"СВЕТ НА ВСЮ ЖИЗНЬ"
Воспоминания о Л.Н. Хорошкевиче
Учителю - Леониду Николаевичу Хорошкевичу
В картине жизни, полной красок,
Где властелин - великий цвет,
Там с обнаженностью, без масок,
Ложились рядом тень и свет.
Пусть время тонкими мазками
Рождает светоч, как тогда.
Мы вновь пришли к тебе с цветами
Сквозь суету и сквозь года.
Вновь пиршеством палитра пышет,
Ложатся рядом тень и свет,
А сердце преданностью дышит
К Тебе, к искусству, - сколько лет…
И память сердца не остудна,
Пути-дороги нелегки.
И низко кланяемся в жизни трудной
Тебе всегда - твои ученики.
В.Б. Арцыбушева (Мельникова)
Хотя работы
Леонида Николаевича Хорошкевича рассеяны в музеях и частных собраниях России (ГТГ, ГИМ'е, Музее истории Москвы, ГРМ в Санкт-Петербурге, других московских и периферийных музеях России (Томска, Рязани, Тулы, Липецка), и других стран и после 1993 г. полотна художника экспонируются в выставочных залах, галереях и музеях России на коллективных выставках, и была персональная выставка в ЦДХ в 1995 г., спустя 40 лет после его смерти, сейчас о нем знают немногие.
Имя художника практически предано забвению, хотя уже при жизни были зрители, высоко ценившие его работы (в особенности из серии "Военная Москва" и Рига 1942-1947 гг.)
1.
Однако пришло время вспомнить о нем, как и обо всех тех, кто прошел вместе с народом тяжкие испытания, кто при этом сохранил лучшие человеческие качества, честность и принципиальность в искусстве.
Судьбы художников того поколения, зрелость которых приходится на 30-40-е годы, имеют много общего.
Медленное угасание таланта или быстрый слом - пределы выбора. Каждое из этих десятилетий было для них роковым.
Московским художникам второго-третьего ряда, не перестроившимся в соответствии с партийными требованиями и сохранившим верность этическим и эстетическим нормам русского гуманистического искусства, которых по аналогии с малыми голландцами можно назвать "малыми москвичами", угрожала физическая или творческая гибель, полная невозможность осуществить свои замыслы.
Первые годы Советской власти пришлись на время их приобщения к художественной жизни Москвы, расцвета их индивидуальностей, многообещающего начала творчества.
Второй этап - столкновение с беспощадной бюрократической машиной тоталитарного государства и испытание на выносливость и стойкость…
Основы художественных знаний Леонид Николаевич получил в юности в мастерских
К.Ф Юона, В.Н. Мешкова, П.И. Келина. Продолжил специальное обучение с 1919 г. в образованных на базе Строгановского училища
2, Училища живописи, ваяния и зодчества в 1918 г., Свободных государственных художественных мастерских у
А.Е. Архипова. Затем, до 1924 г. во ВХУТЕМАСС'е на графическом и живописном факультете
3.
Система обучения ставила своей задачей привить знания пластической анатомии и перспективы, передать профессиональные навыки, четкого и правильного построения композиции и рисунка.
Основы художественных знаний, заложенных в юности, дали необходимую уверенность в своих силах и способностях, открыли возможность поисков собственного, самостоятельного пути в искусстве.
Однако и после революции с 17 лет ему пришлось заниматься педагогической деятельностью.
Он обучал школьников колонии Марфина в 1919-20 гг., общеобразовательных школ Свиблова в 1920-22 гг., Кускова в 1926-30 гг., метростроевцев в 1930-35 гг., учащихся ФЗУ и училища "Памяти 1905 г.", театральных художников и модельеров.
В 20-е годы Л.Н. Хорошкевич много занимался графикой, начав иллюстрировать "Боги жаждут" Анатоля Франса, в 30-ые - "Неточку Незванову" Ф.М. Достоевского
4.
В довоенные годы участвовал в выставках "Жар-цвета", выставках молодых художников.
В 1931 г. он принят в члены Всероссийского комитета cоветских художников, а вскоре после этого и Московского товарищества художников.
Он делает политические плакаты для Комитета Севера при ВЦИК, выполняет серию рисунков и акварелей на тему колхозного строительства, приобретенную Государственным историческим музеем для отдела "Соцстроительство".
____________________
1 - Один из них (И.И. Петров) летом 1947 г. признался, что "не ожидал видеть в Москве в Палашевском тупике такие вещи, вещи культурного парижанина. Вещь - часть Вас самого. Удивительно, что все идет из глубин Вашей души. У Вас целый мир, и этот мир своеобразен и велик. Какой диапазон! Ваше искусство поднимает. Не бойтесь себя, а бойтесь других. Ваше искусство поднимает. Какое счастье, что Вы живете…".
2 -Хан-Магомедов С.О. Высшие художественные образовательные учреждения (комплексная архитектурно-художественная школа 1920-1930 гг.). М., 1995. С. 6.
3 - В эти высшие художественно-технические мастерские были преобразованы "Свободные" - т. е. Строгановское училище (Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. М., 1990).
4 -Некоторые из иллюстраций к Достоевскому, отнюдь не лучшие, увидели свет под фамилией его давнего приятеля А.А. Шишова (Достоевский Ф.М. Повести. М., 1949).