Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.

Опубликована книга по материалам этого сайта. Если она Вас интересует, пишите в Гостевую или на эл. адрес

Странички сайта постоянно обновляются, заходите еще!


Полоницкие

Полоницкие, писались еще и как Полонецкие\Поленицкие\Полуницкие\Полонские, скорее всего, это род потомков "бояр-шляхты", "полонских" людей, замковой шляхты, живших на Волыни, в местечке Полонном, к которому принадлежало также и с. Полонница.
Полонное - одно из древнейших поселений на Волыни, основанное в конце X в. Название происходит, предположительно, от слова «полонь» - луг, пустынное место. Первые упоминания этого поселения относятся к времени княжения Владимира Святославича. Городок был приписан к киевской Десятинной церкви.
Полонное неоднократно подвергался нападениям кочевников и был основательно разрушен войсками Батыя. Но, благодаря своему выгодному торговому местоположению, поселение довольно быстро возродилось. В XIV в. город входил в состав великокняжеских земель и относился к Луцкому великокняжескому замку Гедиминовичей.
Первая документально известная запись о Полонном относится к 1366 году. Это договор между польским королем Казимиром и Любартом Гедиминовичем, по которому король уступает Любарту Луцкое княжение, в составе которого и находился город Полонное с его поветом1.
В XV столетии Полонное упоминается в 1497 г. по поводу победы, одержанной у этого города кн. Михаилом Острожским над татарами, ограбившими Кременецкую землю и возвращавшимися домой с большим полоном2.
Около 1509 г. Полонное было пожаловано гетману ВКЛ, кн. Константину Ивановичу Острожскому, и Сигизмунд I в 1511 г. утвердил его в этом владении, освободив жителей всей волости от подати поволовщизны и от уплаты пошлины от соли, привозимой из Коломыи.
При дележе имений между наследниками кн. Константина Острожского, Полонное досталось на долю его внучки, кн. Гальшки Иллиничной, и поступило в управление ее матери, Беаты3, затем, после смерти кн. Гальшки, перешло во владение ее дяди кн. Василия Острожского. По люстрации 1577 года в городе было 98 дымов и 12 ремесленников, а по люстрации 1583 г. только 64 дыма и 7 ремесленников.
После смерти Василия Полонным владел его сын, кн. Януш, а после прекращения, за его смертью, рода кн. Острожских, Полоннская волость перешла во владение Любомирских.
В 1640 г. Станислав Любомирский, воевода Краковский, построил в Полонном дворец и укрепил город валами и каменными стенами, снабдил пушками, гарнизоном в 400 человек и провиантом на три года.
Несмотря однако на эту предосторожность, во время восстания Хмельницкого казацкий полковник Максим Кривонос взял город при содействии местных крестьян. Казаки перебили шляхтичей и евреев, искавших спасения под защитою Полоннской крепости. В 1658 г. Полонное занимал казацкий гарнизон, удаления которого требовали поляки. Здесь пребывал Волынский кастеллян Беневский, который вел переговоры с казаками, завершившиеся Гадячским договором. В декабре 1659 года в Полонном поселился гетман Иван Выговский, после удаления его от гетманства4
В 1702 г. владелец, кн. Юрий Любомирский, приглашал дворян Волынского воеводства собраться в Полонном для похода против казаков Палия5. Во время великой Северной войны Мазепа с русскими и казацкими войсками занял Волынь и на некоторое время (1704—1706) основал в Полонном главную квартиру. Гарнизон занимал крепость до 1711 года под начальством полковника Кишкеля и Киевского полковника Танского.
В 1711 г. Петр I возвратил крепость кн. Юрию Любомирскому, взыскав вознаграждение за исправление русскими фортификаций.
Наследниками Юрия Любомирского были князья Антоний и Франциск Любомирские. Затем им владели Сангушки и Радзивиллы.

