Он был художником в общей сложности более десятка советских картин, делал декорации к "Трем сестрам".
Его творчество полностью отвечало запросам советского общества эпохи хрущевской оттепели 60-х годов, хотя и тогда пробивать свое видение образов снимаемых сценариев было крайне трудно
14.
Больше 60 картин на счету у
Леонида Платова (среди них "Ломоносов", "Шаляпин", "Ждите писем", "Большая перемена", "Душечка", "Пограничная тишина", "Вызываем огонь на себя", "Первая любовь", "Курочка-ряба", "Мелкий бес").
Он работал с выдающимися режиссерами кино - А. Кончаловским, А. Прошкиным и др.
Платов унаследовал от учителя талант педагога, он профессор ВГИК'а, воспитавший не одно поколение художников кино и уже 17 лет - декан художественного факультета этого института.
Среди скульпторов наиболее известна
Ирина Федоровна Блюмель (р. 3 декабря 1922 г.),
Ира Блюмель. Скульптура. Графика. Ira Blumel. Sculpture. Drawing , выпускница Академии художеств.
В первый период ее творчества преобладали портреты - от дипломного "Маяковского", серии женских образов ("Зина", "Валентина Николаевна" и др.) до монументально-мощного "Сережи", представленные на молодежных, московских и зональных выставках МОССХ'a, в Москве и других городах СССР. В том числе в Риге, на выставке "Скульптура на открытом воздухе" в 1976 г. была отлитая в бронзе "Зоя", а в Днепропетровске - "Золушка".
Наряду с портретами из-под ее рук выходили и многофигурные композиции - "Материнство", "Мордовки".
В более зрелом возрасте их сменили более отвлеченные композиции (серии "Клоуны", "Ангелы" на выставке "Деревянная скульптура" 2003 г. и выставке "Тринадцати" на Кузнецком мосту).
Впрочем, и в это время
И. Блюмель не забывала портрета, необычайно выразительная композиция "Моя семья" экспонировалась на групповой выставке в ЦДХ в 1995 г.
Работы скульптора находятся в ГТГ, ГРМ, Доме мастера в Липецке, Астрахани, в замечательном музее современного искусства в Нукусе, постсоветская судьба которого неизвестна, в Болгарии.
По приглашению Е.Ф. Белашовой
И. Блюмель в 1959-1961 гг. преподавала в Строгановке.
И продолжая следовать заветам Л.Н. Хорошкевича, которому всегда была искренне предана, с удовольствием помогала своим современникам и более молодым друзьям -
Нине Жилинской, Дмитрию Шаховскому, Алле (Аделаиде) Пологовой, Андрею Красулину.
Конечно, далеко не всех жизнь гладила по головке. Трагической была участь немки по происхождению
Ольги Мантель, подвергавшейся многочисленным унижениям из-за своей национальности не только в годы войны, но и после нее.
Участь же Изостудии ВЦСПС, где учащихся обучали истории русского и мирового искусства, а не истории партии или сталинизма, сложилась неудачно.
Уже в 1946 г. руководство Студии сменилось.
В 1947 г. была арестована
А.А. Андреева, жена поэта Даниила Леонидовича Андреева.
Другие преподаватели военного времени, многие из которых были в свое время выпускниками передовой в начале ХХ в. гимназии
Е.А. Репман (
С.Н. Борисов-Мусатов,
И. Добров,
Л. Хорошкевич), в эпоху начинавшейся борьбы с космополитизмом были уже не ко двору, равно как и сама Студия.
За безидейность и космополитизм она была закрыта в марте 1948 г.
15
Эпоха "военной оттепели" в сфере культуры кончилась, а вместе с ней пришел и конец этого оазиса в лоне совьетизма.
Однако память о Л.Н. Хорошкевиче сохранялась его учениками. Приводим их воспоминания
16 и одной из портретируемых.
И.С. Богданова
Война. 42 год. Хмурая какая-то, отчужденная Москва. Рано темнеет, холодно. Страшно, налеты по вечерам.
Зима. Казалось бы, что могло в этой страшной, такой непривычной жизни обрадовать? А вот было, было то, что никто из нас, уже людей немолодых, не может забыть никогда.
Был красивый дом (Изостудию ВЦСПС во время войны перевели в центр города в помещение Дворянского собрания, в советское время Дома союзов, на четвертый этаж здания, выходившего на Георгиевский пер. и Пушкинскую улицу - Большую Дмитровку с просторными и светлыми - даже с верхним светом помещениями - В.Ш.), входя в который, окунаешься в великое прошлое, была в нем художественная студия.
И был там человек, которого мы помним, любим и чтим всю свою жизнь
Этим человеком был
Леонид Николаевич Хорошкевич. Мы очень любили его. Думаю, что эта наша любовь поддерживала, ограждала его от каких-то сложностей и неурядиц жизни, которых мы не ведали.
Он любил эту атмосферу почитания, ему было хорошо с нами.
Это был оазис среди сумрака и тревог войны. У каждого из нас кто-то был на фронте, каждый носил в себе тревогу о близком. И поэтому радость была особенно нужна всем.
Леонид Николаевич входил к нам немножко ироничный, всегда с какой-то прячущейся улыбкой и с сиянием глаз.
И все уходило куда-то далеко, далеко, и начиналась прекрасная жизнь искусства, которая до сих пор только одна поддерживает меня на плаву, дает силы в жизни, дает забвение неприятностей, болезней и трудностей нашей жизни.
Вспоминаю первый день, когда я девчонкой 15-ти лет пришла "наниматься".
____________
14 - См. подробнее: Ипполит Николаевич Новодережкин. М., 1999. Благодарю Л.М. Платова за знакомство с этим изданием.
15 - Не помогла и более чем одобрительная характеристика деятельности Студии 1947 г. в прессе (Огонёк, 23 июня 1947 г. С. 26).
16 - Большая часть воспоминаний учеников начала 90-х годов ХХ в. опубликована (Леонид Николаевич Хорошкевич. Каталог выставки. М., 1993). Воспоминания А.В. Михайловой и Л.М. Платова написаны в июне 2005 г.