|
Сборник материалов по истории украинско-русского рода XVI-XX вв.
Анна Яковлевна взглянула на меня через стол с явной ненавистью и быстро
ответила: "Ах ты, пёс! Коля, уж не ты ли научил его?!" - обратилась она к моему отцу.
Мое нечаянное восклицание смутило и папу, но кончилось все просто: Анна Яковлевна перестала
бывать у нас.
День за днем приносил из большого мира новые слова, но понимать смысл земельной реформы
Столыпина моему уму было непостижимо, и первыми друзьями стали басни Крылова и стихи Пушкина,
чудным образом действовавшие на воображение:
"Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит…".
Мне дарили маленьких оловянных солдатиков, и я расставлял их на полу для сражения.
Но папа не велел мне играть в такие игры и куда-то их все унес. Это было досадно,
но я примирился: папины слова мне были законом. В зимние вечера взрослые, т. е. папа, дядя Алеша,
тетя Катя и еще незнакомые мне, после таинственных приготовлений, закрывались в гостиной и
подолгу сидели там. Сквозь дрему и детскую долетали их голоса. Иногда я просыпался от звуков
прекрасной и грустной музыки. Кто-то играл на пианино, обычно запертом. Потом я узнал, что
это был "Сентиментальный вальс" Чайковского. На окнах комнаты из-за синих занавесок
выглядывали чудесные узоры мороза, фантастические цветы и листья, в открытую форточку
было видно, как бесшумно падает снег в слабых отсветах фонаря, а ветки рождественской
елки, смешавшись с тенями комнаты, блестели бусами, игрушками и флажками. Среди игрушек
красиво выделялись белый ангел и картонные пожарные, спешащие на пожар.
Мое происхождение на земле было очень неясным и однажды, вырезывая бумажные фигурки
за большим обеденным столом, я спросил папу: "Откуда мы взялись?". Папа улыбнулся и
ответил: "Я нашел вас на возу". Я живо представил себе Смоленскую площадь, рынок,
где много овощей на возах и в палатках и на одном из возов с капустой себя и Литу.
"Как же это было, папочка, расскажи…" "Я увидел вас на возу и подошел, чтобы взять
с собой, а какая-то дама… - мне представилась дама в цветистой шляпке и с
цветистым подолом - …захотела тоже вас взять, и стала спорить со мной, что
это дети ее…". Как страшно, у дамы ясно обрисовалось вздорное
лицо… "Да, но я вас не отдал и тебя, Левка, я потянул сильно с
воза одной рукой, а другой - Литу, и вы достались мне"… Какое счастье,
папочка, ну какой ты хороший. Как все это хорошо случилось, что мы не попали к той даме.
Июль 1950 г.
1909 г. Нодендаль17.
Теперь, когда прошло уже столько лет, и события могли бы изгладить в памяти
все следы прошлого, передо мной всплывают подробности, целые картины, возникают
образы давно и мало виденных людей, ярко рисуются мелькнувшие ненадолго ландшафты,
моря и города. В детские годы побывал я с отцом в Финляндии, Эстонии, в Крыму и на
Кавказе, и моя память сохранила живость тех впечатлений. Поездка в Нодендаль была
первым далеким путешествием. Я впервые увидел Петербург,
где мы проездом задержались, очевидно, с тем, чтобы осмотреть его. В памяти сохранились
монетный двор и гробницы царей. Может быть, ночь скрыла от меня дальнейшее: Выборг и
начало финской земли. Я будто проснулся на Сайменском канале 18. Пароход стоял в шлюзе.
На палубе, шумной от народа, папа, Лита, Натя и Лизавета Михайловна. Пароход медленно
опускается. У самых перил палубы на гранитных стенах канала обнажаются зеленые водоросли.
Они поматываются в бурлящей воде, как длинные, мягкие бороды.
____________________
17 - Нодендаль - приморский город Або-Бьернеборгской губернии в
Финляндии в 15 км. от г. Або.
18 - соединяет р. Сайму с Выборгским и Финским заливами,
строился в 1845 - 1856 гг. длина 59 км, имеет 28 шлюзов. Это наиболее значительное
сооружение такого рода в Финляндии.
|
|
|
Леонид Николаевич Хорошкевич. Воспоминания о 1907-1920 гг.
Мы плывем по каналу. Совсем близко от нас крутые берега, весенние рощи с чистой шелковистой
травой. В этот день все быстро меняется. Шлюзы и канал кончились. Из вагона виден ровный
лесистый пейзаж под пасмурным небом. Издалека из-за высоких елок доносится сильный равномерный шум.
На террасе гостиницы взрослые сидят за столиком. Лизавета Михайловна ждет, когда ей подадут "уофф".