В Литовской метрике есть много записей XV-XVI вв., связанных с топонимом Полонное и его жителями, вот некоторые из них:
- 1440-1495 гг. "Заньку Кремянъчанину сельцо Титково а Венешевъское подъ Полоным в Пуни; дали грамоту"6.
- конец XV в. - "Полоное" (Полоная), двор в Новгородском повете (Новгород-Волынский), дан королем Александром дворянину своему Федору Колонтаеву7.
- 1507 г. "Полоный, Полона" - то же имение в Луцком повете "взятое в пана Гаштовта королем Казимиром и данное королем Александром Войтеху Кучукову, "предку" С.П. Кишки. Гаштовт оспаривал его у Кишки8.
- 1533 г. оно вместе с селами Олексичи, Берешево, Березовичи и Ходцо передано кн. Андрею Владимировичу9.

Фамильное имя рода, связанное так или иначе с топонимом "Полонна-Полонное-Полоница-Полонечка", появляется в источниках достаточно рано, в XVI в. - первой половине XVII:
- В Дорогицкой земле Подляшского воеводства в 1528 г. обитал некий Полоновский (согласно ревизии, обязанный конной службой), сосед более состоятельных Мильковичей10
- В жалобе 1618 г.от мая 18, пана Андрея Консиновского на Костюка Тышевича, войтовича Слуцкого, есть упоминание Степана Полонецкого, которого в числе прочих жителей имения Консиновского, сс. Зубрина и Горошечков, пограбили казаки отряда Лисовского, к которым и пристал и означенный Тышевич. В частности у Степана Полонецкого была взята "...кляча тисавая, купленная за польсеми копы грошей..."11
- в 1647\48гг. в декретах под №№ 29 и 196, некие - Мартин и Иван Полонские принуждаются к уплате священнику Лидской церкви Филону Круковичу долга и пени 618 коп грошей литовских, в этом декрете упоминается и "третья особа" - пани Миколаева Полонская ".. за позвом о сопротивенстве декретови суду нашого Виленскому в непоступенью враду чинить отправы на именью названом Крупой Великой....в повете Лидском лежачом"12.
- в январе 1655 г.- в крестоприводной книге шляхты ВКЛ* в числе "Полотцкой шляхты Лицкого повету" (Л.109об.) записаны Микулай Криштопов, сын Полонской и Владислав Криштопов, сын Полонской, в числе шляхты Оршанского повета (Л. 151об) - "харунжей" Степан Полонецкий (возможно он же упомянут в 1618 г.,в жалобе пана Андрея Консиновского, см. выше) а в числе шляхты "Ошменского" повета (Л. 160об)- - Ян Юрьев, сын Полонской.
- В переписной крестоприводной Книге города Витебска записан Ивашко Яксов Поленицкий13 среди мещан сотни Гаврилы Микулаева.
Однако уверенности в том, что все они происходили из Луцкого Полоного и имели отношение к искомым Полоницким, нет и, кажется, не может быть из-за хронологического разрыва между носителями этой фамилии.
В Винницкой (Литинский р-н) и Могилевской (Кричевский р-н) областях и сейчас есть деревни: Мойдан-Полоницкий, Полоница (ст. Полоница).

