Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


Д.П. Федорин
Урок творчества и жизни
Выступление на вернисаже персональной выставки Л.Н. Хорошкевича в ЦДХ (Москва) 12 декабря 1995 г.


Вся драматургия жизни Л.Н. Хорошкевича чудесно, неисповедимо, неотвратимо закручена.
Его творчество и сама жизнь абсолютно актуальна до мельчайших даже житейских ситуаций - во всем ясно читается назидающее начало Провидения - смотри, понимай, учись…
Он вырос и воспитывался в семье русской интеллигенции. Восприняв культуру русского искусства XIX в. и пристально всматриваясь в искусство Запада и Востока, обдумывая законы Бытия и творчества, Леонид Николаевич всем своим творчеством утверждал непреложную для русского художника истину: ИСКУССТВО ГУМАННО, ЛЮБОВНО-РОДСТВЕННО ЧЕЛОВЕКУ, его бедам, боли, страданиям.
Никогда, нигде ни разу он не усомнился в естественной уверенности в силе ПРАВДЫ, ЛЮБВИ, ИСКРЕННОСТИ.
В любой самой малой почеркушке (очень много набросков, рисунков в альбомы - постоянно рисовал) пронзительно до болезненности сквозит любовь, строгость (нигде звук не форсируется, нигде нет красивости ради искусственности) в отношении к своей работе.
В формальном отношении ничего не придумывал, не изобретал сверх того, что требовала ПОЭТИЧЕСКАЯ МЕЧТА художника.

А мы все те же, мы поэты
За вас о вас страдаем вновь,
Храня старинную любовь,
Твердя старинные обеты


А. Блок

Его миссия в том и состояла, чтобы сохранить высокий, строгий, абсолютно поэтический русский стиль изобразительного искусства ХIХ в. и передать потомкам.
И эту миссию он выполнил сполна, до конца сохранив в своем творчестве целомудрие русского искусства, высокий бескорыстный вкус. В его работах, остающихся вполне самостоятельными, часто угадываются параллели с уже ставшими классическими произведениями художников России и не России.
Удивительно, как это сделано!
Без хитросплетений, нарочитостей, натяжек и прочих профессиональных уловок - все просто, все ясно, доступно.
Каждая работа, как ручеек, волна за волной источает поэзию. Какая-то магия - ничего не понятно нам, современным дурачкам, сиротам.
Возродится ли связь с прошлым, или так и останемся брошенными?
Закрытие Третьяковки нанесло непоправимый ущерб нашей художественной культуре.
Теперь нужно восстанавливать, работать, учась у наших предшественников, в том числе и Л.Н. Хорошкевича, реалиста в настоящем исконном смысле этого слова.
Красивый, скромный, мудрый, прозорливый психолог в портретах, пейзажах, натюрмортах напоминает нам о лучших достижениях в изобразительном искусстве.
Портреты Лалевич, коллег, украинцев, - ах, какая незаметная, прикровенная, скромная маестрия, какое тончайшее проникновение в образ, какая цельность восприятия и проникновенность…
Вспоминаются репинские портретные шедевры, перовские, серовские.
Глубина, мастерство - те же. И это не пошлая компиляция - свежесть чувств, своя ритмика, своя жизнь - восхождение на костер.
В этом искусстве нет ничего нарочито назидательного, пережимающего меру, все в рамках правдоискательного русского стиля.
И нечего проводить параллели и унижать такое видение и понимание искусства и мироздания.
Это космическая суть русского искусства, вносящего в мировую симфонию существеннейшую мелодию любви-жалости.
Эта черта давно замечена мировым сообществом, но как-то обесценена и оподлена.


Л.Н. Хорошкевич. Урок творчества и жизни



Изображая Москву (улочки, крыши, вид из окна), он - художник Москвы, т.е мера абстрагирования, характер чувствования, манера изображения - московские.
Изображая Ригу, он - русский полуевропеец - весь арсенал достижений импрессионизма (ах, как сделано!) плюс сдержанные мелодии среднерусского человека. Раскрепощенный, среднерусский…
Но фокус искусства не в том, чтобы не быть Ван Гогом, а в том, чтобы быть самим собой - русским и написать "Сбор урожая" с восхитительными реминисценциями северянина (соблюдением присущей северу скромности - тут собака зарыта!).
Тут высшее искусство правды и красоты - всякой: этической, эстетической, религиозной - что в высших горних сферах суть одно, одно же и в искусстве Леонида Николаевича, вот где торжество христианского духа и его воплощение.
В этом главный смысл эстафеты русского искусства новейшему, расхлябанному, погрязшему в подлом антиискусстве поколению.
Прошло почти 40 лет после смерти художника, а ученики до сих пор не могут с этим смириться, и сами, уходя из жизни - осталось их совсем немного - заставили родственников сделать выставки его произведений, вернуть из небытия поразившее, украсившее и определившее их жизнь явление художника, обладавшего и литературным дарованием.
Художник - горящая жертва, факел, свеча, самосжигающее начало.
Удивительно, как мы не видим чудес, не замечаем единственно интересного в жизни, жертвенного костра искусства, не благоговеем, не восхищаемся, не боготворим его.
Свою миссию сохранения традиций целомудрия русского искусства Леонид Николаевич выполнил сполна.
Он был из тех учителей, кто всей своей жизнью, опытом, творчеством демонстрировал свое учение.

Когда сочувственно на ваше слово
Одна душа отозвалась,
Не нужно вам возмездия иного,
Довольно с вас, довольно с вас.


Ф. Тютчев

На высокое творчество и жертвенную жизнь художника Л.Н. Хорошкевича отозвалась не одна душа, а много…
Основой его метода было живое, поэтическое, кровно заинтересованное участие в жизни, людях, красота, сочетающиеся с глубоко профессиональным подходом к построению образа.
Неизменно восторженное, почтительное отношение его учеников уходящего поколения (70-ти - 80-тилетних), подобное такому же его самого к своим учителям, наглядно доказывает это.
Спектр индивидуальностей его учеников не только удивляет, но буквально ошарашивает (среди них живописцы, графики, скульпторы, мозаичисты, дизайнеры), наталкивая на старую, как мир, истину: учитель не экзекутор, но духовный, а в искусстве и профессиональный наставник, воспитатель личности мастера.
В маленькой комнатушке, где проживал Л.Н., всегда дружески, по-родственному бывали ученики, наблюдая, впитывая образ художника, его служения и …гибели.
Ведь все, что делается на земле "высокого и прекрасного", делается ВОПРЕКИ злободневно практической требовательности жизни, а неподчинение ее требованиям наказуемо жестоко, ужасно, тем более в сталинскую эпоху, эпоху дьвольской подделки и полуправды, эпоху замещения одного другим (практика сего древнейшая и упорнейшая - нам ли этого не знать!).
Леонид Николаевич претерпел, вынес, не покривив душой…
Был борцом с пошлостью …
Вот таким перед нами и стоит примером Л.Н. Хорошкевич.





<<< - 160 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz