Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.


В доме отца был пестрый народ, Дельцы, домовладельцы, московские фабриканты - заказчики отца, чаще всего с немецкими фамилиями: Гант37, Бауэр - подрядчики, а по праздникам - городовые с визитом за серебряным рублем или полтинником, нищие, монашенки из Новодевичьего монастыря в черных рясках, в белых платочках. Они приходили скромно в дни Пасхи, приходили и христосовались пасхальными яичками, расписанными в монастырской келье.
Вспоминая Москву того времени, вспоминаю, что и мы, дети, чувствовали, как воздух накален враждой и ожиданием необычайного.
В те годы мир разделился на многие группы: чиновники, дельцы, близкие к правительству, кулаки, капиталисты, интеллигенция и нищие. Озорство входило в обычай.
Газеты подробно сообщали о преступлениях, самоубийствах самыми различными способами, о таинственных кражах со взломами.
Дело Бейлиса занимало столбцы газет в течение многих месяцев38.
Происшествия в Черном лебеде, загородном доме Рябушинского, передавались из уст в уста39.
Кинематограф показывали публике хищных и ловких героев уголовного мира. Нат Пинкертон, король сыщиков, был мечтой едва ли не всех городских мальчишек.

Искусство

В детстве я много рисовал. Видя мою склонность, папа доставал книжки, с которых можно было срисовывать листья, ветки, цветы, деревья, принадлежности труда, перспективные интерьеры, фигуры людей и части лица.
Я много старался перед этими книжками, но все это, запечатленное линией клише, мало что говорило воображению, и я стал срисовывать картинки из иллюстрированных изданий Пушкнна и Лермонтова.
Эти картинки казались наполненными тем смыслом, который было интересно узнавать и передавать.
Рисовал, заимствуя сюжеты и изменяя их на свой лад. В бесконечных сериях развертывались трагические моменты гибели «Титаника», героический конец Тараса Бульбы, подвиги Нахимова и Корнилова.
Я был очень патриотичен, и меня восхищали смелые дела людей. Мне было около 10 лет, когда Афанасий Афанасьевич Прокопович, папин помощник, заступивший Кильдишева40, высокий и полный украинец, черный, блестящий, как жук, дал мне первый урок рисунка.
Мы устроились около обеденного стола. Я раскрыл большую новую тетрадь в синей корке и на первой странице нарисовал контуры стакана.
Задача заключалась в том, чтобы нарисовать стакан, лежащий и обращенный отверстием ко мне. Пока я возился над рисунком, ошибался в длине сокращающейся части, Афанасий Афанасьевич, видимо, скучал. Потом, быстро выправив рисунок, он предложил мне нарисовать стоящий стакан и после исполнения мною рисунка счел урок законченным. С этого дня так и повелось, и я с нетерпением ожидал следующего урока, чтобы рисовать домашние предметы, коробки, ящики и посуду с открытыми и закрытыми крышками
Вскоре к занятиям присоединились мои сестры – Натя и Лита, и мы втроем писали масляными красками живописные предметы и углем рисовали гипсовые маски и части головы. Обучение, как мне казалось, шло ускоренно, равняясь на Натину восприимчивость.
Натя была старше нас, круглолица, миловидна, причесывалась на прямой пробор и имела черную родинку на щеке. С нами надо было возиться и иметь терпение для этого, а у Нати получались более эффектные результаты. Она смело швыряла масляную краску на холст, и Афанасий Афанасьевич видимо утешал себя старшей, миловидной и более способной, как ему казалось, ученицей.
Эти вечера занятий были очень приятны, они вносили тепло и энергию общего напряжения, совместных дружных усилий, а искусство имеет чудесное свойство отвлекать от горестей и будничных забот. Не могу забыть случай, когда, узнав, что мы будем писать масляными красками, я побежал к крану и принес под общий хохот баночку с водой, чтобы разбавлять краску. О, когда дело касалось рисования, меня торопить и мне напоминать не надо было.
После занятий с Афанасием Афанасьевичем в моих руках появилась большая уверенность, и когда уроки наши весной прервались, то я по своей наивности вернулся к излюбленным мотивам, но – увы! – рисунки с пароходами и капитанами стали получаться в черном жирном контуре, и вовсе не нравились мне.
Так маленький опыт отравил мои первые наивные радости
В середине следующего года занятия возобновились.. Папа, уважая мое настойчивое желание и оставив в покое моих сестер, поручил меня Елизавете Михайловне.
Я рисовал настольную лампу, пепельницу в виде башмачка с двумя цыплятами и другие предметы, которые я должен был обтушевывать сообразно видимому.
У меня не хватало терпения и опыта, как у неспособного мальчика, описанного Леонардо да Винчи. Мне было 11 лет. Я ошибался в пропорциях и в построении.
Елизавета Михайловна терпеливо, штрих за штрихом проходила по моим рисункам, и они становились неузнаваемы - исчезали корявые черные контуры, все делалось серым. И лампа, и лист аканфа и маска смеющегося бедуина получались, как добросовестные копии
Весной, к началу марта вернулся папа из заграничной поездки.
Он посмотрел мои рисунки и сказал, что в них очень много тушевки. Видно было, что и вкус Елизаветы Михайловны, и ее вмешательство в мои рисунки ему не нравились.
Елизавета Михайловна была дочерью, генерала Грудистова, которого мне довелось видеть лишь один раз в жизни.
Грудь генерал-инженера была украшена боевыми орденами. Вскоре он умер.
Елизавета Михайловна жила одинокой старой девой, обиженная в своей семье мачехой. "Азавета Михайловна" (так называли мы ее в детстве) была другом нашего дома, настоящим и преданным. Она приходила к нам каждое воскресенье и с полдня допоздна пребывала у нас.
Ее привязанность к моему отцу длилась в течение долгого ряда лет.
Маленькая художница, кончившая Строгановское училище по классу фарфора, забитая нуждой, Елизавета Михайловна цеплялась за все случаи заработать. Но летом, как полагается, писала этюды маслом и даже сочиняла композиции пастелью.