Род Полоницких

Tadeusz Gajl. Herbarz polski. Lista nazwisk. записан в "Малороссийском родословнике" В.Л. Модзалевского, как Полоницкие, Полоницкие-Шимковы14, Полоницкие-Сахутенко, а в "Родословной книге Черниговского дворянства" Г.А. Милорадовича (Т. 2. Ч. 6. С.164-165) они записаны, как Полоницкие и Полонские.
У них - общий родоначальник - Евстафий Полуницкiй - Шимко, полковник Паволоцкий и общий герб15: - щит (в красном поле две стрелы и меч в звезду), нашлемник - пять страусовых перьев16. Такая же эмблема имелась и на печати Василия Евстафьевича Полоницкого (1719 г.) "вверху щита буквы ВР, что значит "Bazili Polonicky". Сведения о потомстве Евстафия Полоницкого, каневского полкового писаря (1663), можно найти в местных черниговских изданиях 17.
Основной комплекс документов о наших Полоницких относится к XVII-XVIII вв.
Род начинается:
1. Евстафием Полоницким - Шимко, служившим в 1663 г. полковым писарем Каневского полка.
По сведениям В. Модзалевского и В. Кривошеи18 30 марта 1663 г. он был нобилитован "за знатную службу" польским королем Яном Казимиром во время гетманства Павла Тетери.
На самом деле Евстахий Полонецкий получил нобилитацию не в 1663, как утверждают В. Модзалевский и В. Кривошея, а в 1658. "Привилей" датируется 30 марта 1658 г. Герб: два болта [стрелы для арбалета] на крест сложены, через их середину идет сабля, в красном поле.
Оригинальный нобилитационный диплом находится в Библиотеке Литовской Академии Наук (сигнатура PK 2-17)19.
В 1785 г. некоторые представители рода Полоницких - Шимко были записаны в IV часть Новгородсеверской Родословной книги по имеющимся землям и жительству в Сосницком и Суражском поветах.
Вот роспись рода Полоницких, приведенная в книге В. Кривошеи20
1. Васько Шимченко - козак Кропивнянського полку (1649).
2. Ярема Шимченко - козак Кропивнянського полку (1649).
3. Влас Шимченко - козак Кропивнянського полку (1649).
4. Євстафій - писар полковий канівський (1663). Ян Казимир у 1663 р. надав йому дворянство.
Мав Остафій також універсали Івана Виговського та Юрія Хмельницького. Дружина: Маргарита Микитівна N. донька священика. Її матір звали Маріею.
II - поколение
5. (4) Василь Остафійович (?-1654 - бл. 1727) - по материнській лінії був племінником святителя Феодосія Углицького. Після переходу з канівчанами на Лівобережжя вже 1679 р. в документах зафіксований як знатний товарищ Чернігівського полку.
При гетьмані Іванові Мазепі став сотником любецьким (травень 1701 - квітень 1708), потім був значним військовим товаришем та бунчуковим товаришем. Отримав універсал Івана Скоропадського від 14 червня 1710 р. на села Домашлин і Брачі на Сосненщині. Вів майнові суперечки в 1713-1727 рр.
Затриманий у справі Павла Полуботка.
У 1725 р. Сенат відпустив його в Україну. Поминальник його роду: Меланія, Василь, Ганна, Петро, Тетяна
Дружина: Настасія Рафаїлівна Давидович, донька седнівського сотника.
6. (5) Василь (бл. 1716/1721-?) - навчався в Києво-Могилянській академії (? -1736-?), став військовим товарищем з 1742 р. Сотник любецький.
7. (5) Михайло - бунчуковий товарищ (1738). Його купчі та універсали привласнив швагер - священик с. Домашлина Менської сотні Андрій Сибірський.
донька - N Василівна.
Чоловик - Роман N Кугуковський.
8. Андрій Полонецький також був військовим товарищем.
В этой родословной есть неточности и остаются вопросы.

