Содержание Галерея Гостевая книга
Новости О сайте Поиск
Сборник материалов по истории украинско-русского рода
XVI-XX вв.



"Сведений о художнике не обнаружено"


Эта формулировка принадлежит издателям каталога выставки, прошедшей в Русском музее в мае 2005 г. "Путь к победе".
На выставке "Дорога к победе. К 60 - летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 " экспонировались две работы Л.Н. Хорошкевича под одноименным названием "Пуск аэростата".
Понять составителей каталога легко.
Как писал о себе Л.Н. Хорошкевич в последней дневниковой записи 1955 г., "имея хорошие данные в искусстве рисунка, живописи и словесности, ограничился скромной ролью преподавателя рисунка и живописи… Оказывая большое влияние на творческую молодежь, сам был недостаточно творчески энергичен.
После него осталось несколько портретов малоизвестных людей и множество набросков и акварелей, не доведенных до степени завершенности и потому не представляющих интереса.
Наилучше проявил он свои способности в искусстве литографии - им самим сделаны на камне портреты жителей села Мануйловки, серия пейзажей и жанра, посвященных труженикам Украины. Эти работы его отличаются мягким лиризмом, искренностью, а портреты - глубиной психологической характеристики".
Еще более критичен к себе он 27 марта 1948 г. в "Моей биографии": "Я родился в 1902 году 11 октября и очевидно тут же начал мечтать…Разумеется, я мечтал не о том, чтобы поступить в гимназию, а потом в высш[ее] уч[ебное] заведение. Но, поступив в гимназию в 1909 году, я продолжал мечтать.
Окончив ее с большим трудом моего отца, я поступил в ВУЗ и продолжал мечтать.
Не окончив его, женился и …продолжал мечтать. Может быть о том, чтобы не быть женатым.
В 1931 г. моя дочь, явившаяся на свет, стала бесспорным доказательством, что мечты и действительность - разные вещи.
В 1938 году, как почти все мужчины, я встретил женщину, которую полюбил. И в этом был очень уверен.
В 1941 году я стал мечтать о том, чтобы не любить. Но разлюбив, я стал мечтать, нельзя ли полюбить еще.
Такое состояние продолжается и по сей день.
Конечно, у меня есть и были дела, некоторые я осуществлял между прочим и зачастую в силу необходимости, но временами я бывал даже очень горд своими делами. Но ведь в краткой биографии надо говорить об основном. Вот это я и постарался сделать".
Поскольку издателям оказался недоступен каталог выставки 1993 г., находящийся в отделе хранения современной живописи ГРМ, целесообразно повторить находящиеся в нем (и некоторые дополнительные) данные о выставочной деятельности и творчестве Л.Н. Хорошкевича.

Выставки


1919 - 1-я выставка картин, рисунков и скульптуры Дворца искусств. Б.м., 1919.
1922 - Каталог XXV выставки Московского товарищества художников. 14-28 мая 1922 г. М., 1922.
1924 - Каталог XXVI выставки Московского товарищества художников. М., 1924.
1927 - Каталог 2-й выставки картин "ИСТР". М., 1927.
1928 - Каталог 3-й выставки картин "ИСТР". М., 1928.
1929 - Каталог выставки картин Общества художников "Жар-цвет". М,, 1929.
1929 - V выставка живописи и графики современных русских художников. Феодосия, 1929.
1932 - 2-я выставка Объединения работников искусства. II-III 1932. М., 1932.
1934 - Выставка молодых начинающих художников г. Москвы (июль 1934 г.), Москва, ГИМ. Организована ДК ВЛКСМ, 390 художников (862 произведения живописи, графики, скульптуры, плаката). Каталог со вступительной статьей Полуянова.Культпроп ЦК ВЛКСМ. М., «Всекохудожник», 1934.
1939 - Выставка работ художников горкома // Советское искусство. 14 июля 1939.
1953 - V отчетная выставка автолитографий, выполненных художниками в Литографской студии МОССХ // Советская культура, 14 июня 1953.
1993 - Посольство Украины в Москве (персональная).
1994 - Москва, галерея Остоженка, 16 (совместно с Д.П., А.К. и И.К. Федориными)
1995 - ЦДХ, Москва (персональная).
1995 - Российский центр культуры в Варшаве.
1995 - "Я иду дорогами войны" (к 50-летию победы в ВОВ). Общество содействия деятелям культуры России, Москва
1997 - Москва нашего детства. 1930-1960-е годы. ЦДХ, Москва.
2003 - Династия, род, семья в истории отечества. Музей истории города Москвы (МИГМ).
2003 - Московские усадьбы // МИГМ. Манеж, Москва.
2004 - Была война. Фронтовая живопись 1941-1945 гг. // Галерея Кабинет. ЦДХ, Москва.
2005 - Дорога к победе. К 60 - летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
2005 - Фронтовые рисунки 1941-1945 гг. Дорогами войны // Галерея Кабинет. ЦДХ, Москва
2005 - Москва победная. МИГМ.
2005 - Мир без войны. Созидание. МузИГМ. Малый Манеж, Москва.