Так она называет кофе. Около нее - складной стульчик, зонт и ящик с красками. Спустившись,
я сбегаю -вниз - и бегу по крутому спуску, так вот она какая, Иматра 19! И течет с горы, широкая,
вся в белой пене, и грохот ее нельзя перекричать.
Гельсинфорс 20 в моем представлении, - огромный город, свободно и красиво размещенный, с домами
и улицами, каких я не видал в Москве.
Мы осматриваем Зоологический сад, где на свободе ходят
цапли, и Лита кормит их хлебными крошками и боится спугнуть.
Мы пересекаем обширную площадь. Женщины скребут жесткими щетками торец мостовой и моют начисто
всю площадь, так начисто, как у нас подметают комнаты.
Морская даль. Шумное движение в порту. Океанские пароходы необычайных размеров. И в эти
впечатления вторгаются редкие детали. Почему-то тут же балкон, и на тарелке очень вкусные куски
копченого угря.
Из шумного порта наперерез двухтрубным гигантам нас увозит белый пароход "Ева Мунк" 21, весь блестящий
и нарядный. Мы плывем вдоль островов. Я надеюсь, не появится ли открытое море? Но когда кончается
один остров, то за ним вдалеке уже вырисовывается другой.
На рассвете я просыпаюсь в каюте. Все спят. Внизу на белой салфетке откидного столика лежат бананы
и папина газета. Пароход идет в полной тишине, пыхтя и слегка подрагивая. Я приоткрываю створку
иллюминаторов и, тихо притаившись от счастья, вижу открытое море. Светло-голубое и спокойное,
оно начиналось около меня и тянулось вдаль.
Утро проходит в споре и ссоре, потому что Лита проспала, ничего не видела и не верит мне,
да и взрослые слушают меня недоверчиво. Обидно. У меня нет доказательств - они же все спали.
Примирились, конечно. Лита, все-таки, тоже полна удивления и радости.
Мы сливаем слова "Ева Мунк" в одно "Евамунк". Пароход получает имя мужского рода и становится живым.
Голос его трубы - живой голос. Это понимаем только мы. И нам совсем неважно, какая сила приводит
его в движение, и, если бы меня взяли за шиворот и сказали: "это пароход, этот пароход называется
Ева Мунк, и он назван так в честь знаменитой и чтимой Евы Мунк, я бы не поверил.
На следующий день мы сходим на пристань в Або и прощаемся с Евамунком. Его третий гудок разрывает
мне сердце. В этом прощании я впервые испытал глубокую силу боли следующих разлук.
На маленьком пароходе мы долго едем вдоль шхер. Пароход делает частые и крутые повороты.
Иногда совсем близко от нас над водой -темнозеленые ели, берег, гранит, мох.
Мы живем в комнатах, которые не надо запирать. Наши деревянные кровати утром складываются и
получаются кресла. Вечерами Натя подолгу сидит у окна и читает без лампы. Ночи настолько светлы,
что все видно и трудно заснуть.
Наискосок от нашего дома лужок с высокой травой.
Но как ужасен кисель из ревеня, в нем тянутся какие-то нитки.
У морского берега, под горой, пройдя по мостику через ров, живет девочка Лора. С ней и с ее
мамой мы познакомились на прогулке, а ее отец оказался с густой черной бородой.
____________________
19 - Речь идет о водопаде Иматра на очень порожистой, как и все реки в этой части Финдляндии, р. Вуоксе.
20 - г.Гельсинфорс, современное название - Хельсинки.
21 - Ева Мунк - "Эбба Мунк". Корабль был построен в 1888 г. в г. Або (ныне Турку, Финляндия)
в начале ХХ в. Был назван в честь супруги второго сына шведского и норвежского короля Оскара
Карла (1859-1953б), этот брак, совершенный вопреки воле короля Оскара II (1829-1907),
лишил кронпринца права на наследование престола и титула, превратив его в принца Бернадотта.
Позднее он получил титул кн. Висборга. Княгиня Висборг (1858-1946) намного пережила красавец
корабль, названный ее именем. Во время Первой мировой войны он был реквизирован, снабжен
орудиями и пулеметами и под названием "Комета" вошел в состав Балтийского флота, но уцелел в
войну и был возвращен владельцу финнами. Его потопила советская ПЛ "Щ-323" 10 декабря 1939 г.
у острова Уте. Комментарий подготовила М.И. Леньшина. См сайты:
Симптом уже виденного, как творческий симптом
Великая отечественная под водой
Элементы судов, входивших в состав тральных соединений русского флота в войну 1914–1917 гг. на Балтийском море
|
|
|