2. изучение композиционных принципов и норм прошлого искусства,
3. практическая работа
Марксистское определение композиции
Композиционное начало - как порядок в искусстве, противостоящий порядок в жизни.
Организация точки зрения.
Найденность величин.
О математичности пропорций композиции.
4. Значение точки зрения.
Изменение видимости при изменении точки зрения и, вместе с тем, изменение образа.
Значительность, величина изображенного при низкой точке зрения.
Обыденность - при средней точке зрения.
Созерцательность - при высоком горизонте. (Сравнение работ: "Зима" Брейгель16, Тьеполо17, "Сватовство майора" - Федотов, "Петр I-й" - Серов.)
Подчинение всех оттенков картины единой точке зрения и нарушение этого закона. (Рафаэль "Обручение Марии")
Приближение и удаление точки зрения. Изменение образа. При удаленной точке зрения - созерцательность. При приближенной точке зрения - соучастие зрителя. (Рембрандт "Ночной дозор"; Домье 18"Вокзал Сен-Лазар".)
5. Фрагментарность
Значение слова. Появление фрагментарных композиций. (Мастера фрагмента - Дега19, Домье.)
Противоположность фрагментарности - замкнутая композиция. Рафаэль "Сикстинская мадонна", Леонардо "Тайная вечеря"
6. Величины.
Отношение к величинам в искусстве раннего Востока.
Выделение значительности величиной. (Египетский рельеф "перевозка статуи Фараона".)
Отношение к величинам в новом искусстве Европы. Подчиненность величин пространственному построению картины.
Роль места для постановки главной фигуры.
Значение окружающего пространства: фона, фигуры, интервалов, аксессуаров.
Математическая основа величин. Принцип кратных отношений, Золотое сечение. 7. Фон и фигуры.
Два принципа решения фона и фигур:
а) фон, как аккомпанемент для фигур, т. е. повторение в линиях и массах ведущего мотива фигур (Джорджоне "Спящая Венера"; Делакруа 20"Гамлет", "Неверие Фомы"; Икона школы Дионисия ХV века; "Оплакивание" Джотто21).

____________________


13 - Картина Репина И.Е. "Бурлаки на Волге".
14 - Джорджоне (Джорджио Барбарелли из Кастельфранко) (1471-1510), итальянский художник, ученик Джованни Беллини. Его картина "Спящая Венера" оказала большое влияние на Тициана
15 - Автор - Рембрандт ван Рейн
16 - Брейгель - семья фламандских художников: Питер Брейгель - старший (1525-1569), Питер Брейгель - младший (около 1565 -1637) и Иоганн Брейгель - младший (1568-1625).
17 - Тьеполо Джанбаттиста (1696-1770) итальянский художник и гравер.
18 - Домье Оноре (1808-1879) французский художник и скульптор, занимался литографией. Известен также своими социальными и политическими карикатурами.
19 - Дега Эдгар (1834-1917) французский художник, гравер и скульптор. В его картинах прекрасно передано движение.
20 - Делакруа Эжен (1798-1863) - французский художник, смелый новатор и глава школы романтизма в живописи. Автор стеновых и потолочных панно в Лувре и известных картин: "Данте и Виргилий в Аду", "Свобода, ведущая за собой народ".
21 - Джотто из Бондоны (1266-1337) - итальянский художник, архитектор и мозаист. Автор трех знаменитых фресковых композиций: "Из жизни Св. Франциска Ассизского" в Ассизи (Перуджия) и в церкви Св. Креста во Флоренции и фрески " Сцены из жизни Христа" в Падуе. По значимости влияния Джотто на живопись, его можно считать основателем современного искусства, особенно его в области передачи художественными средствами объема и пространства.
Л.Н. Хорошкевич. Дневник художника





