Что человек на палубе парохода имеет другую походку, чем на улице и т. д. и т. д.
Все это порядок жизни, где движения подчинены предметам и их взаимодействию.
Искусство находит свой порядок, отвечающий порядку жизни и средства, которыми оно действует на зрителя.
Этот порядок строго математичен. В основе его лежат - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и другие геометрические фигуры.
А если говорить о пространстве, то в основе будут объемы: шар, призма, конус, цилиндр и другие тела.
В основе этого порядка лежит - диагональ, ритмичные повторения фигур, пятно и линия, как граница пятна, света или цвета.
3.О заполнении светом и краской центра: "Черная вдовушка" Федотов, темный силуэт бурлаков - Репин
13, темный силуэт входящего - "Не ждали" , темный силуэт Сикстинской Мадонны; светлые силуэты: лежащей Венеры Джорджоне
14, Ангел покидает Товия
15.
Значит речь идет о выражении центра красочным пятном.
5-я беседа "О практической работе над композицией"
1-я стадия работы - своеобразно представлению нанести первый эскиз или карандашом, или углем, или красками, или кистью в один тон.
2-я стадия работы - проверить все натуральными зарисовками, этюдами, сообразуясь с принятым горизонтом.
3-я стадия - объединить все в так называемом картоне. Картон - подробный рисунок на бумаге, желательно в натуральную величину картины.
4-я стадия - перенести механически, т. е. способом припороха или способом отпечатка (изнанка вымазывается толченым карандашом, сангиной, углем), или по клеткам рисунок картона на холст.
5-я стадия - живопись картины
Программа по композиции
1.Общее понятие о композиции. Начало ритма и симметрии в природе.
2.Композиция - организующее начало всех видов искусства.
3.Примитивная композиция первобытного художника и детей.
Методы работы над композицией:
1. теоретическое выяснение её основ,
2. изучение композиционных принципов и норм прошлого искусства,
3. практическая работа
Марксистское определение композиции
Композиционное начало - как порядок в искусстве, противостоящий порядок в жизни.
Организация точки зрения.
Найденность величин.
О математичности пропорций композиции.
4. Значение точки зрения.
Изменение видимости при изменении точки зрения и, вместе с тем, изменение образа. Значительность, величина изображенного при низкой точке зрения.
Обыденность - при средней точке зрения.
Созерцательность - при высоком горизонте. (Сравнение работ: "Зима" Брейгель
16, Тьеполо
17, "Сватовство майора" - Федотов, "Петр I-й" - Серов.)
Подчинение всех оттенков картины единой точке зрения и нарушение этого закона.
(Рафаэль "Обручение Марии")
Приближение и удаление точки зрения. Изменение образа. При удаленной точке зрения - созерцательность. При приближенной точке зрения - соучастие зрителя. (Рембрандт "Ночной дозор"; Домье
18"Вокзал Сен-Лазар".)
5. Фрагментарность
Значение слова. Появление фрагментарных композиций. (Мастера фрагмента - Дега
19, Домье.)
Противоположность фрагментарности - замкнутая композиция. Рафаэль "Сикстинская мадонна", Леонардо "Тайная вечеря"
6. Величины.
Отношение к величинам в искусстве раннего Востока.
Выделение значительности величиной. (Египетский рельеф "перевозка статуи Фараона".)
Отношение к величинам в новом искусстве Европы. Подчиненность величин пространственному построению картины.
Роль места для постановки главной фигуры.
Значение окружающего пространства: фона, фигуры, интервалов, аксессуаров.
Математическая основа величин. Принцип кратных отношений, Золотое сечение.
7. Фон и фигуры.
Два принципа решения фона и фигур:
а) фон, как аккомпанемент для фигур, т. е. повторение в линиях и массах ведущего мотива фигур (Джорджоне "Спящая Венера"; Делакруа
20"Гамлет", "Неверие Фомы"; Икона школы Дионисия ХV века; "Оплакивание" Джотто
21).
____________________
13 - Картина Репина И.Е. "Бурлаки на Волге".
14 - Джорджоне (Джорджио Барбарелли из Кастельфранко) (1471-1510), итальянский художник, ученик Джованни Беллини. Его картина "Спящая Венера" оказала большое влияние на Тициана
15 - Автор - Рембрандт ван Рейн
16 - Брейгель - семья фламандских художников: Питер Брейгель - старший (1525-1569), Питер Брейгель - младший (около 1565 -1637) и Иоганн Брейгель - младший (1568-1625).
17 - Тьеполо Джанбаттиста (1696-1770) итальянский художник и гравер.
18 - Домье Оноре (1808-1879) французский художник и скульптор, занимался литографией. Известен также своими социальными и политическими карикатурами.
19 - Дега Эдгар (1834-1917) французский художник, гравер и скульптор. В его картинах прекрасно передано движение.
20 - Делакруа Эжен (1798-1863) - французский художник, смелый новатор и глава школы романтизма в живописи. Автор стеновых и потолочных панно в Лувре и известных картин: "Данте и Виргилий в Аду", "Свобода, ведущая за собой народ".
21 - Джотто из Бондоны (1266-1337) - итальянский художник, архитектор и мозаист. Автор трех знаменитых фресковых композиций: "Из жизни Св. Франциска Ассизского" в Ассизи (Перуджия) и в церкви Св. Креста во Флоренции и фрески " Сцены из жизни Христа" в Падуе. По значимости влияния Джотто на живопись, его можно считать основателем современного искусства, особенно его в области передачи художественными средствами объема и пространства.