____________________


1 - Danilowicz, Sbarbiec dyplomatow еtc. Т. I. С. 210.
2 - Супрасльская летопись. С. 144.
3 - Архив Сангушков. Т. IV. С. 373, 375.
4 - Памятники Киевской Комиссии. Т. III. Ч. III. С. 204, 240, 289, 411, 418.
5 - Архив Ю.З.Р. Ч. III. Т. II. С. 486, 489.
6 - РИБ. Т. XXVII. СПб. 1910. Cтб. 2. Записи от 5 мая 1455 и 25 марта 1459 г.
7 - РИБ. Т. ХХ. Стб. 273-275. 1516 г.
8 - РИБ. Т. XXVII. Стб. 110; РИБ. Т. ХХ. Стб. 564, 576-577.
9 - АрхивЮЗР. Т. II. 1865. № 72. С. 106-107.
10 - Перапiс войска ВКЛ. С. 112.
11 - АЮЗР. LXV. Акты о казаках. Книга гродская Киевская в Житомире 1617 г. лист 945об.
12 - Акты Виленского гродского суда.
*- Лета 7164го октября в 17 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу и по грамоте в Ковну к боярину и воеводам ко князю Семену Андреевичю Урусову с товарыщи велено писать к Жмотцкой шляхте и в Виленской, и в Ковенской, и в Гроденской, и в ыные поветы ..... И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу боярин и воеводы (Так в тексте) князь Семен Андреевичь Урусов с товарыщи в нынешнем /л. 78/ во 164-м году в ........крест ему, великому государю, целовали и учинились под ево государевою высокою рукою. И тем почином имяна писаны в сих книгах с отцы и с прозвищи по поветом. //Крестоприводная книга Великого Княжества Литовского 1655 г. // Памятники истории Восточной Европы. (Monumena Historica Res Gestas Europae Orientalis Illustrantia). Том IV. Москва-Варшава. 1999. Граля И.; Эскин Ю. М.
13 - Витебская старина. Том 4. Витебск. 1885. С. 302-315. "Книги переписные города Витепска шляхте,......сотником, и братьи, и племянником, и внучатом, которые остались в Витепске и государю царю и великому князю Алексею Михайловичю,.... самодержцу, крест целовали.
14 - Модзалевский В.Л. Малороссийский родословник. Т. 4. Киев, 1912. С. 172-178.
15 - Лукомский В.К. Малороссийский гербовник. СПб., 1914. С. 87.
16 - Архивы Черниговского Дворянского депутатского собрания, №№ 1593 и 4816. Вып. 1. Чернигов, 1912.
17 - См.: Черниговские епархиальные известия. 1878 С. 42; 1897. № 3, С. 108-199; Черниговские губернские ведомости. 1851. № 48. С. 405; Благовест. 1883. № 18.
18 - В.В. Кривошея. Генеалогия казацкой старшины. Каневский полк. К. 2005. С. 15
19 - Album armorum nobilium Regni Poloniae XV-XVIII saec. Herby nobilitacji i indygenatow XV-XVIII w. Opr. B. Trelinska. Lublin, 2001. S. 319.
20 - В.В. Кривошея. Генеалогия казацкой старшины. Каневский полк. К. 2005.


