Из дневника преподавателя
[1-я беседа "О живописи"]
По поводу головы
Гаттамелаты1: помните -
"Искусство не то, что невыразительная правильность, но всегда выразительная неправиль-ность".
Рисующий эту голову, задумались ли Вы, кто ее делал, когда, какому человеку принадлежала
эта голова?
Определи ли Вы его способности, его честолюбие, его волю, его ум? Стиль рисунка складывается из этих определений.
Каждому явлению соответствует каждая форма.
Бессмысленные вещи - есть лишние вещи.
Скульптура - это есть деформация. Она никогда не есть копия существующего, но всегда преувеличение.
Каждому автору свойственны свои преувеличения. Они могут быть убедительными и неубедительными.
Неубедительность есть нарушение контакта между произведением и зрителем.
Контакт нарушается по вине автора, по вине зрителя и времени воздействия автора на зрителя.
Учитель это тот, кто не жалеет потратить время на Вас.
Умный учитель извлекает из этого
кое-какую пользу для себя.
Непонимающая его аудитория все же остается аудиторией. Перед ней он раскрывает свои мысли.
Если он смел, то его дерзость слегка задевает сознание слушающих и приобретает силу убежденности, а мысль- силу проверенной ясности.
В сущности говоря, он читал интересные вещи.
"Предметы, находящиеся выше нашего глаза скрывают свои горизонтальные поверхности, а предметы,
которые ниже уровня глаза, показывают ее".
Ясность этой формулы, ее обнаженность производила сильное впечатление на старательных и немолодых девушек. Им очень трудно казалось изобразить на бумаге трехмерность предметов.
О композиции: "Композиция это такое незаменимое расположение частей, которым художник выражает свою мысль".
Старичок профессор, сидя в мягком кресле, успокоительным голосом продолжал "В композиции части целого располагаются пластично, то есть следуют, вытекают одна из другой".
Из глубины зала поднялся молодой человек с рыжими волосами и прочитал из своей записной книжки следующее:
1. Профессор, я уверен, что композиция плаката, станковой картины, фрески и книжной страницы имеют настолько противоположную цель, что и средства их противоположны.
2. Действие плаката рассчитано на минутное и сильное воздействие. Мысль его прочитывается сразу. Средства плаката - плоское пятно.
3. Действие станковой картины, подобно музыкальной мелодии, действующей во времени. Как мелодия уводит воображение слушателя в пространства, наполненные звуками, так станковая картина строит время в пространстве и, уводя изображаемыми предметами зрителя в глубину, занимает временем этот процесс.
4. Композиция организуется только через предмет, и даже беспредметная живопись имеет предмет своим прообразом.
5. Композиция никогда не есть изображение поверхностного и минувшего. Композиция действует отбором из виденного разновременно. Группируя предметы, композиция ставит зрителя на путь воображения и догадок.
6. Ум художника, его чувства, его взволнованность, его лиризм, его ирония находят свое место и выражение в композиции. И так я требую откровенности.
7. Танк и мотоцикл покрывают скоро большое пространство. Изображение быстроты предмета требует большого пространства вокруг движущегося тела.
8. Движения человека по палубе, на снегу, в комнате - очень различны. Характер движения подчинен месту действия.
Вошедший в комнату человек изменяет состояние находящихся там людей. Стол, принесенный в комнату, изменяет движение живущих в ней людей".
И еще и это самое главное:
"Школа подставляет свои неумолимые и нивелирующие правила лишь в те места нашего сознания, которые не заполнены личным пониманием, личным взглядом.
Я определяю так дело учителя: он помогает ученику определить неясные стремления, определить их форму".
____________
1 - Автор - Донателло (di Betto Bardi) один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения (р. 1382\1387 г.) В 1444 г. отлил из бронзы конную статую кондотьера Венецианской республики - Гаттамелаты (Erasmo Mazzi da Narni)