Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Публикации. Статьи


Публикации. Статьи



Леонид Никандрович Великолепов .

"Еще несколько слов о своих учителях: Л.Н. Великолепов был прекрасный и строгий учитель, зато его предмет мы знали хорошо… "
Иван Павлович Машков


Леонид Никандрович Великолепов
ПС на 1886 год: закончил курс Духовной семинарии, получил звание учителя уездного училища истории и географии, в службе (МНП) – с 11.11.1861, в должности – с 20.12.1877, класс должности IX (коллежский ассессор), последняя награда орден Св. Станислава 3 ст. (28.12.1879), член Липецкого уездного училищного совета председатель педагогического совета Липецкой женской 3-классной прогимназии – с 20.12.1877, штатный смотритель Липецкого уездного училища, коллежский асессор, член Липецкого уездного училищного совета – с 20.12.1877.
С 20.12. 1877 г. председатель педагогического совета Липецкой женской 3-классной прогимназии,
В 1888 г. - штатный смотритель уездных училищ г. Усмани, Тамбовской губ. и, наконец, инспектор училищ и школ Липецкого у., избирался гласным городской Думы г. Липецка (Адрес-календарь Тамбовской губ. 1888 г. С. 135)

О воспитательном значении Липецка

[Речь Л.Н. Великолепова на торжественном акте в Липецком уездном училище. Дата на документе отсутствует. Текст документа написал своей рукой Л. Н. Великолепов. Документ можно отнести к вероятному промежутку времени 1862 - 1877 г., в течение которого докладчик имел должность учителя истории и географии.]

"Не часто можно встречать такие города, в которых природа и искусство так благоприятно бы соединили условия здравого воспитания, как наш Липецк. Всё в нём: и местность, и окрестности, и прекрасно устроенное заведение минеральных вод с отличным садом, - всё может служить благой цели воспитания. Скажу даже, если можно так выразиться, что природа здесь на каждом шагу заботится о воспитании человека и нужно быть неблагодарным, чтобы не помочь ей. Местность города - оригинальна в высшей степени и очень удобна для первого ознакомления детей с Географией. Дети, не зная терминов этой науки, уже наглядно усваивают себе понятия, что такое гора, лог, низменность, и если при прогулке отец или учитель объяснит им всё это, то подобное объяснение принесёт гораздо более пользы, нежели заучивание. Положение Воронежской улицы, если выходить в неё снизу, наглядно ознакомит мальчика с горизонтом и даже с самой формой земли; так называемые Ключи дадут понятие о роднике, родник же минерального колодца сообщит сведение о том, что вода бывает и не такая, какую он привык пить, а с примесью окисей разных минералов, откуда один шаг к объяснению состава морской воды.
Следовательно, География имеет хорошие условия в самой природе. Посмотрим, что сделано для неё искусственно. Громоотвод, на крыше ротонды колодца, наглядно знакомит сам С собой и даёт повод при объяснении атмосферных явлений, рассказать о Франклине; так называемое Липецкое озеро, или в низине пруда Петра В[еликого], даст понятие о пруде; он сделан искусственно и даже видно плотину, посредством которой вода удерживается; эта же самая плотина даёт понятие о перешейке; падение воды, во время разлива с высоты моста в канаву, когда открываются шлюзы, очерчивает водопад; здесь же можно объяснить слово шлюз и набережная. Слишком было бы долго говорить о всех благоприятных условиях для Географии, - остаётся только благоразумно воспользоваться ими и приложить к делу.

История также имеет некоторое пособие; памятник Петру В[еликому] может повесть к объяснению того, что всегда бывают люди, сделавшие что-нибудь хорошее своей земле, которым ставятся такие памятники, называемые монументами, и что бывают они не только в виде колонн, но и в человеческом виде /напр., Минин и Пожарский в Москве/; минеральный колодец, церковь и колокольни могут вызвать объяснение архитектуры и её различных стилей.

Грамматика - тоже выгодно обставлена, местный говор немного изменяет чистый русский язык, причём, кстати заметить, что не только в каждом языке есть эти, так назывемые, архаизмы, но что даже отдельные местности разнятся говором.

Геометрия - понятия о расстоянии, о протяженности, приобретаются глазом, смотря, напр., с Соборной горы на отдалённую Романовскую церковь; здесь можно объяснить устройство и употребление инструментов, астролябии и кипригеля, съёмка на план недоступных предметов и пр.

Закон Божий находится ещё в лучшем положении: религиозность учителей, близость таких городов, как Воронеж и Задонск, приготовляют для него отличную почву и остаётся только сеять добрые семена.
Но из всех этих общеобразовательных предметов, без сомнения, заняли бы первое место естественные науки, если бы они когда-нибудь получили право гражданства в здешних училищах. Три общественных сада, с разнородными деревьями, начиная с многолетнего дуба, и кончая простым одноклеточным растением, были бы хорошим ботаническим атласом; близость такого учебного заведения, как лесническая ферма с отличными питомниками всех родов дерев, тоже принесли бы немалую пользу: она может служить для загородных экскурсий. Изучению минералогии оказал бы большое подспорье так называемый каменный лог; в нём же очень удобно дать первоначальное понятие по Геологии. Из всего набросанного мной можно видеть, какое влияние имеет местность и какую пользу может принесть счастливое положение города, если им разумно воспользоваться.
До сих пор я говорил о преимуществах Липецка в научном отношении; было бы несправедливо не обратить внимания на преимущества его и для физического развития детей. И в этом отношении Липецк занимает едва ли не первое место во всей нашей губернии; по крайней мере, насколько мне известно, ни в одном городе не соединены так выгодно все благоприятные условия физического воспитания.

Природа и искусство и здесь спешат на помощь. Гористая местность развивает силы ребёнка, чистый воздух садов укрепляет его лёгкие, музыка, бывающая каждый сезон, облагороживает слух и воспитывает чувство изящного, дальнее расстояние реки Воронежа укрепляет мышцы ног, а гимнастическое заведение в Верхнем Саду может всё тело сделать гибким и стройным.
Остаётся только желать, чтобы общество не остывало к делу обучения и воспитания, чтобы родителели терпеливо ожидали окончания положенного сроку учения и содействовали бы своим влиянием училищам, смотря на учителей не как на чиновников, а как на ближайших своих помощников в деле умственного и нравственного развития их же детей. Зато какое вознаграждение отцу или матери, если их сын или дочь могут рассказать понятно о христианской вере, написать правильно письмо или свести счёт, или же, наконец, если обучавшиеся в училищах могут сознательно прочувствовать надпись на монументе:
"Незабвенному всегда и во всём великому Императору Петру 1-му, основателю нашего города".


учитель Истории и Географии, Леонид Великолепов.

По материалам Государственного архива Липецкой области подготовил руководитель секции музеев Липецкого областного краеведческого общества и председатель Совета Липецкого отделения ВООПИиК Михаил Корольков.
Липецк. 31.01.2915.












Жизнь и деятельность Феодосия Углицкого, святителя Черниговского
Оглавление

<<< 14 >>>

© 2006 Валерия Шахбазова