Полоницкие



Наша родословная роспись первых поколений Полоницких несколько отличается от вышеприведенной и от той, что дают В. Модзалевский и Г. Милорадович.
Итак:
1.Евстафий Полонецкий (Полуницкий) - Шимко (?-1658-1663- до 1693), так же, как и его жена Магдалина (Маргарита) родились на Правобережной Украине, предположительно недалеко от сс. Уланово и Углы21, что на Подоле, в Подольском воеводстве Речи Посполитой.
Евстафий Полуницкий служил польским королям и 30 марта 1658 г. был "нобилитован за верную службу" Яном Казимиром.
Жена Евстафия, Магдалина (?- после 1693), дочь иерея, потом протопопа богуславского и синицкого, Никиты (?) Углицкого (? - после 1693) 22 и Марии (?)23 (?- после 1693).
Иерей Никита Углицкий служил на Подоле, в с. Уланов (Уланiв), место рождения Магдалины и ее брата, архиепископа Черниговского Феодосия (мирское имя его - неизвестно), косвенно подтверждается жалованной грамотой царей Петра и Ивана Алексеевичей архиепископу Черниговскому и Новгород-Северскому Феодосию Углицкому, подтверждающей грамоты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, листы гетмана Мазепы на владение селами Чулатовым, Погребками с двумя мельницами, Островушками, Прокоповкою, Чернацкою слободою с мельницами и вотчинами, Преображенским с мельницами и сенными покосами, Волевичами со станом Люшенским и 4-мя мельницами на речке Роме, Улановым с мельницами и проч. селами и деревнями, а равно перевозом на реке Десне и стеклянным заводом24.
"....В литературе высказывалось мнение, что предки святителя Феодосия переселились в м. Уланов из Валахии. Основанием этому послужила строка из письма Лазаря Барановича к Киево-Печерскому архимандриту Иннокентию Гизелю. Архиепископ Лазарь упоминает некоего "wlocha", находящегося, как видно, в конфликте с Гизелем. Из контекста переписки Барановича первой половины 1670-х годов очень вероятно, что в данном случае имелся в виду Феодосий Углицкий, в то время игумен Киевского Выдубицкого монастыря. Молдавское или волошское происхождение Феодосия Углицкого пока ничем не подтверждается, хотя оно и не исключается. На Правобережной Украине, в частности, в Подолии проживало много выходцев из Румынских княжеств. Культурные и церковные украинско-молдавские связи в 17 веке были достаточно тесными. Они особенно усилились в 1630-40-х годах во время управления Киевской митрополией Петром Могилой, который, как известно, сам был молдаванином....."
А.Ф. Тарасенко. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский 2005 г.
Магдалина Углицкая и ее братья , возможно, принадлежали к старинному роду православных украинских шляхтичей Правобережья. Версия происхождения Углицких из с. Углы (Угличи) заслуживает внимания, следует вспомнить также и заметку в Подольских епархиальных ведомостях о "Перенесении иконы св. Феодосия Углицкого из г. Хмельника в часовню с. Углы Литинского уезда", где якобы он и родился, оно находится в 25 км. от с. Уланова.
В Выдубицком синодике Никита, которого считают отцом Магдалины и Феодосия, назван иереем. На основании этого биографы Феодосия делали заключение, что семья Углицких принадлежала к духовному сословию. В тоже время известно, что святитель Феодосий имел герб, а значит, был шляхтичем. На старинном его портрете, хранившимся до революции в Воскресенской церкви местечка Седнев под Черниговом, изображен герб - на щите парящий Святой Дух.
Известен и другой вариант герба святителя Феодосия, представляющий собой окрыленное сердце, вокруг которого архиерейские регалии и инициалы: Ф.У.Б.М.П.А.Ч.Н-С (Феодосий Углицкий, Божией милостью, православный архиепископ Черниговский и Новгород-Северский). На епархиальной печати того времени также изображен герб святителя Феодосия, только тут сердце не окрыленное, а пронизанное крестообразно двумя стрелами.
Не известно, был ли святитель Феодосий потомственным шляхтичем (т.е. и родители его и братья с сестрами) или он получил шляхетство лично. Биографы называют его отца приходским священником.
Это почти исключает возможность принадлежности семьи Углицких к шляхетскому сословию. В РП православное духовенство шляхетского происхождения встречалось, но обычно высшего уровня - архиереи, настоятели монастырей. Возможно, что Феодосий Углицкий был причислен к шляхетскому званию, т.е. получил шляхетство и герб лично. Известно, что Польский король Ян Казимир в период похода польского войска на Украину в 1663-1664 годах старался привлечь на свою сторону многих украинских деятелей, даруя им шляхетство. Возможно, среди них был и Феодосий Углицкий. Муж его сестры - Евстафий Полоницкий (см. выше) - получил шляхетство от Яна Казимира несколько раньше - 30 марта 1658, что дало право его потомкам уже в конце 18 века быть причисленным к потомственным, благородным родам российского дворянства с внесением в VI часть родословной книги25.
Происхождение Углицких и Полоницких из Правобережной Украины подтверждается и Филаретом. Гумилевским:
"....В фамильном дворянском акте (Дело Черниговского Дворянского собрания о роде Хорошкевичей) сказано: Василий Полоницкий (сын Евстафия и Магдалины) находился на воспитании у родного своего дяди Феодосия Углицкаго, который, вышедши с ним, Василием, из Польши (из-за Днепра - ВШ) был первее в Крупицком Батуринском монастыре иермонахом, в киевском Выдубицком игуменом......"26
Феодосий до принятия монашества учился в Киево-Могилянской академии в период ректорства там Лазаря Барановича, вероятно, там он и познакомился с Иваном Мазепой около 1650 г. с которым ездил и в Москву и был его политическим сторонником.
О Феодосии Углицком см. подробнее
А.Ф. Тарасенко. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский 2005 г.
Храм Живоносного Джерела. Святой Феодосий Углицкий
Архиреи. Феодосий (Углицкий), св.
Официальный сайт Черниговской епархии
Подпись Феодосия, который был в то время игуменом Елецкого Свято-Успенского монастыря и наместником преосвященного Лазаря (Барановича) стоит и под актом о Коломацкой Раде.
В 1693 г. Феодосий был поставлен архимандритом черниговского Успенского Елецкого монастыря.
Феодосий Углицкий, святитель Черниговский.
На западе от монастырской колокольни есть деревянный домик, единственно сохранившийся на Левобережье образец деревянного зодчества XVII в.(дом записан в Государственный реестр национального культурного достояния Украины, охранный № 1766), где под потолком находится балка с вырезанной надписью: «Преподобный Феодосии Углицкий, архимандрит. 1688 год».
Эта балка была в кельи святого Феодосия Углицкого. В домике, который, по преданию, служил помещением святому Феодосию и святому Дмитрию, открыта иконописная школа и хранится несколько ценных церковных книг и предметов времени святого Феодосия. Также замечателен портрет его же среди стенных икон в Успенском храме.
В том же 1693 г. Феодосий был поставлен Черниговским архиепископом, церемония поставления состоялась в Московском Успенском соборе.
Феодосий Черниговский умер 5 февраля 1696 г. (который и стал позднее днем его памяти) и погребен в пещере в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе за правым клиросом.
Спустя 200 лет в 1889 г. он был причислен к лику святых Русской православной церковью, и его мощи были торжественно открыты в сентябре 1896 г. и перенесены в Спасо-Преображенский Черниговский собор.
Драгоценная рака для его мощей была выполнена Адрианом Викторовичем Праховым (р.1846 г.) по его собственному рисунку.
Два храма Св. Феодосия Черниговского:
ХРАМ СВТ. ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО (В ДАРНИЦЕ)
ХРАМ СВТ. ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО (НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ УЛИЦЕ)
В роду Углицких было много священнослужителей, это - иерей Никита, Иоанн Углицкий, киевський протопоп, подписавшийся 25.07.1687 под актом избрания Ивана Мазепы гетманом на Коломацкой раде, Иоаникий Углицкий, иермонах Выдубицкого монастыря.
О Феодосии Черниговском см.: Черниговские епархиальные известия
1900 г., № 1, с. 11 – 19;
1900 г., № 3, с. 112 – 114;
1900 г., № 4, с. 139 – 140;
1900 г., № 8, с. 258 – 262;
1900 г., № 18, с. 523 – 528; 1900 г., № 23, с. 704 – 705;
1901 г., № 3, с. 83 – 85;
1901 г., № 5, с. 164 – 165;
1901 г., № 6, с. 198 – 199;
1901 г., № 10, с. 296 – 298;
1901 г., № 10, с. 331 – 332; 1901 г., № 19, с. 676 – 677;
1903 г., № 8, с. 252 – 255; 1905 г., № 7, с. 217 – 222.
О Феодосии Углицком см. подробнее в главе "Публикации"
ПУБЛИКАЦИИ. СТАТЬИ
Некоторые авторы считают, что до пострижения в монахи Феодосий служил в войске польском и был женат, но пока это не нашло документального подтверждения.
Дети Евстафия и Магдалены-Маргариты Полоницких: Василий, о котором было сказано выше, Максим (под вопросом) и, по крайней мере, две дочери: см. письма Феодосия Углицкого к Василию Полоницкому, где он пишет " ... сестры ваши".
Письма архиепископа Феодосия Углицкого