Л.Н. Хорошкевич. Дневник художника




Из дневника преподавателя

[1-я беседа "О живописи"]

Леонид Н. Хорошкевич на натуре в Новодевичьем монастыре.
По поводу головы Гаттамелаты1: помните - "Искусство не то, что невыразительная правильность, но всегда выразительная неправиль-ность".
Рисующий эту голову, задумались ли Вы, кто ее делал, когда, какому человеку принадлежала эта голова?
Определи ли Вы его способности, его честолюбие, его волю, его ум? Стиль рисунка складывается из этих определений.
Каждому явлению соответствует каждая форма.
Бессмысленные вещи - есть лишние вещи.
Скульптура - это есть деформация. Она никогда не есть копия существующего, но всегда преувеличение.
Каждому автору свойственны свои преувеличения. Они могут быть убедительными и неубедительными.
Неубедительность есть нарушение контакта между произведением и зрителем.
Контакт нарушается по вине автора, по вине зрителя и времени воздействия автора на зрителя.
Учитель это тот, кто не жалеет потратить время на Вас.
Умный учитель извлекает из этого кое-какую пользу для себя.
Непонимающая его аудитория все же остается аудиторией. Перед ней он раскрывает свои мысли. Если он смел, то его дерзость слегка задевает сознание слушающих и приобретает силу убежденности, а мысль- силу проверенной ясности.
В сущности говоря, он читал интересные вещи. "Предметы, находящиеся выше нашего глаза скрывают свои горизонтальные поверхности, а предметы, которые ниже уровня глаза, показывают ее".
Ясность этой формулы, ее обнаженность производила сильное впечатление на старательных и немолодых девушек. Им очень трудно казалось изобразить на бумаге трехмерность предметов.
О композиции: "Композиция это такое незаменимое расположение частей, которым художник выражает свою мысль".
Старичок профессор, сидя в мягком кресле, успокоительным голосом продолжал "В композиции части целого располагаются пластично, то есть следуют, вытекают одна из другой".
Из глубины зала поднялся молодой человек с рыжими волосами и прочитал из своей записной книжки следующее:
1. Профессор, я уверен, что композиция плаката, станковой картины, фрески и книжной страницы имеют настолько противоположную цель, что и средства их противоположны.
2. Действие плаката рассчитано на минутное и сильное воздействие. Мысль его прочитывается сразу. Средства плаката - плоское пятно.
3. Действие станковой картины, подобно музыкальной мелодии, действующей во времени. Как мелодия уводит воображение слушателя в пространства, наполненные звуками, так станковая картина строит время в пространстве и, уводя изображаемыми предметами зрителя в глубину, занимает временем этот процесс.
4. Композиция организуется только через предмет, и даже беспредметная живопись имеет предмет своим прообразом.
5. Композиция никогда не есть изображение поверхностного и минувшего. Композиция действует отбором из виденного разновременно. Группируя предметы, композиция ставит зрителя на путь воображения и догадок.
6. Ум художника, его чувства, его взволнованность, его лиризм, его ирония находят свое место и выражение в композиции. И так я требую откровенности.
7. Танк и мотоцикл покрывают скоро большое пространство. Изображение быстроты предмета требует большого пространства вокруг движущегося тела.
8. Движения человека по палубе, на снегу, в комнате - очень различны. Характер движения подчинен месту действия. Вошедший в комнату человек изменяет состояние находящихся там людей. Стол, принесенный в комнату, изменяет движение живущих в ней людей".
И еще и это самое главное: "Школа подставляет свои неумолимые и нивелирующие правила лишь в те места нашего сознания, которые не заполнены личным пониманием, личным взглядом.
Я определяю так дело учителя: он помогает ученику определить неясные стремления, определить их форму".
____________


1 - Автор - Донателло (di Betto Bardi) один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения (р. 1382\1387 г.) В 1444 г. отлил из бронзы конную статую кондотьера Венецианской республики - Гаттамелаты (Erasmo Mazzi da Narni)

<<< - 120 - >>>

©  Валерия Шахбазова 2006 -