б) контрастное решение фона и фигур ("Вечерний звон" Милле22; Еще примеры: Тинторетто23"Перенесение тела Св. Марка"; Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"; Александр Иванов "Явление Христа народу").
Усиление образа, усиление силы воздействия на зрителя.
Что такое композиционная схема?
Композиционная схема возникает как результат замысла и т. н. волнующей мысли, образа и его пластических форм.
Замысел плюс пластические формы.
Неповторимость мысли человека ведет к неповторимости и смене форм.
Значит речь идет не об единой композиционной схеме, но о многих схемах, в которых повторимы только критические начала.
Критическими началами я называю те начала, которыми мы определяем пластическую сущность композиции:
1. Величины
2. Движение - диагональное, слева направо, круговое, встречное и т. д., т. е. главенствующее начало и ведущее начало в композиции
3. Взаимосвязь фигур и фона
4. Свет и цвет и их организация
5.Организация форм, т. е. их трехмерность.
В композиционной схеме всегда участвуют и отмечены:
1. Величины;
2. Движение;
3. Взаимосвязь фигур и фона;
4. Освещение плоскости;
5. Схема самих форм.
Из высказываний Дега.
"Все, что я делаю, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров: о вдохновении, непосредственности и темпераменте я ничего не знаю"
"Вот ваша ошибка. Вы захотели передать воздух, который находится снаружи, воздух, который мы вдыхаем, "пленэр", но воздух, который видят в картинах мастера, это не тот воздух, которым можно дышать".
"Сделайте рисунок, начните его сначала, переведите на кальку, начните его сызнова и снова скалькируйте".
О копировании классиков: "Нужно копировать и снова копировать старых мастеров, только когда вы дадите доказательство, что вы хороший копиист, разумно будет позволить вам сделать рисунок с натуры".
Об одной из выставок у Дюран-Рюэля24: "Я даже встретил там Монэ25, я сказал ему: я ухожу, все эти отсветы на воде причиняют боль моим глазам….. Мне казалось, что всюду были сквозняки, еще немного - и я поднял бы воротник моего пальто"26.
О чем говорить в Третьяковской галерее
Первые мастера, выученики приезжих с Запада.
Крепостные мастера. Аргунов, крепостной графа Шереметьева. Смесь итальянщины с чисто русским. Свадьба (?).
Портретисты.Левицкий 27, Боровиковский28, Кипренский 29.
Разница стиля. Реализм Левицкого и Кипренского. Полнота использования палитры и глубокое раскрытие содержания.
Рокотов - утонченный живописец, французское влияние. 18 век.
Карл Брюллов30. Романтизм (Жуковский). Боровиковский - романтизм, сентиментализм.
Отличительные черты реализма 18 и начала 19 веков - уважение к традициям письма, тщательность композиции, полная законченность.
Искусственность в сочетании отдельных моментов у Левицкого, у Брюллова.
Линия реализма, как ее понимал Александр Иванов.
Ухо музыканта воспринимает мир, как звуки,
Ухо обывателя воспринимает лишь отдельные звуки, преимущественно имеющие отношении к практическому.
Мир, переломляясь в уме значительного человека, значителен.
Мир, переломляясь в глазах художника, значителен и красив.

Художник, избегающий процесса делания, боящийся увидеть результаты своей работы, ничего не достигнет и останется мечтателем, его отношение к искусству будет только потребительским, а его указания, как зрителя, останутся тоже сомнительными, "полушколой" в силу остановки в его развитии.

Конец Дневника


____________


22 - Милле Жан Франсуа (1814-1875) - французский художник, один из представителей Барбизонской школы живописи. Его самая известная работа "Анжелюс" находится в Лувре
23 - Тинторетто Джакоппо (1518-1594) - итальянский художник венецианской школы. Автор работ на исторические и мифологические сюжеты во Дворце Дожей и в С. Рокко в Венеции
24 - Поль Дюран-Рюэль и его сын Жозеф известный французский галерист и торговец картинами.
25 - Моне Клод Оскар (1840-1926) - французский живописец. Один из основателей импрессионизма. Развивал достижения мастеров Барбизонской школы в области пленэрной живописи.
26 - Дега Э. Письма. Воспоминания современников. М., 1971. С. 160, 249; Валерии П. Дега. Танец. Рисунок
27 - Левицкий Д.Г. (около 1735-1822) - русский живописец, один из выдающихся мастеров портретной живописи. Замечательны своей поэтичностью и раскрытием человеческой индивидуальности портреты воспитанниц Смольного института.
28 - Боровиковский В.Л. (1757-1825) - русский художник-портретист. В его работах наиболее ярко воплотились черты сентиментализма, он разработал тип изображения "частного" человека с правдивой передачей характера модели. Исполнял живописные работы в Казанском соборе в Петербурге.
29 - Кипренский О.А. (1782-1836) - русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Основной жанр творчества - портрет.
30 - Брюллов К.П. (1799-1825) - русский живописец. Долгое время жил и работал в Италии, где написал ряд, получивших известность, работ, среди которых "Последний день Помпеи".

<<< - 128 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz