Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


"Мне право грустно, что Вы не видите красоты" - шепелявил он - Вас не восхищает прелесть молодого лица, а волны волос и блеск глаз Вы, вероятно, не замечаете вовсе.
Вы только грамотно и умело показываете нам то, что Вы плохо увидели в жизни неискушенным глазом.
Искусство и рабство - несовместимы.
Я не представляю себе, о чем Вы думаете, когда рисуете то, или иное лицо.
Вы оставляете в стороне удивительное и все неправильное, и не замечая, что лицо полно контрастов, срисовываете его так, чтоб зрителю доставить, как можно меньше хлопот и поводов для мысли, грусти и иронии.
Вы даже придумали в оправдание своего рабского труда доказательство, что нужно сделать сто голов, что бы сто первая вышла похожей на то, что уже принятое.
Когда на сто первой голове Вы добились этого, то замечаете, что эта вторая голова отличается от всей сотни предыдущих и чтоб ее сделать Вам надо или еще сто голов, или все передумать по - новому.
Да так же не хватит жизни! Но если нет дерзости - полюбить безобразное, нет нежности - принимать то, что есть в человеке, Вы превратите его в банальное чучело.
А? Вы называете это портретом! Какая ирония!"
Пока он так говорил, профессионалы, прикидываясь восхищенными, рассматривали рисунки с тем равнодушным видом, какой принимают только художники перед чужой работой, как бы надевая броню в целях самозащиты.
Один был интересней другого.
Мои глаза остановились на портрете девушки. Я был очарован.
Овал лица был изысканно найден чистой и выразительной линией.
Голова с выпуклым женским лбом была дана, как закрытая книга, по поводу которой хочется узнать ее содержание.
Глаза, блеск в которых потускнел от преждевременных и жестоких извращений, смотрели нагло и грустно.
Несимметричный рот улыбался, в улыбке было смущение и желание, и намерение сдержать, и не показывать ни того, ни другого.
Вся поверхность была тщательно разработана. Этот рисунок становился драгоценностью, сделанной осторожно и уверенно рукой большого художника.
Ритмы пятен светотени были чудесно изменены.
Глядя на эту вещь можно было, начав с любой точки, рассматривать все остальное во временной последовательности.
Приятно было узнать, где ласковая рука художника задержалась, любуясь, где он грустно смеялся, и как ритмичны были следующие движения.
Передо мной была тихая музыка, воплощенная просто.
Ее создавали уголь, мел, и очень экономно введенный цветной карандаш.
Это был отзвук флорентийских празднеств, улыбка Ботичеллиевской Афродиты.
В этой, несколько утомленной и маньеристической вещи, самое интересное было то, что она была сегодняшней.
Но преемственность была налицо, и я почтительно приветствовал мастера.
Соблюдая превосходство профессионала над дилетантом, один маэстро указал на целый ряд анатомических погрешностей в пропорциях рисунка обнаженного юноши.
"Поймите, сходство основано на понимании разницы - ответил артист, - я рисую не так, как многие. Я не могу начать, потом уснуть, как ремесленник и возвращаться наутро к той же работе. Во время еды, сна и других отвлечений, мой глаз теряет ясность, а мысли - остроту. Скажите, какому мудрецу среди Вас удастся восстановить все это на следующий день? Нет. Я знакомлюсь на улице с поразительной женщиной, я умоляю ее дать мне сеанс. Моя плешивая голова играет при этом различную роль, смотря по образу мыслей незнакомки. Но, если это удается, я рисую, не отрываясь, пока не растрачу себя.
Не кажется ли Вам, что Вы становитесь в другие отношения с моделью? Иногда вы - генералы перед подчиненными, а иногда нижние чины перед генералами, смотря по успеху Вашей работы. А если добавить к этому, что Вам оплачивают творчество….?
Что может быть ужасней Ваших намерений установить центр в себе, а не в объекте. Это безрассудно и недостойно. Это приводит Вас к печальным результатам".
"Ваши рассуждения - очень своеобразны, но Ваши работы доказывают, что Вы - настоящий художник", - ответил мастер больших орлов.
Профессионалы прощались с артистом, утомленные его экспансивностью и выходили один за другим.
Я выслушал, не отрываясь, рассказ Давида. Мне показалось, что в искусстве, как и в жизни, слишком легко потерять раз найденное, и я вспомнил слова из дневника Леонарда да Винчи:
"Собирайте же мудрость, собирайте сладкую пищу для старости".
(Отсюда - переход: вскользь о работе Леонардо и пройденных годах. О Великом мастере будущего.
И глава о Рембрандте: метод его заимствования. Описание картины "Ангел оставляет Товия")

Тринадцатый вечер.
"Шпана", "Инженеры" (картины)
О Великом мастере будущего.
Леркина живопись - эскиз старика и этюд. О композиции. Замкнутая композиция эпохи Возрождения (кружение волчка) и открытая (выход волчка за пределы картинной плоскости).
Дедая и его "мисс Лоло". "Я не знаю ничего лучшего……"


Мы вернулись к нашему обычному месту. Леонид занял место в кресле, я - рядом с ним, на табурете.
Мы закурили папиросы и долго смотрели молча на полосу леса. О, этот дикий, безобразный климат!
Я вспоминаю тайгу и летние вечера на Тихом океане, что вспоминал Михаил.
Не знаю, кажется ему ненавистно все холодное, серое, угрюмое и слишком громадное.


Л.Н. Хорошкевич. Проза.



Голубой автомобиль стоит на дороге у входа к нам. Из дверей на носилках выносят труп, двое санитаров в белых халатах перекладывают его во внутрь автомобиля, дверки автомобиля закрываются и он уезжает.
Ветер развевает белые халаты санитаров, они, подплясывая от холода, быстро уносят внутрь пустые носилки.
Полногрудая Мария вбегает с большим подносом, и в коридоре слышен стук повозки, в которой с грохотом развозится еда.

Четырнадцатый вечер
Известия извне. Большая Елена больна.
Письмо Елены и стих Саши Черного "Есть горячее солнце, наивные дети…"
Давидович и Милдовский , Кукрыниксы.
"Судьба надолго приковала меня к постели…"


От художника я получил два письма, одно из них было написано мне, а другое он оставил мне с неизвестной целью.
Вот они: "Дорогой друг и т. д…."
И второе, "Слушай, и суди меня, как хочешь…."
Еще один вечер
Филимон и Фелисата.

*****************


СОН


В палате спали. Я смотрел раскрытым глазом в темноту.
Рядом с постелью был стеклянный столик, дальше, уткнувшись в подушку, лежал соседний больной Плашков.
На его одеяле с пятнами, как у пантеры быстро перебегая, появилась крыса.
Около его головы появилась другая, белая. Они встретились на рукаве и, двигаясь совсем без шума, пропали.
Тогда я вышел в коридор, имевший много ответвлений, прошел в большую комнату.
В окнах была ночь. На громадном столе лежало громадное не доглаженное полотенце и рядом - оставленные утюги.
Никого не было.
"А, устала гладить" - подумал я, и включил электричество в маленький чугунный утюжок.
Я только приблизил к нему электрический шнур, как в утюге что-то затрещало и вспыхнуло, взяв его в руку, я убедился, что он горячий и мне показалось истинным наслаждением махать им по столу.
Моя правая рука удлинилась вдвое и я без малейшего усилия доставал до середины стола.
Но полотенце исчезло, и я водил утюгом по большим листам стекла, а пахло мокрой тканью.
С досадой я быстро бросил это занятие, пошел прочь по темному коридору, завешанному одеждой, пока не увидел незнакомую дверь.
Не думая, я быстро решил, что эта дверь в мою комнату. Однако передо мной стоял мой приятель Леша, необычайно потолстевший.
Он не шевельнулся на мой оклик. Я еще раз осмотрел его. Разглядел серый пиджак, галстук и воротничок Леши.
Но у не было ни лица, ни рук, а эти места заполнила какая-то восковая масса.
Тогда я размахнулся и изо всей силы ударил его правой рукой. Рука действовала неловко в локтевой части, но удар пришелся в левую грудь и левую ключицу Леши.
Рука отскочила, как от надутой резины, а тело осталось таким же, как было.
Лешин пиджак остался в воздухе мешком.
Ничуть не удивившись всему этому, я перешел в другую часть коридора.
Вошла девушка, я хорошо знаю ее, она красива, талантлива и умна.
Грациозным движением раскрыла папку, и там промелькнули яркие этюды.
Я видел их мельком, но сказал: "Вы гениальная, и это знаю один я. Но Вы останетесь, а я умру".
И мне с ней было жалко расставаться с ней, но мучила зависть к живым.
Нам предстоял с ней серьезный разговор, я хотел уклониться от неприятных тем.
Мне подали лифт, лифт, звеня, разбился в вдребезги на мелкие куски.
Я проснулся и увидел, что в палате - Тоня с утренним завтраком, и ставит на стеклянные столы в изголовье больным тарелки с омлетом, стаканы и ложки.
"Разбился лифт, лифт разбился", - сказал я ей.
"А вот Вам завтрак" - улыбаясь, ответила Тоня.

1940 год 4-11
Б-ца "Соколиная Гора"

ГОРОДСКОЙ РИСУНОК


Человек вышел из дома утром, и ему все показалось радостным.
Небо было красиво, солнце светило ясно и встречные шли с улыбками.
Человек был возбужден. Он чувствовал, что в нем есть что-то прекрасное.
Это "что-то" было смутным, оно и радовало и мешало. Он хотел рассказать встречным знакомым и незнакомым…….
Наступил вечер, и верхушки города очертились ясной, тягостной линией. Улицы стали безлюдны и зажглись фонари - одинаковые, светлые шары.
Тогда человек вошел в бар и стал пить водку. Ему захотелось убить то самое, что в нем было.
И он убил. И стал говорить не то, о чем хотел, а другое - злое и горячее.
И ему казалось, что он говорит умные, справедливые слова.
А человек, сидевший напротив, тоже много говорил.
И они не особенно вникали в слова друг друга. И оба не верили, что говорят то самое, что нужно.
И оба кричали, сначала по одному, а потом стали кричать вместе.
Тогда подошли два служителя с медными пуговицами, чтобы вывести их на улицу.
Человек сопротивлялся, и ему надавали пинков.

1949 год.



<<< - 158 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -





Хостинг от uCoz