____________________


37 - Гант - вероятно Гантер. "С.Ф. Гантер и К" торговый дом, имел механический завод в Пятницкой части. Или братья Гантерт - баденские подданные, они имели торговый дом и торговали техническим и др. товаром в Театральном проезде в д. Хлудовых.
38 - Он обвинялся в похищении крестьянского мальчика для совершения над ним якобы "еврейского, религиозного обряда", т. е. убийства и принесения в жертву богу невинной крови (прим. автора).
39 - В Петровском парке в доме под названием "Черный лебедь" застрелил свою жену московский фабрикант Рябушинский и был оправдан судом, т.к. убийство было совершено из ревности и в состоянии аффекта (прим. автора).
40 - Кильдишев Вячеслав Климович - архитектор, построил ц. Знамения и Серафима в Домодедовском районе в с. Битягово, жилой дом кооператива Медсантруд (1928). Его постройки имели оригинальное архитектурное решение в стиле модерн.
Леонид Николаевич Хорошкевич. Воспоминания о 1907-1920 гг.



Я помню, как из маленького кусочка пластилина она вылепила голову моего отца и показала воочию, что такое сходство. Лепка ее была простая, в ней не было размаха и самоценной красоты пластики, но коричневый кусок пластилина воспроизвел почти на моих глазах близкие черты со вниманием и теплотой душевного расположения. Пластилиновая голова утвердила мое уважение к Елизавете Михайловне, но папу переубедить было трудно: он скептически относился к творчеству Елизаветы Михайловны и предпочитал работы Влад. Клим. Кильдишева, очевидно, по какой-то предвзятости своего мнения, потому что Кильдишев так раскрашивал портреты отца, так лишал его естественности, мне даже неловко было смотреть на это произведение папиного уважаемого друга.
Елизавета Михайловна оставила еще одну работу в нашем доме: ширма, сделанная по рисунку отца, состояла из трех створок. На каждой из них, поверху, были написаны сцены из "Песни о вещем Олеге", а на больших нижних полях - "Утро", "День" и "Вечер", первые картины были скопированы с работ Васнецова41, вторые - с картинок Билибина42.
В то время как я должен был ходить в гимназию, дома учить уроки и заниматься музыкой с Татьяной Владимировной Йогилес, меня все больше и больше захватывало чудо изображения.
Разучивая гаммы и несложные пьески школы Черни, я невольно рассматривал створки ширмы. Из леса выходит белокурая девушка в простом наряде. Из-за горы выезжает на коне всадник в шлеме и латах. В левой руке он держит копье, правой прикрыл глаза и всматривается в даль. И коса девушки, отброшенная на одно плечо, и кривой посошок и вышивка на холщовой рубахе девушки, и светлый всадник - все пронизано красивым смыслом. Окрик Татьяны Владимировны: "Играй же", - выводит меня из мечтательного созерцания, в котором я парил. Я играл. Татьяна Владимировна, потеряв терпение, садится за рояль.
Под ее юркими руками клавиши звучат громко и стройно. Все в доме затихает от восхищения, а я, оставшись один, опять рассматриваю створки ширм.
В гостиной и столовой было много соблазна для глаз. На стенах висели десять, двенадцать картин или подаренных отцу, или купленных им.
В широкой раме мореного дуба висела лесная речка, написанная в духе Крыжицкого43, поражала и эффектами и иллюзией снега, тонкого льда, легких теней на снегу и мастерски выписанной корой рослых деревьев.
Эту картину, завернутую в простыни, принесла к нам однажды смущенная женщина, жена, а может быть вдова художника Михайлова44 Отец беседовал с нею […. ]*
Из двух маленьких коричневых картинок, я помню только одну: в тени высокой арки, двое мужчин дрались на шпагах, откинув в сторону цветные сюртуки. Темный лак, красная киноварь на одеждах, выпуклые мазки блестящих шпаг, все говорило красивым и чужим языком.
Я брал картинку в руки, рассматривал вблизи коричневую, блестящую как пленка поверхность, рассматривал добротную изнанку и покрасневший от времени сосновый подрамник.
Но торжественное событие наступило для меня, когда поздним вечером настежь раскрыли все двери парадного входа и внесли огромную темную картину в музейной, широкой, золоченой раме.