____________________


21 - с. Уланов в XIX в находилось в Литинском у. Подольской губ.(ныне - Винницкая обл. Хмельницкий район), и стояло в 25 км. от с. Углы и в 22 км. от Хмельника. Версия происхождения Углицких из с. Углы (Угличи) заслуживает внимания, следует вспомнить также и заметку в Подольских епархиальных ведомостях о "Перенесении иконы св. Феодосия Углицкого из г. Хмельника в часовню с. Углы Литинского уезда", где якобы он и родился. //см. там же С. 17. Не об этом ли селе идет речь в "Отложенье на инший час справы кн. Андрея Нелединского з воеводою новгородским паном Станиславом (Ольбрахтовичем) Кгаштолдом о именья Шупени, Уланово, Жари и др." апреля 1 дня, индикт 15 : " Оповедал се королю, его милости, подключый виленский князь Андрей Иванович Нелединский и з сестрами своими о том, иж позвали перед короля, его милость, листы господарскими позовными воеводу новгородского, пана Станислава Ольбрахтовича Кгаштолта о йменья Шупени а Уланово а Жары и о двор в месте шупеньском....."// Литовская Метрика (1540-1543) № 229. Вильнюс. 2007. С. 199.
22 - Еще один Углицкий - Семен, брат Магдалины, Феодосия, Иоаникия и служивший дьяком у новгород-северского воеводы Василия Ромодановского, в 1667 г. обращался в Москву по поводу шведских выходцев (РГАДА. Ф. 229. Оп.1 . № 5874-56-1).
Дмитрий Ростовский полагает, что фамилия родителей Углицкого восходит к прозвищу, полученному "при отражении неприятеля от г. Углича" (Дмитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 6. М., 1905. С. 83. Прим. 1), но это мнение ошибочно. Версия эта выросла из мнимого созвучия слов Углицкий и Углич. Абсурдность этого утверждения стала понятна уже в середине 19 века, но и теперь еще появляются публикации, где Феодосий Углицкий назван Угличским.
или, что еще неправильней, Полоницким - Углицким.
У нас появилась еще одна версия происхождении фамилии Углицкий:
СМ. Богдан Углик
23 - В литературе о Феодосии Углицком имена его родителей определялись по записям в синодиках монастырей, где они записаны на первом месте в поминальных списках родственников святителя.
Но этот факт не может восприниматься безоговорочно. Синодики дошли в списках 18 в. и имена вписывались зачастую без соблюдения хронологии и указания времени жизни поминаемого.
Имена Никиты и Марии вполне могут быть именами более дальних предков Феодосия и Магдалины, в пользу этого предположения можно привести тот факт, что имя его родной сестры, Маргариты (Магдалины) стоит на 22 -ом !! месте списка: "Помяни Господи рабов своих Никиту, Марию, Патапия, Созонтия, Созонтия, Домникию, Михаила, Герасима, Григория, Евдокию, Евдокию, Евдокию, Петра, Февронию, Анну, Агафию, Параскевию, Иоана, Иоана, Иоана, Евстафия, Магдалину, Василия, Василия, Исакия, Стефана, Феодора, Сергия, Феодосию" //Синодик Любецкого Антониевского монастыря / факсимиле. Чернигов, 1902. л. 22 об.
Поминальный список рода Феодосия Углицкого в синодике Выдубицкого монастыря такой: "Помяни Господи рабов своих иерея Никиту, Марию, Патапия, Созонта, Домнику, Михаила, Герасима, Григория, Евдокию (2-жды), Петра, Февронию, Агафию, Василия, Параскеву, Анну (2-жды), Иоанна (2-жды), Еврокию, Филона, Анну (2-жды), иерея Евстафия, Исаакия, иерея Иоанна, Палагею, Феодора, иеромонахов Прохора, Иоанникия, иереев Николая, Дометиана, Екатерину, Фому, Магдалину, Стефана, Тихона, Нестора, Марию, Анастасию, Христофора, Меланию, Иоакима, Феодора (2-жды), Анну, Екатерину, Иоанна" //Бородулин Г. Памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в Киевском Выдубицком монастыре //Прибавления к ЧЕИ. 1898. №10. С.411-412. //Тарасенко А.Ф. Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Дубно. 2005. С. 19.
24 - Опись актов, хранящихся в Императорской Археографической комиссии. СПб. 1907. № 44.
Копия их жалованной подтвердительной на все вотчины Черниговской архиепископии, перевоз на р. Десне, право держать который было даровано ему гетманом Мазепой, и организацию стеклянного завода на р. Белице хранится в НИОР РГБ. Ф. 256. № 62. Л. 34-37.. Оригинал хранится в РГАДА.
25 - Милорадович Г. Родословная книга Черниговского дворянства. СПб., 1901. Т.2. Ч.6. С.165;
Модзалевский В. Малороссийский родословник. К., 1914. Т.4. С.172-178.
Лукомский В.К., Модзалевский В.Л. Малороссийский гербовник. К., 1993. С.139, LVIII.
26 - Историко- статистическое описание Черниговской епархии. Кн. I. Общий обзор епархии Чернигов. 1873. С. 49-63.

<<< - 14 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -



Хостинг от uCoz