В красной одежде с белым тюрбаном на смуглой благородной голове стоял в профиль к зрителям чернобородый человек и, с деликатным жестом рук, следил, как слуги поднимают больного на седло белой лошади.
Группа, окутанная тенями, выступала из мрака немногими и могучими красками.
Картина эта, "Милость самарянина", впоследствии приписанная Иордансу45 или бывшая с него превосходной копией, была прислана в подарок отцу княгиней Куракиной из ее родовой коллекции.
Ранним летом мне удалось увидеть прелесть уголков нашего московского сада.
Я сделал в альбоме рисунки тачки, ворот и каменной террасы. Эти грязные и черные рисунки выгодно отличались для меня шутя удавшимися перспективными сокращениями и тенями и были сделаны с темпераментом и смелостью уверенного в себе мальчишки.
Осенью 1916 г. в сентябрьское воскресенье мы с папой отправились в студию Юона, и в моей папке лежали не только эти рисунки, но и акварели, пробы масляными красками и композиция "Конские состязания в Сибири". Эта композиция делалась с великим трудом. Сибирские "инородцы" (так назывались тогда люди азиатских племен Сибири) по замыслу должны были сидеть на корточках, и сгибать им ноги, скрытые полосатыми халатами, было очень трудно. Властителем моих дум был Верещагин 46. Его картины в Третьяковской галерее были для меня правдой и безупречным мастерством. Имя художника, знакомое с сумерек детства, переплеталось в моей памяти с событиями японской войны, день за днем описанной в номерах "Нивы" с дымом "Варяга" и крейсеров героической эскадры адмирала Макарова 47.
Но не великие подвиги прельщали меня. Всем предыдущим недолгим опытом, событиями и жизнью, творящейся вокруг меня, я был накануне того, чтобы принять, если б знал ее, фразу Гете: "Кто владеет наукой или искусством, тому не нужна религия"


____________



41 - Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.) - художник, передвижник. В 70-х годах писал преимущественно жанровые картины. С 1880 г. создавал произведения на тему русской истории, былин и сказок. По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве, выстроен фасад Третьяковской галереи в 1902 г. Работал, как монументалист, выполнив росписи Владимирского собора в Киеве, в 1885-1896 гг.
42 - Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) - русский художник - график, иллюстратор, театральный художник, учился в Мюнхене и у И.Е. Реппина, был членом объединения "Мир исскуства". С 1936 года профессор Академии Художеств в г. Ленинграде. Создал характерный "билибинский" стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народной и средневекового русского исскуства (лубка, вышивки, резьбы по дереву, миниатюр рукописей). Орнаментальность и декоративность общего решения рисунка, строгая графичность сближают его произведения с графикой с тиля "модерн".
43 - Крыжицкий Константин Яковлевич (род в 1858) - живописец - пейзажист, член Академии художеств. Его картина "Перед грозой" находится в Третьяковской галерее.
44 - Михайлов - личность не установлена
45 - Якоб Иорданс (Jordaens Jacob) - фламандский художник (1593-1678 гг.), после смерти Рубенса стал главой фламандской школы. Его работы отличаются красотой композиции, блеском красок и гармонией светотени. Сюжет упоминаемой картины: спасение погибающего путника милосердным самарянином.
46 - Верещагин Василий Васильевич (1842-1904 гг.) - художник. Картины писал гл. обр. на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Рисовал документально точные батальные сцены. Создал особый жанр документально-этнографической живописи. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.
47 - Макаров Степан Осипович (1848-1904 гг.). С 1894 г. командующий эскадрой Средиземного моря, с 1896 г. - вице-адмирал, командующий эскадрой Балтийского моря. В 1904 г., во время русско-японской войны, командовал Тихоокеанской эскадрой. Руководил действиями кораблей при защите Порт-Артура, погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. Автор свыше 50 научных работ по военно-морской тактике, кораблестроению, артиллерии, гидрографии, минному делу. Руководил строительством ледокола "Ермак" и совершил на нем арктические плавания.

<<< - 96 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -